Теория структурно-функционального анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Наибольшее теоретическое и практическое значение данный подход получил именно в теории организаций. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

Содержание работы

1. Теория структурно-функционального анализа 3
2. Теория социального конфликта 12
3. Задание 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

1. Теория  структурно-функционального анализа

 

     Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Наибольшее теоретическое и практическое значение данный подход получил именно в теории организаций. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

     Понятие системы является центральным для  структурно-функциональной модели общества. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Даже несмотря на то что противодействующие силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция к достижению некоего типа баланса между этими силами. Хотя в модель системы может быть введен фактор времени, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.

     Такие сторонники структурно-функционального  подхода, как Парсонс, включили в  свой арсенал понятие эволюции. Тем  самым они сделали попытку  расширить идею равновесия таким  образом, чтобы она включала в  себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

     Ведущий представитель структурно-функционального  подхода Т. Парсонс разработал теорию “эволюционных изменений”. Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный  или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

     Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали  дифференциацию общества как важнейший  критерий его эволюции. По мнению Белла: “Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки... Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть” [7].

     Обычно  такая дифференциация трактуется в  более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная  с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.

     Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные  общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества. Вопрос о стадиях наиболее полно разработан Белла применительно к религиозной сфере. Он предложил в качестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые могут рассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того же уровня сложности по совокупности различных характеристик. Такими характеристиками являются: системы религиозных символов, религиозная деятельность, религиозные институты и социальные функции.

      Парсонс различает три типа общества:

    • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
    • промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
    • современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

      Согласно  Парсонсу, в основе всех закономерностей  в жизни общества лежат те или  иные изменения в форме общественного  сознания, прежде всего психологических  и этических явлений — изменения  ценностей, норм, обычаев и т.д.

      «Ядром  общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему. » [6].

     Т.Парсонс  исходил из посылки, что любое  общество — это система, состоящая  из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций. Это: адаптивность — любая система приспосабливается к среде; целедостижение — она определяет и реализует поставленные цели; интеграция — она связывает все элементы и их функции воедино; удержание образца — система создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям [2].

     Основой стабильности социальной системы, по Т.Парсонсу, является взаимодействие систем и подсистем  между собой и со средой их обитания.

     Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как  «естественную форму» общества. (Впервые  с этой идеей выступил Конт). Порядок  по Парсонсу — это доминирование  общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

     1. Социолизация — общественные  ценности передаются от поколения  к поколению, что является механизмом  передачей ценностей. При всем  различии форм статус взрослого  во всех обществах предполагает определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкладом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.

     2. Создания разнообразных механизмов  социального контроля, т.е. общественный  контроль над человеком и его поведением. В силу указанной территориальной взаимосвязи места жительства, работы, религиозной деятельности, политической организации и других различных факторов поддержание нормативного порядка не может быть отделено от территориального контроля над поведением. Функция управления должна включать в себя ответственность за сохранение территориального единства нормативного порядка общества. Этот императив имеет и внутренний, и внешний аспекты.

     Первый  касается условий навязывания общих  норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства не людей, не являющихся членами данного общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения).

     Контроль  или нейтрализация организованного  использования силы являются одной  из функциональных потребностей при  поддержании социетального сообщества. В более высокодифференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

     Можно выделить основные положения функционального  подхода Парсонса:

     1) социальные системы ориентированы  на стабильность;

     2) социальные системы интегрированы;

     3) социальные системы основываются  на согласии;

     4) социальная жизнь включает необходимость  социального контроля и обязанностей  личности;

     5) основой социальной жизни являются  нормы и ценности;

     6) социальная жизнь зависит от  сотрудничества, взаимодействия, солидарности.

     Парсонс говорит, что общество связывают  не только экономические отношения, но и то, что делает возможным  эти отношения, а именно: «общность  ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.» [3, с.120].

     Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика  социального действия от физического  и биологического заключается прежде всего в:

     - символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.)

     - нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм)

     - волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуаций).

     Основные  элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы  достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет  свою функцию [4].

     Социальное  действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют:

     - система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного

     - принятие индивидуальных решений о путях достижения целей существующие средства и условия

     В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В  то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

     Первичной структурной характеристикой организма  является не анатомия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой  тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.

Информация о работе Теория структурно-функционального анализа