Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 01:32, дипломная работа
Цель исследования-проанализировать социальные программы и проекты, направленные на повышение качества жизни пожилых граждан и наметить направления повышения их эффективности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социальный статус пожилых граждан в современном обществе;
2. Рассмотреть программно-целевой подход как основное средство реализации социальной политики;
3. Проанализировать содержание региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан;
4. Обобщить предварительные результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и предложить направления повышения их эффективности.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучение научной и учебной литературы и первичных
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Социальный статус пожилых граждан в современном обществе 7
1.2. Программно-целевой подход как средство реализации социальной политики 18
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
30
2.1. Анализ содержания региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан 30
2.2. Результаты реализации программ повышения качества жизни граждан пожилого возраста и направления повышения их эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 67
В течение 2011 года в субъектах Российской Федерации в соответствии с запланированными программными мероприятиями получили развитие наряду с «институтом опеки», «приёмной семьи» такие инновационные формы жизнеустройства одиноких и больных граждан пожилого возраста, как «гостевая семья» для пожилого человека, «соседская помощь»; патронажный и сестринский уход, а также «школы по уходу».
По отчетным данным субъектов Российской федерации, всего в 2011 году насчитывалось 49187опекунов из числа физических лиц, осуществляющих опеку над 77750 пожилыми гражданами, в том числе над 48664 пожилыми гражданами — в домашних условиях. Наибольшее число пожилых граждан находятся под опекой: в Удмуртской Республике (5700 чел.); Пермском крае (9293 чел.); Московской области (6914 чел.); Ростовской области (5407 чел.).
В 20 субъектах Российской Федерации развитие получили «приёмные семьи». В 2011 году функционировало 2099 приёмных семей в-которых проживало 2266 пожилых граждан: в Красноярском крае —47 приёмных семей с проживанием в них 47 пожилых граждан; в Пермском крае — 1196 приёмных семей (проживало 1238 человек); в Ставропольском крае соответственно — 33 семьи (проживало 33 человека); Курганской;области — 82 семьи с проживанием 84 человек; Курской области - 32 семьи (проживало 37 человек); Ростовской области — 41 семья (проживало 42,человека); Самарской области 172 семьи (проживало 172 человека); Тюменской области — 60 семей (проживало 70 человек) и в других субъектах Российской Федерации.
Однако, несмотря на улучшение системы социальной защиты пожилых граждан и инвалидов, появление новых социальных учреждений, проблема очередности нуждающихся в стационарном и нестационарном медико-социальном обслуживании сохраняется. Особенно это касается домов интернатного типа, которые могут обеспечить не более 50% одиноких пожилых граждан, нуждающихся в постоянной медицинской помощи и уходе. Сокращение сети стационарных учреждений (домов-интернатов для инвалидов и престарелых) приводит к дефициту мест, тем самым сохраняя существующую очередь.
Реалии сегодняшнего времени требуют новых стационарных учреждений для пожилых людей, в которых должны быть созданы оптимальные условия для их жизнедеятельности. Во-первых, необходимо создание домов малой вместимости (на 30-50 мест). Во-вторых, данные учреждения должны быть приспособлены не столько для лечения, сколько для длительного проживания и функционировать как пансионаты. Это должны быть жилые дома с комнатами типа «малосемейка», в которых поселяются пожилые люди, имеющие среднюю степень самообслуживания и по объективным причинам пожелавшие оставить свое жилье и переехать в специальный дом, заключив договор с органом социальной защиты. В-третьих, дома-интернаты должны быть в каждом районе, городе, так как смена места жительства пожилым человеком, наносит ему дополнительную психологическую травму.
В последние годы технология «Тревожной кнопки» («Тревожней браслет») занимает все большее место среди традиционных видов социальной помощи, которые предоставляются на дому. С одной стороны, эта технология обеспечивает постоянную социальную, медицинскую и психологическую поддержку пожилого человека, с другой - позволяет экономить значительные бюджетные средства за счёт расширения возможности обслуживания на дому.
В 2011 году в российских регионах действовало 29715 технологий «тревожной кнопки». Наиболее интенсивно эта технология развита в гг. Москве (18600 ед.) и Санкт-Петербурге (10608 ед.), где такими устройствами обеспечены практически все ветераны Великой Отечественной войны. В Камчатском крае функционируют 43 «тревожные кнопки», в Московской области — 80 ед., в Мурманской области — 154 ед., Пензенской области 27 ед., Ульяновской области -129 ед., Ярославской области - 40 ед. Вместе с тем, в связи с ограниченностью средств эта технология еще не во всех субъектах Российской Федерации получила должное развитие.
Значительное место в региональных программах уделено мерам по укреплению здоровья граждан пожилого возраста и предоставлению им при необходимости паллиативной помощи.
Диспансерное обследование в 2011 году прошли в 41 субъекте Российской Федерации 333081 пожилых граждан.
В 35 субъектах Российской Федерации более чем 1 млн. 577 тыс. пожилых граждан предоставлены услуги по льготному зубопротезированию.
В целях оказания паллиативной помощи в 2011 году организована работа 91 «хосписа на дому» с охватом данным видом услуги 1094 пожилых тяжелобольных граждан.
В течение 2011 года в рамках региональных программ работали школы и группы здоровья, в которых посетили лекционные занятия и прошли курс оздоровления около 3,2 млн. пожилых граждан. В Челябинске в клинике курортной медицины открылась бесплатная школа здоровья для пожилых пациентов. На занятиях освещаются вопросы рационального питания, режима труда и отдыха, активизации свободного времени.
В рамках реализации региональной программы Ивановской области на базе 13 учреждений системы социальной защиты населения стали действовать «Школы здоровья», работа которых направлена на сохранение и укрепление здоровья пожилых людей, находящихся на обслуживании. Для пожилых клиентов учреждений социального обслуживания организованы занятия по «фитнес-терапии», занятия на тренажерах, поддерживающих мышечную активность, а также положительно влияющих на эмоциональное самочувствие пожилых людей.
В «школах здоровья» Санкт-Петербурга, кроме лекционных занятий о сохранении здоровья и традиционных занятий физическими упражнениями как форма активного долголетия пропагандировалась финская ходьба с палками.
В общей системе мер по сохранению здоровья, предотвращению тяжелых болезней и смерти от инфекционных заболеваний важное значение отводится обеспечению услуг по вакцинации.
Пожилым людям рекомендуется ревакцинация против дифтерии и столбняка каждые 10 лет, вакцинация против сезонного гриппа (всем людям старше 60 лет) — ежегодно.
Данный вид услуг предусмотрен большинством региональных про грамм. В 2011 году услугами по вакцинации обеспечено почти 279 тысяч пожилых 1ражцан.
Для удобства маломобильных и тяжелобольных пожилых граждан, программами предусмотрены мероприятия по организации доставки медикаментов непосредственно на дом. Таким видом услуг в 2011 году было охвачено более 1 млн. 552 тыс. пожилых граждан, в том числе более 1 млн. 234 тыс. пожилых граждан из числа сельских жителей.
Забота об охране здоровья пожилых людей должна выходить за пределы того, что связано с ориентацией на болезни, и предполагать обеспечение их общего благосостояния. Это означает, что необходимо принимать во внимание взаимосвязь физических, психических, социальных, духовных факторов, а также факторов окружающей среды. Усилия в области здравоохранения, в частности оказание первичной медико-санитарной помощи, стратегически должны быть направлены на то, чтобы позволить стареющим людям вести независимый образ жизни в своей семье как можно дольше, вместо того, чтобы быть ограниченными искусственно или исключенными от различных областей деятельности общества.
Важной составляющей в уходе за тяжелобольными и маломобильными пожилыми гражданами, не являющимися льготополучателями технических средств реабилитации и предметов ухода, является обеспечение возможности пользоваться ими на возмездных условиях.
В этих целях в субъектах Российской Федерации действовали 742 пункта проката (продажи) средств и предметов урода за пожилыми гражданами.
К мероприятиям по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания для пожилых граждан в первую очередь следует отнести проведение капитального ремонта зданий учреждений стационарного социального обслуживания.
Всего в 2011 году осуществлен капитальный ремонт 721 здания (Республика Адыгея — 3 здания; Республика Саха (Якутия) - 7 зданий; Республика Тыва - 5 зданий; Хабаровский край - 3 здания; Амурская область — 1 здание; Архангельская область — 2 здания; Новгородская область — 7 зданий; Орловская область - Д зданий; Тамбовская область - 9 зданий; Тульская область — 7 зданий; Ханты-Мансийский автономный округ — 3 здания и в других субъектах).
В Липецкой области во всех 12-ти стационарных учреждениях социального обслуживания решены вопросы создания безбарьерной среды жизнедеятельности проживающих в них граждан: лестницы оснащены электрическими подъемниками; входы в здания оборудованы пандусами; электрические розетки и выключатели расположены на удобной высоте; устроены широкие дверные проёмы, позволяющие свободный доступ инвалидам-ко- лясочникам; санузлы, душевые и жилые комнаты, а также коридоры и места общего пользования оборудованы большим количеством поручней.
Благодаря комплексности региональных программ и координации взаимодействия органов исполнительной власти по выполнению программных мероприятий, в 2011 году пожилым людям — клиентам учреждений социального обслуживания предоставлены широкие возможности пользоваться спортивными, оздоровительными, рекреационными объектами, в том числе инфраструктурой учреждений общего и профессионального образования. Всего в субъектах Российской Федерации такие возможности предоставлены 41193 объектами.
В целях усиления координации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений ветеранов и пожилых людей в 41 субъекте Российской Федерации организованы межведомственные советы (комиссии) по проблемам пожилых людей. '
Ежемесячные меры социальной поддержки за счет средств региональных бюджетов получили более 9 млн. 700 тысяч пожилых людей из числа региональных льготных категорий (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица) Общий объем финансирования на эти цели составил более 48 млрд. рублей.
В рамках проведенного в субъектах Российской Федерации мониторинга социально-экономического положения пожилых людей (по итогам 2010 г.) было охвачено обследованием более 7 млн. 625 тысяч пожилых граждан, в том числе одиноко проживающих. Остро нуждающиеся в социальном обслуживании пожилые граждане поставлены на социальное обслуживание на дому или определены в стационарные учреждения.
В Ставропольском крае из 60 тысяч обследованных граждан пожилого возраста выявлено 25,8 тысяч нуждающихся в различной социальной помощи и социальных услугах. Из числа выявленных поставлены на социальное обслуживание 3,5 тысячи пожилых граждан, остальным оказана социальная поддержка и помощь в соответствии с их нуждаемостью.
В Республике Бурятия обследованием были охвачены 100% одиноко проживающих граждан. Из числа нуждающихся в социальных услугах пожилых граждан с 532 ’заключёны договоры о социальном обслуживании на дому.
В Самарской области социальные услуги на дому в настоящее время получают более 57 тысяч человек, что составляет 99,8% от числа обратившихся в социальные службы.
Процент удовлетворения граждан пожилого возраста качеством услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, колеблется в пределах от 95% до 98%.
Показателем эффективности осуществляемых мероприятий в субъектах Российской Федерации может служить снижение смертности, а также увеличение в ряде субъектов Российской Федерации продолжительности жизни проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Так, например, по отчетным данным Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, в 2011 году смертность, в целом по стационарным учреждениям социального обслуживания, снизилась с 231 до 185 случаев.
В Республике Алтай, высоко дотационном регионе, продолжительность жизни клиентов стационарных учреждений увеличилась до 74 лет, что выше аналогичного социально-демографического показателя по региону на 6,5 лет.
В целях социальной защищенности пожилых граждан в региональных программах субъектов Российской Федерации предусмотрены меры по развитию добровольчества и волонтерской деятельности по оказанию помощи гражданам пожилого возраста; й также проведение таких акций, как «Забота», «Помощь», «Милосердие» и других, направленных на удовлетворение первостепенных нужд пожилых людей.
В 2011 году в регионах интенсивно развивалось добровольчество и волонтерское движение. По отчётным данным охват этим видом деятельности в субъектах Российской Федерации составил 384892 человека.
В территориальном разрезе волонтерской деятельностью заняты: к примеру, в Кабардино-Балкарской Республике - 14200 чел.; Республике Калмыкия — 500 чел.; Республике Коми — 450 чел.; Республике Северная Осетия-Алания — 269 чел.; Чувашской Республике - 35024 чел.; в Астраханской области - 3080 чел.; Курганской области – 6598 чел.; Курской области - 19900 чел.; Липецкая области — 5166 чел.; Московской области — 4000 чел.; Томской области — 1850 чел.; Тюменской области — 31000 чел.; в г. Санкт- Петербурге - 16984 чел.; в Ямало-Ненецком автономном округе — 321 чел.
В Московской области в рамках ежегодно проводимого конкурса специалистов сферы молодежной политики в номинации «Лучший специалист сферы работы с молодежью» проводится конкурс по направлению «Развитие и поддержка добровольческих инициатив молодежи.
В Республике Хакасия оказание помощи гражданам пожилого возраста осуществляется силами учащейся и студенческой молодежи. Министерством образования и науки Республики Хакасия проведен Республиканский фестиваль тимуровского движения, в котором приняли участие 160 человек. В ноябре 2011 года в Республике Хакасия проведена предновогодняя и рождественская акция «Новый год и рождество идёт к ветерану в дом».
Общее количество пожилых граждан, охваченных благотворительными акциями в субъектах Российской Федерации по отчётам выполнения программных мероприятий в 2011 году, составило более 1 млн. 761 тыс. человек.
Активизации пожилых людей в жизни общества способствует развитие интеллектуального потенциала и возможность коммуникационных связей.
В этих целях в субъектах Российской Федерации в 2011 году в рамках реализации программных мероприятий органами служб занятости совместно с учреждениями социального обслуживания оказано 105189 государственных услуг (консультаций) по информированию пожилых людей о положении на рынке труда, проведению ярмарок вакансий для пожилых людей, профориентации и возможностях обучения (переобучения).
Информация о работе Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста