Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:36, курсовая работа
Таким образом, целью работы станет изучение лидерских качеств руководителя компании ЗАО «Монро» и разработка эффективной стратегии лидерства для предприятия.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научный, научно-практический, публицистический материал по теме исследования;
- дать характеристику понятию и содержанию лидерства;
- описать современные теории лидерства;
- дать характеристику рассматриваемого предприятия, оргструктуры, руководителя;
- сделать выводы по теме исследования.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Исследование теоретических основ управления лидерством в организации………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и содержание лидерства……………………………………………6
1.2. Современные теории лидерства……………………………………………..11
1.3. Лидер в системе эффективного управления организацией………………...18
2. Разработка стратегии лидерства для ЗАО «Монро»………………………….27
2.1. Характеристика организации, способы управления, оргструктура,
характеристика руководителя……………………………………………………..27
2.2. Оценка лидерских качеств и роль лидера в управленческих процессах компании……………………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………40
Библиографический список………………………………………………………..42
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Исследование теоретических
основ управления лидерством
в организации……………………………………………
1.1. Понятие и содержание лидерства……………………………………………6
1.2. Современные теории лидерства……………………………………………..11
1.3. Лидер в системе эффективного управления организацией………………...18
2. Разработка стратегии лидерства для ЗАО «Монро»………………………….27
2.1. Характеристика организации, способы управления, оргструктура,
характеристика
руководителя………………………………………………
2.2. Оценка лидерских качеств
и роль лидера в управленческих процессах
компании…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………..
Введение
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека.
Как правило, программы подготовки менеджеров в большинстве случаев различаются по своей предметной направленности. Программы различаются для менеджеров в финансовой сфере или менеджеров в горнорудной промышленности, в торговле или в малом бизнесе. Другой аспект программных различий ― направленность на подготовку руководителей верхнего, среднего или низшего уровней.
Однако в учебных программах недостаточно учитываются важные и давно обсуждаемые различия между менеджерскими и лидерскими знаниями и умениями. Нам представляется, что указанные различия могут в значительной степени изменить содержание и последовательность представления учебных предметов в учебных программах по менеджменту.
Любая организация может быть представлена в двух аспектах: формальном и неформальном. Отношения среди сотрудников с формальной точки зрения ― должностные, с неформальной ― личностные. Соответственно руководитель занимает верхнюю позицию с формальной (официальной) точки зрения, лидер ― с неформальной. На лидера основное влияние оказывают члены группы, и ему приходится реагировать на изменение мнения своих последователей.
В то же время на руководителя
постоянно оказывается
Стоит руководителю в своем стиле управления сделать акцент на лидерстве, то есть больше принимать во внимание мнение своих подчиненных, чем собственного руководства, и он рискует потерять свою должность. Поэтому проявление лидерских качеств может реализоваться более полно у руководителей «верхних этажей» управления в независимых фирмах. И в этом случае использование такого понятия, как лидер бизнеса, становится вполне оправданным.
Менеджеры, полностью устраивающие руководство, несут в себе определенную опасность. С одной стороны, они удобны высшему руководству, но, с другой ― их управление становится односторонним, теряет новаторские качества, и организации может быть нанесен ущерб в условиях быстро меняющегося рынка.
Обоснование актуальности темы. Проблема лидерства сегодня одна из актуальных для любой организации любого масштаба. Основным ресурсом на пути к этому является человеческий потенциал, талант, инициатива, сила и энергия, то есть та лидерская составляющая личности, которая ему такие свойства представляет. Еще 15-20 лет назад такой остроты в этом вопросе не было. Собственно тогда в России еще весьма успешно функционировали мощные вертикальные структуры, что было связано с командно-административным стилем управления. Сейчас же важность лидерства именно всех структурных организаций оспаривать вряд ли кто-нибудь решиться.
На высшем уровне лидерство проявляется как вдохновляющий, генерирующий и стратегический фактор развития, на среднем – более очевидна его генерирующая и направляющая роль, и на исполнительском – оперативная, ситуативно-инициативная.
Оно может проявляться в умении и способности организовать рабочий процесс, в умение убеждать людей, добиваться поставленных целей, в способности создавать видение картины будущего для организации, а также в желании проявлять инициативу в стандартных рабочих процессах.
Таким образом, целью работы станет изучение лидерских качеств руководителя компании ЗАО «Монро» и разработка эффективной стратегии лидерства для предприятия.
Объект исследования: лидерство на предприятии.
Предмет исследования: лидерские качества руководителя предприятия.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научный, научно-практический, публицистический материал по теме исследования;
- дать характеристику понятию и содержанию лидерства;
- описать современные теории лидерства;
- дать характеристику рассматриваемого предприятия, оргструктуры, руководителя;
- сделать выводы по теме исследования.
Глава 1. Исследование теоретических основ управления
лидерством в организации
1.1. Понятие и содержание лидерства
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека.
Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние как на действия, так и на мнение отдельного ее члена и что становление и развитие группы происходит в том числе через постепенную кристаллизацию функций ее лидера ― человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.
Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление ― явления, различающиеся по целому ряду оснований.
Первое отличие ― это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей.
Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение необязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.
Третье отличие связано со сферами влияния лидеров и руководителей. Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника.
Три указанных отличия можно подытожить с помощью различения понятий «формальный» и «неформальный» аспекты группы. Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры, которые могут совпадать или не совпадать. Для каждой из названных структур есть лицо или лица, осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода «цементом», удерживающим других людей в составе группы. Для формальной структуры таковым является руководитель, а для неформальной ― лидер. Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают.
В этом случае можно говорить о руководителе-лидере. Быть таким человеком ― большая удача и для него, и для членов подобной группы. Такой руководитель-лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо более управляема.
На практике, однако, чаще
всего бывает иначе. Формальные и
неформальные аспекты не совпадают,
и более компетентный руководитель
нуждается в установлении и поддержании
хороших отношений с неформальн
Итак, чтобы разобраться в особенностях осуществления лидерства и руководства, читателю не обойтись без изучения такого явления, как группа, которая является более весомой категорией по сравнению с лидерством и руководством. Группы без лидеров существуют, а вот лидер или руководитель без группы существовать не может.
Итак, лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (Таб. 1.). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот [12, с. 98]. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Таб. 1. Отличие менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
Основа действий — план |
Основа действий — видение перспективы |
Полагается на систему |
|
Использует доводы |
Полагается на людей |
Контролирует |
Использует эмоции |
Поддерживает движение |
Доверяет |
Профессионален |
Дает импульс движению |
Принимает решения |
Энтузиаст |
Делает дело правильно |
Превращает решения в реальность |
Уважаем |
Делает правильное дело |
|
Обожаем |
То есть, администратор и менеджер, различны в своих действиях практически по всем аспектам.
Лидер – член группы, организации, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях, наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Выделяют различные типы лидеров. В данной главе мы рассмотрим вопросы, связанные с формальными лидерами (менеджерами) и, соответственно, с формальным лидерством.
Лидерство – это отношение доминирования и подчинения, влияния исследования в системе межличностных отношений. Применительно к организации – это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее рациональном для конкретной ситуации сочетания источников власти для достижения поставленной цели.
Лидерство – специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности называется формальным лидерством, при помощи своих способностей, умения и других ресурсов, необходимым людям – неформальным лидерством. Хотя нельзя не признать, что эффективный руководитель (формальный лидер) влияет на людей и ведет их за собой используя и инструменты неформального лидерства.
Одним из важнейших достижений современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства — утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми.