Драма А. Н. Островского «Гроза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Цель исследовательской работы: проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.
Задачи: рассмотреть систему конфликтогенов на формально-содержательном уровне организации текстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков в процессе организации конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
Глава 1 Место драмы «Гроза» в творчестве А. Н. Островского………………………………………………………..5
1.1 Творчество А. Н. Островского……….....…………………… 5 1.2 История создания «Грозы»……...……………………………7
1.3 Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»...9
Глава 2 Особенности драмы «Гроза» А. Н. Островского……………..………………………………………..12
2.1 Лучик света в тёмном царстве – тематика во многих произведениях А. Н. Островского …………...……………...….12
2.2 «Гроза» - драма или трагедия?.......………………….………15
2.3 Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе»……18
Заключение …………………….…………………………….…..23
Литература …………..……………………………………….…. 24

Файлы: 1 файл

ФБГОУ ВПО.docx

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

ФБГОУ ВПО 

«Орловский  государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра технология психо - педагогического и специального образования

 

 

 

 

 

 

 

Специальный вопрос

 

по  литературе с основами литературоведения 

 

на  тему «Драма А. Н. Островского «Гроза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Клименкова  Н. Ю.,

студентка 44 группы

заочного  отделения 

(логопедия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел - 2013

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………3

Глава 1 Место драмы «Гроза» в творчестве А. Н. Островского………………………………………………………..5

1.1 Творчество А. Н. Островского……….....…………………… 5 1.2 История создания «Грозы»……...……………………………7

1.3 Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»...9

Глава 2 Особенности драмы «Гроза» А. Н. Островского……………..………………………………………..12

2.1 Лучик  света в тёмном царстве –  тематика во многих произведениях  А. Н. Островского …………...……………...….12

2.2 «Гроза» - драма или трагедия?.......………………….………15

2.3 Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе»……18

Заключение …………………….…………………………….…..23

Литература  …………..……………………………………….…. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Многие крупнейшие произведения мировой литературы — при своем  появлении — подвергались цензурным  запретам и гонениям, становились  полем острой полемики, ожесточенной идейной борьбы. Грибоедов не дожил  до издания полного текста «Горя  от ума», не видел свою комедию на сцене. Флобер — после выхода  
в свет «Госпожи Бовари» — был привлечен к суду за «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов». Критические сражения вокруг большинства самых значительных русских романов (в особенности романов Тургенева), драм, поэм и стихотворений девятнадцатого века представляли собою непримиримые столкновения прогрессивных и реакционных сил, борьбу за правду и реализм художественного творчества. 

Бурно встречали современники новые произведения, ставшие впоследствии классикой. Сложная и противоречивая борьба развернулась и вокруг «Грозы» Островского. После авторских чтений новой драмы, ее первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками, стоящими на разных идейных позициях, между новаторами и ретроградами. Необычность и сложность полемики вокруг «Грозы» заключалась в том, что во взглядах на эту драму разошлись не только идейные и эстетические противники, но передовые художники и критики. «Гроза» оценивалась очень высоко людьми борющихся идейных лагерей.

«Гроза» впервые увидела  свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера в Малом  театре, а 2 декабря — в Александринском. Напечатана драма была в первом номере журнала «Библиотека для чтения» следующего, 1860 года, а в марте того же года вышла отдельным изданием.

Можно с уверенностью сказать, что русский театр знал не много  таких событий, как первые постановки  «Грозы». Сохранились свидетельства триумфального зрительского успеха спектаклей в Москве и Петербурге. Откровением была новая драма и для артистов. «Александр Николаевич Островский, — вспоминает первая Кабаниха на русской сцене Н. В. Рыкалова, — большой друг нашего театра и, как только написал свою пьесу «Грозу» и наметил исполнителей, вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя,  предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».

Александр Николаевич Островский не был революционным демократом, в своих сочинениях и общественной деятельности он не затрагивал непосредственно  политических вопросов, словно бы вообще чурался политики. Путь его в течение  первого десятилетия литературной работы достаточно противоречив. Открыв и безжалостно осудив в комедии «Свои люди — сочтемся!» новый в литературе мир, в котором за купцами-толстосумами, их выкормышами и жертвами виделось все «темное царство» России, драматург затем — в так называемых «славянофильских» пьесах — ищет положительные идеал, и им созданы образы крутых нравом, но совестливых купцов. Но проходит всего какой-нибудь год, и появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые произнесено слово «самодур». Затем — убийственно правдивое изображение коррупции и карьеризма в «Доходном месте», резко-антикрепостническая «Воспитанница» и поэтическая «Гроза» — первая и, пожалуй, единственная в русской драматургии трагедия современной жизни, в которой с огромной силой прозвучал голос в защиту свободы человека. 

Очевидно, что «самое решительное  произведение» Островского не случайно, не по писательской прихоти появилось  на переломе пятидесятых – шестидесятых годов, в пору, когда общественная атмосфера в стране накалилась до предела, когда сама жизнь неотвратимо  требовала решительных перемен. «Гроза» прозвучала как трагический  голос времени, как крик народной души, не могущей более терпеть  гнет и неволю.

«Гроза» была написана быстро: начата в июле и окончена 9 октября 1859 года. А складывалась, созревала  в сознании и воображении художника, видимо, много лет...

Так можно сказать, что  есть писатели, у которых отчетливо различима или, во всяком случае, легко угадывается логика их творчества, закономерность перехода от одного сочинения к другому. У Островского это не так: если в жизни драматурга, в его наблюдениях и встречах в пору, предшествующую рождению «Грозы», ясно видны ее истоки, то на фоне литературных опытов Островского тех лет, в окружении тогдашних его пьес, «Гроза» оказалась неожиданностью, бурным рывком к вершине искусства. 

В каждом драматическом произведении связь между композицией, конфликтом и жанром очень тесная, эти три  компонента произведения просто не могут  не перекликаться друг с другом, и достаточно часто, обозначив его  жанровое определение, выделенное мелким шрифтом на титульном листе, мы угадываем  не только формопроявление и сюжетное разрешение, а вместе с ним и  идейно-тематическую основу произведения, но и основной конфликт, порождающий  эти идеи. Иногда само жанровое определение (в этом случае зачастую подчеркнутое автором) может просто не соответствовать основным традициям жанрового деления в литературе. Тот факт, что жанровое определение автора вдруг не соответствует форме или содержанию, наводит на мысль, что и конфликт тут намного глубже, чем диктуют рамки одного избранного жанра. Если же писатель нарочно подчеркивает это несоответствие между формой и содержанием, то исследователи, критики сталкиваются с еще одной загадкой, разрешение которой важно для понимания конфликта, а, следовательно, и идеи произведения. Ярким примером могут служить гоголевские «Мертвые души», не случайно названные поэмой. Своим произведением Н.В. Гоголь как бы подводит итог развития литературы, заставляя отточенные до совершенства уже существующие жанры работать по-новому, и целью такой работы является выявление более глубокого конфликта.

Картины в пьесе «Гроза», и история ее создания обнаруживает множество сходств и различий постижения формально-содержательных элементов художественной ткани  произведения. А.Н. Островский не подводил итоги, не синтезировал новые жанры, тем не менее, жанровое определение  «Грозы» как бытовой социальной драмы, данное им самим, является не совсем точным, а соответственно, и один, лежащий на поверхности конфликт, по сути, заменяется другим, более глубоким и сложным. Жанровое определение  А. Островского явилось лишь данью  литературной традиции. Конфликту же здесь суждено сыграть совсем иную роль.

Островский показал, что  и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера в которого - истинно Калиновская - все же основана на любви, на свободной  мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.

Цель исследовательской  работы: проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.

Задачи: рассмотреть систему  конфликтогенов на формально-содержательном уровне организации текстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков в процессе организации  конфликтной ситуации.

В драме «Гроза» можно  исследовать огромное количество проблем. Для произведения продуктивным является исследование таких проблем, как: взаимоотношение  между «старым» и «новым» поколением в произведении; новые взгляды  на жизнь «молодого» поколения людей  Калинова; будущее Калинова и др.

Научная новизна исследовательской  работы определяется характером привлекаемого  материала и способами её литературоведческой  интерпретации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Место драмы «Гроза» в творчестве А. Н. Островского

 

    1. Творчество Островского

 

Островский Александр  Николаевич (1823–1886), русский драматург. Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века. А.Н.Островский родился 31 марта (12 апреля) в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях.

Писать начал рано. Первая из его опубликованных пьес «Свои люди – сочтемся!» (Банкрут), напечатанная в 1850, произвела сильное впечатление на читающую публику.

Несмотря на холодное отношение  властей, на тяжелое финансовое положение  и непонимание части публики, Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе. В 50-е исповедовал почвеннические идеи, восхищаясь русской жизнью и широтой русской души и противопоставляя их рассудочной сухости Запада. Во многом под влиянием почвенничества взгляд драматурга на мир в это время стал менее мрачным, в его пьесах, в отличие от более ранних, появились персонажи, несущие свет и любовь. Одна из самых ярких пьес этого периода – комедия «Бедность не порок», написанная в 1853 и напечатанная в 1854, постановка в 1854 в Малом театре вызвала горячие споры.

К концу 50-х в творчестве Островского назревают крупные  перемены. Во-первых, он постепенно отошел от почвеннических идей и кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга  костей, он все больше сближался  с петербургской редакцией «Современника». Журналисты «Современника», в свою очередь, к концу 50-х годов увидели в Островском пример настоящего реалистического творца и перешли от его критики к исключительно высокой оценке творчества.

Публикация в 1860 пьеса «Гроза» ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее.

В 60-е–70-е годы он отошел от драматизма «Доходного места» и «Грозы», возвращаясь к поэтическому описанию жизни простых людей, чьи проблемы могут вызвать улыбку, обычно смешанную со слезами. Яркий пример пьес, написанных в эти годы, – «трилогия о Бальзаминове», «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь». Комедии повествуют о поисках богатой невесты чиновником с несерьезной фамилией Бальзаминов, попадающем в самые неожиданные ситуации. В эти же годы Островский создает ряд исторических пьес «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие. Они оказались далеко не такими популярными и театральными, как другие его произведения. Для драматурга, однако, обращение к истории было очень важно.

Еще более страшный мир  показан Островским в пьесе «Лес». Действие происходит в поместье помещицы Гурмыжской, которая продает принадлежащий ей лес потому, что ей нужны деньги – для бедных – по ее собственным словам. Однако довольно быстро становится ясно, что деньги для Гурмыжской – прежде всего возможность купить себе молодого возлюбленного.

В последнее десятилетие  жизни творчество Островского становится все более и более трагическим. Теперь на пути его героинь уже  не встречаются благородные Несчастливцевы, готовые поступиться всем ради счастья  прекрасной дамы. Мир поздних пьес Островского оказывается населен  мечущимися в поисках счастья  и спокойствия героинями, окруженными  циничными воздыхателями, всегда готовыми купить их любовь, не менее циничными  матерями, согласными более или менее  неприкрыто продать своих дочерей  и, быть может, не слишком плохими, но безвольными и беспомощными поклонниками или женихами, не способными ни защитить даму своего сердца, ни предложить ей настоящую  любовь. В таких обстоятельствах  развивается судьба Ларисы, героини  пьесы «Бесприданница», которая, подобно многим другим женским персонажам Островского, мечтает о лучшей жизни, о возможности вырваться из своего провинциального мирка. Однако очень быстро выясняется, что красота Ларисы не помогает ей обрести свободу и любовь, а, наоборот, превращает в игрушку богатых купцов. Ранний Островский, быть может, привел бы свою героиню к тихому и спокойному браку. Но в мире «Бесприданницы» это уже невозможно.

Не менее безысходна судьба и другой героини поздней пьесы  Островского «Таланты и поклонники». Александра Негина, молодая талантливая актриса, оказывается так замучена вечной нуждой, что не может найти выхода.

Информация о работе Драма А. Н. Островского «Гроза»