Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:18, реферат
Цель исследовательской работы: проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.
Задачи: рассмотреть систему конфликтогенов на формально-содержательном уровне организации текстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков в процессе организации конфликтной ситуации.
Введение …………………………………………………………3
Глава 1 Место драмы «Гроза» в творчестве А. Н. Островского………………………………………………………..5
1.1 Творчество А. Н. Островского……….....…………………… 5 1.2 История создания «Грозы»……...……………………………7
1.3 Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»...9
Глава 2 Особенности драмы «Гроза» А. Н. Островского……………..………………………………………..12
2.1 Лучик света в тёмном царстве – тематика во многих произведениях А. Н. Островского …………...……………...….12
2.2 «Гроза» - драма или трагедия?.......………………….………15
2.3 Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе»……18
Заключение …………………….…………………………….…..23
Литература …………..……………………………………….…. 24
Заключение
Островский перекликается с нашей современностью постановкой и даже решением многих этических и социально-бытовых проблем. Не утеряла значения его борьба за душевную чистоту и красоту, за нравственную цельность и крепость, за высокое понимание морального долга. Не устарели также его суждения о добре и зле, понимание им противоположности между богатыми и бедными, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Пьесы Островского, в особенности «Гроза», ставя и решая проблемы человеческого поведения, нравственности, долга, любви, как справедливо указывалось в нашей критике, выходят в своем значении далеко за пределы обрисованной в них эпохи и приобретают «общечеловеческое звучание и художественное бессмертие»1. Именно общечеловечностью содержания своих пьес, выраженного в блестящей форме, Островский приобрел в советскую эпоху широчайшую популярность. Разумеется, постановка пьес Островского в наши дни требует современного их прочтения. Это прочтение, враждебное вульгарно-социологическому и формалистическому, определяет необходимость сосредоточения внимания на том, что наиболее созвучно нашему времени, — на социально-психологической и этической проблематике. В процессе формирования нравственно совершенного, гармонически развитого человека, в преодолении своекорыстно-эгоистических пережитков прошлого, в борьбе за великую драматургию реализма Островский еще долго будет нашим союзником. Островский еще долго будет привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей гуманистическим и оптимистическим пафосом своих идей, глубокой и широкой обобщенностью своих героев, добрых и злых, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства. Пьесы Островского потому только и могут звучать современно сто лет спустя, только потому они и будут всегда волновать людей, что великий русский драматург, отражая своё время, сумел поставить громадные общечеловеческие проблемы, сумел облечь свое видение жизни в мастерскую художественную форму.
«...Много красот живых осталось от Островского, но также одно глубинное великое поучение. Он - крупнейший мастер нашего бытового и этического театра, в то же самое время такого играющего силами, такого поражающе сценичного, так способного захватывать публику, и его главное поучение в эти дни таково: возвращайтесь к театру бытовому и этическому и вместе с тем насквозь и целиком художественному, т. е. действительно способному нощно двигать человеческие чувства и человеческую волю.»
Таким образом, пьеса Островского – это и социально-бытовая драма, и трагедия. Именно жанровые особенности определяют развитие конфликта и течение сюжета в «Грозе». «Трагедия Катерины в том, что жизнь, ее окружающая, лишилась цельности и полноты, вступила в полосу глубокого нравственного кризиса. Душевная гроза, пережитая героиней, – прямое следствие этой дисгармонии. Катерина чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой… Ей кажется, что вся вселенная оскорблена ее поведением. <…> Выступая всей жизнью своей против деспотизма, против авторитарной морали, Катерина доверяется во всем внутреннему голосу совести. Пройдя через духовные испытания, она нравственно очищается и покидает греховный калиновский мир человеком, переболевшим его болезнями и муками своими одолевшим их».
Литература
1.Аникин А.А. К прочтению
пьесы А.Н. Островского «Гроза»
2.Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. - 2003. - №8
3.Добролюбов Н.А. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III
4. Фокин П.Е. Гроза в «Грозе». // Рус. речь. - 1985. - №2