Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования-проанализировать социальные программы и проекты, направленные на повышение качества жизни пожилых граждан и наметить направления повышения их эффективности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социальный статус пожилых граждан в современном обществе;
2. Рассмотреть программно-целевой подход как основное средство реализации социальной политики;
3. Проанализировать содержание региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан;
4. Обобщить предварительные результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и предложить направления повышения их эффективности.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучение научной и учебной литературы и первичных

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Социальный статус пожилых граждан в современном обществе 7
1.2. Программно-целевой подход как средство реализации социальной политики 18
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
30
2.1. Анализ содержания региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан 30
2.2. Результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и направления повышения их эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 148.10 Кб (Скачать файл)

В рамках социальных мероприятий по содействию занятости трудоустроено 15689 пожилых людей.

Одновременно наращивали свою работу «Университеты третьего возраста», количество которых в 2011 году составило 846 с общим охватом обучающихся в них пожилых людей— 74983 человека.

В течение 2011 года открыто 1363 компьютерных класса (центра), для которых приобретено 2044 компьютера. Обучение в них навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет прошли 136820 граждан пожилого возраста (в частности, в Республике Башкортостан — 7347 чел.; Республике Бурятия - 1146 чел.; Республике Марий Эл — 4673 чел.; Республике Татарстан - 10018 чел.; Чувашской Республике — 3179 чел.; Краснодарском крае - 1290 чел.; Красноярском крае — 6297 чел.; в Астраханской области — 1876 чел.; Калужской области — 2160 чел.; Курской области — 1100 чел.; Нижегородской области 2787 чел.; Ростовской области 1481 чел.; Саратовской области - 2920 чел.; Свердловской области - 5030 чел.; Смоленской области - 1200 чел.; Тюменской области — 7666 чел.; Ульяновской области — 33427 чел.; Челябинской области -1823 чел.; в г. Москве 16306 чел.; г. Санкт-Петербурге — 6171 чел.; в Ханты-Мансийском автономном округе — 5702 чел. и в других субъектах).

Немало сделано в субъектах Российской Федерации в 2011 году для организации свободного времени и культурного досуга пожилых людей.

Активизировалась работа библиотечного обслуживания, в том числе по организации доставки книг на дом. В истекшем году получили книг на дом 128741 пожилой человек.

Созданы клубы (кружки) по интересам, к занятиям в которых было привлечено в 2011 году 348490 человек. Проведены спортивные мероприятия, соревнования и спартакиады, в которых приняли участие1183990 пожилых граждан, в том числе ветеранов спорта. Осуществлялись чествования пожилых граждан, достигших 100-летнего возраста (9725 чел.), супружеских пар с «золотой свадьбой» (37827 пар). Проведено 45630 праздничных мероприятий в связи с памятными датами, (День Победы, День защитника Отечества, и др.), а также в связи с Международным днем пожилых людей, Международным днём инвалидов и других мероприятий, Организовано и проведено 7736 конкурсов художественной самодеятельности пожилых граждан, выставок изделий декоративно-прикладного творчества.

Определённое место в культурном досуге заняли экскурсионно-туристические мероприятия для пожилых граждан. Всего организовано 24,5 тысяч туристических экскурсий. Впервые в ряде субъектов Российской Федерации использовалась новая технология «Виртуальный туризм*, которая особенно востребована маломобильными пожилыми гражданами и гражданами, находящимися на постоянном постельном режиме.

В рамках реализации всех региональных программ осуществлены мероприятия по формированию кадрового потенциала для работы с пожилыми людьми. В 2011 году подготовлено 3470 специалистов для работы в системе органов социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания субъектов Российской Федерации, повысили квалификацию 15909 человек, прошли переподготовку - 20202 человека.

Улучшению показателей в работе способствовали проводимые в регионах конкурсы профессионального мастерства. В 2011 году в субъектах Российской Федерации в рамках программных мероприятий проведено 403 конкурса, в которых приняли участие более 7400 человек.

В числе мер, стимулирующих деятельность социальных работников, способствующих закреплению их на работе в учреждениях социального обслуживания, в 32 субъектах Российской Федерации применяется система повышения заработной платы за высокие показатели в работе от 10% до 160% (в том числе, в Республике Алтай - 25%; Республике Коми - до 50%; Республике Марий Эл, Ставропольском крае, в Белгородской. Калининградской, Кемеровской^ Самарской, Ульяновской областях - до 100%; в Пермском крае — до 150%).

Кроме этого, формой стимулирования социальных работников является предоставление скидок на оплату жилья, коммунальных услуг и транспортных расходов в ряде регионов от 50%. до 100% (Республика Коми, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Краснодарский край, Владимирская, Калужская, Магаданская, Рязанская, Томская, Тюменская области; Ямало-Ненецкий автономный округ).

В течение 2011 года субъектами Российской Федерации осуществлялось научно-методическое обеспечение и информационное сопровождение реализации программы. В целом, в регионах проведено более 2500 методических семинаров, школ, конференций, совещаний с общим охватом более 45600 работников органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания граждан; подготовлено около 12400 телеки радио сюжетов, освещающих актуальные проблемы пожилых людей.

В субъектах Российской Федерации в рамках региональных программ осуществлены мероприятия по созданию около 13800 стендов, баннеров, плакатов, роликов и размещению их в средствах массовой информации,^ органах управления социальной защиты и в учреждениях социального обслуживания, а также на городских и поселковых площадках, отведенных для местной информации.

Таким образом, по результатам анализа отчетных материалов, представленных 83 субъектами Российской Федерации, следует отметить следующее:

на основе разработанного Минздравсоцразвития России инструментария электронного сбора и обобщения информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получены фактические данные о выполнении региональных программ, как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе субъектов Российской Федерации;

за счет комплексного межотраслевого подхода к реализации программ и организации межведомственных советов.(комитетов), значительно улучшилось взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, других заинтересованных структур регионов по решению актуальных и наиболее острых проблем пожилых граждан;

увеличился охват предоставляемыми услугами одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, выявленных в результате проведенных обследований;

за счет внедрения инновационных технологий предоставления социальных услуг и ухода на дому, а также увеличения числа мест в стационарных учреждениях социального обслуживания повысилась удовлетворенность пожилых граждан социальным обслуживанием; 

улучшилось психоэмоциональное настроение пожилых людей за счет расширения информированности и развития коммуникационных связей;

повысилась активность и участие пожилых людей в общественной жизни, спортивно-оздоровительных, и социокультурных мероприятиях.33

С помощью региональных программ будет совершенствоваться медицинская и социально-реабилитационная помощь, в том числе:

  • развиваться система услуг по уходу за пожилыми людьми и предоставлению им паллиативной помощи, института опеки и приемной семьи для пожилых граждан;
  • расширяться практика использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям;
  • модернизироваться материально-техническая база учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, которая будет способствовать переселению пожилых людей, постоянно проживающих в ветхих и находящихся в аварийном состоянии учреждениях социального обслуживания, в благоустроенные помещения.

Имеющаяся сеть учреждений социального обслуживания, на сегодняшний день, не может в полной мере удовлетворить возрастающие потребности населения в стационарном обслуживании, особенно лиц, страдающих психическими расстройствами.

В этой связи в большинстве субъектов Российской Федерации в среднесрочной перспективе (до 2020 года) на основании утвержденных в субъектах Российской Федерации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания предполагается создание новых объектов социального обслуживания путем строительства типовых зданий и сооружений, увеличение мощности действующих стационарных учреждений социального обслуживания, строительства дополнительных жилых корпусов, перепрофилирование стационарных учреждений социального обслуживания с целью удовлетворения повышенного спроса в учреждениях психоневрологического профиля, а также закрытие домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости, расположенных в отдаленных местностях и не способных из-за отсутствия кадровых ресурсов обеспечить надлежащее оказание социальных и социально-медицинских услуг.

Реализация в 2011 - 2013 годы принятых субъектами Российской Федерации программ послужит внедрению новых технологий в сфере охраны здоровья, социальной защиты, укреплению материально-технической базы учреждений социальной сферы, обслуживающих пожилых людей.

Для повышения эффективности реализации программ, на наш взгляд, необходимо:

  1. В качестве одной из мер по совершенствованию подготовки квалифицированных кадров для сферы социального обслуживания населения является включение геронтологии в учебные и научные программы соответствующих учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, а также проработка механизма внедрения результатов этих программ в практику предоставления услуг гражданам пожилого возраста.
  2. Внедрение новейших геронтологических разработок в практику деятельности геронтологических учреждений будет способствовать повышению качества жизни пожилых людей и оказанию им персонифицированной помощи и ухода на основе учета их физического и психического здоровья.
  3. На всех этапах разработки и реализации региональных целевых программ по повышению уровня и качества жизни пожилых граждан необходимо осуществлять специальный мониторинг (первичное обследование), раскрывающий содержание поставленных проблем и обеспечивающий целевое поступление специальной информации, отсутствующей в других источниках. Затраты на проведение подобных первичных исследований необходимо предусматривать уже в проекте федеральной целевой программы.
  4. В мероприятиях по повышению уровня защищенности граждан пожилого возраста основной акцент сделать на обеспечении доступности качественной юридической помощи, в том числе с использованием дистанционных технологий общения.
  5. В настоящее время практически 99% всех мер социальной защиты сегодня обеспечивается социальными службами, входящими в комплекс, у которого просто не хватает ресурсов успевать развивать систему учреждений хотя бы с той же скоростью, с которой стареет нация. Для наиболее комплексного решения проблемы повышения качества жизни граждан пожилого возраста сегодня необходимо обеспечить принципиально новый подход к разработке и реализации политики в отношении старшего поколения. Основная идея здесь, на мой взгляд, должна заключаться не в сокращении роли государственного сектора, а в развитии негосударственного на основе привлечения частных инвестиций и передового национального и зарубежного опыта управления. Пришло время переложить бремя социальной ответственности на бизнес, и перейти к разработке конкретных механизмов осуществления проектов создания негосударственных социальных служб, что является одним из способов реализации задачи развития данной отрасли.

 

Заключение

 

В современной России социальные проблемы лиц пожилого возраста и потребность их решения методами государственного и муниципального управления обусловлены нарастающим старением населения.

Переход из зрелого трудоспособного возраста в пенсионный для многих для многих россиян часто является кризисом, который влечет за собой новые проблемы  и новый стиль жизни. Он может сопровождаться  изменением занятости в трудовой сфере – главного источника существования, сменой социального окружения на семью, соседей, друзей, отходом от привычных социальных ролей и примирением  с новыми.

Социальное положение пожилых людей - одной из самых представительных социальных групп населения страны, за последние годы претерпело существенное изменение. Годы современных российских реформ характеризовались существенными упущениями в области социальной политики вообще и конкретно применительно к пожилым гражданам. Вследствие проводимых в стране экономических и политических преобразований пожилые люди неоднократно практически полностью теряли свои сбережения, и в результате для большинства ныне живущих из них основным источником дохода является пенсия и социальные выплаты. Большое значение для них имеют и натуральные услуги в области медицинского, лекарственного и транспортного обслуживания. Даже совокупный доход с учетом пенсий, социальных выплат и компенсаций, не позволил вплоть до настоящего времени существенно изменить социально-экономическое положение пожилых и их семей, предопределяя широкое распространение бедности среди данной категории населения. Пенсионная реформа, которая осуществляется в течение ряда лет в России, так и не стала значимым позитивом для жизни этих людей в плане улучшения их материального положения. По широко распространенному общественному мнению пожилые люди относятся к наименее обеспеченным слоям и нуждаются в активной социальной защите, в том числе с целенаправленным использованием специальных услуг

На региональном уровне помимо развития законодательной базы  эффективным инструментом государственного воздействия на повышение уровня социально-экономического положения граждан пожилого возраста и инвалидов, способным комплексно решать существующие у населения проблемы, является программно-целевой метод, в котором особое место занимают региональные программы, направленные на повышение качества жизни, в том числе пожилых людей.

Данными программами предусмотрены мероприятия по модернизации нормативной правовой базы социального обслуживания населения, совершенствованию инфраструктуры социального обслуживания пожилых граждан, совершенствованию системы лекарственного обеспечения граждан пожилого возраста, созданию условий и механизмов сохранения или повторной интеграции пожилых людей в сферу профессиональной деятельности, развитию государственно-частного партнерства и привлечению некоммерческих организаций в сферу социального обслуживания пожилых граждан, повышению доступности информации для пожилых людей (в том числе посредством овладения компьютерной грамотностью и пользованием Интернетом), повышению роли общественных организаций и развитию волонтерского движения.

Информация о работе Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста