Драма А. Н. Островского «Гроза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Цель исследовательской работы: проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.
Задачи: рассмотреть систему конфликтогенов на формально-содержательном уровне организации текстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков в процессе организации конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
Глава 1 Место драмы «Гроза» в творчестве А. Н. Островского………………………………………………………..5
1.1 Творчество А. Н. Островского……….....…………………… 5 1.2 История создания «Грозы»……...……………………………7
1.3 Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»...9
Глава 2 Особенности драмы «Гроза» А. Н. Островского……………..………………………………………..12
2.1 Лучик света в тёмном царстве – тематика во многих произведениях А. Н. Островского …………...……………...….12
2.2 «Гроза» - драма или трагедия?.......………………….………15
2.3 Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе»……18
Заключение …………………….…………………………….…..23
Литература …………..……………………………………….…. 24

Файлы: 1 файл

ФБГОУ ВПО.docx

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Персонажи, связанные с  миром театра, встречаются во многих пьесах Островского и это, конечно, не случайно. Он всегда принимал близко к сердцу беды и удачи российского  театра. Его ужасало бесправное положение актеров императорских театров, их зависимость от чиновников, нищенское жалование и тяжкий труд, а также невежество многих исполнителей, отсутствие у них интереса к пьесе в целом. Островский часто сам репетировал с актерами свои пьесы, пытаясь найти у них понимание, добиться более глубокого исполнения, соответствующего новаторскому характеру пьес. Удавалось это далеко не всегда. Среди актеров, игравших в пьесах Островского, были такие люди, как Пров Садовский или Любовь Косицкая, понимавшие и чувствовавшие замысел автора. В то же время часто Островский приходил в отчаяние из-за абсолютного непонимания актерами его целей и из-за диких и грубых нравов, царивших за кулисами. Актеры, появлявшиеся на сцене только ради того, чтобы покрасоваться перед зрителями, срывавшие аплодисменты при помощи дешевых эффектов, не желавшие и не умевшие работать над ролью и при этом грубо пресмыкавшиеся перед начальством, – вот кто составлял большинство театральных трупп. Именно поэтому Островский в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров, писал многочисленные проекты, надеясь убедить власть в необходимости срочных действий. В конце концов, в 1886 уже тяжело больной Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Это означало, что в его руки было передано художественное руководство всеми театрами города. Островский с энтузиазмом взялся за долгожданное дело. Он надеялся освободить театр от бездарной, любительской игры, когда каждый актер был «сам за себя», пренебрегая художественной стороной театрального дела. Островский надеялся начать формировать репертуар из серьезных пьес, не поступаясь интересами искусства в угоду кассовым сборам. Мечтал он и о возрождении театральной школы, которая должна была готовить профессиональных актеров. Однако смерть 2 (14) июня 1886 в Щелыково Костромской губернии не позволила ему провести в жизнь давно задуманные реформы.

 

 

1.2 История создания «Грозы»

 

Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень  интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.

“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь  погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической  свекрови, задержки части приданого.

В городе ходили упорные  слухи о том, что староверка старуха  Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе  домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был  человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.

Вскоре после этой злополучной  истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем  исследовании “Опыт комментария  к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило …“клыковское дело”.

В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и  не мог знать о “клыковском  деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

“Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие  приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество  сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших  в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского  производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным  свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

25 сентября 1857 года в письме  к Некрасову Островский сообщает  о намерении написать несколько  пьес под общим названием «Ночи  на Волге», одну из которых  собирается дать совсем быстро  и прислать к ноябрю. 

Как известно, писатель не осуществил своего замысла, а «к ноябрю» (точнее, 2 декабря 1857 года) послал в «Современник»  комедию «Не сошлись характерами». Но если не появились «Ночи на Волге», то Волга — не только как географическое место действия, но как мир русской жизни и поэтический образ — властно вошла в драматическое искусство Островского. 

Писатель и раньше бывал  на Волге — в Костроме, в Нижнем Новгороде, а в 1856 году он — в ряду других литераторов — участвовал в известной «Литературной экспедиции», снаряженной морским министерством, дабы провести исследования «быта жителей, занимающихся морским делом и  рыболовством». На долю Островского  выпало верховье Волги — от истоков  до Нижнего. 

Сохранились прямые результаты этой экспедиции — очерк Островского, напечатанный в «Морском сборнике», дневниковые записи «Путешествия по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». А главное — время, проведенное  драматургом в волжских городах  — от апреля до августа 1856 и в 1857 году необычайно расширило его представления о русской действительности ‚обогатило наблюдениями, возбудило и активизировало фантазию. 

Один из участников экспедиции, знаток народного быта С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для  драм и комедий и вдохновила его  на те из них, которые составляют честь  и гордость отечественной литературы».

И на первом месте здесь  «Гроза».…Наружно красивый Торжок, —  продолжал Максимов, - ревниво оберегавший  свою новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил  А. Н. Островского на глубоко поэтическую  «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно изящною Катериной. 

На городском бульваре и на улицах по вечерам наш автор  видал еще стройных новоторок  в бархатных (теперь исчезнувших) шубейках рядком и обок с своими «предметами» — добрыми молодцами, с которыми обычай разрешал открыто миловаться и целоваться». 

Поездка по Волге обогатила  Островского знаниями нравов и людских  характеров, поразила жестоким драматизмом  действительности, раскрыла не только ужасы жизни, но и красоту человека, величие и поэзию природы. Конечно, все это образовало идейный и  поэтический мир «Грозы», в который  нам предстоит войти.

«Гроза» была задумана как  комедия, что явствует из первой, черновой рукописи пьесы. Однако в ходе работы жанр изменился: на первой странице другого варианта рукописи мы видим, как слово «комедия» поправлено на «драму». 

В дальнейшем мы внимательно  вглядимся в трагедийную природу  «Грозы», пока же отметим, что новый  жанр - то есть судьбы героев, угол зрения писателя на жизнь и весь образный строй «Грозы» — внес новые  черты в, казалось бы, знакомые типы, в конфликт и исход действия. 

«Дикой и Кабаниха стоят в общем ряду Самодуров Островского, но все же многое отличает их от предшественников: совестно им никогда не станет. Здесь — новая мера обобщенности, сознательная генерализация главных черт этих характеров, за которыми открываются страшные силы, подавляющие людей в прошлой России. Дикой и Кабаниха — такие разные! — это неподвижные каменные глыбы, они словно бы застыли — один в своей дикой и злобной брани, другая — в ханжестве и деспотизме. Оттого-то и вынести это человеку, не потерявшему себя, невозможно, оттого резко, как никогда раньше, обострен конфликт «Грозы».

«Гроза» была задумана как  комедия, что явствует из первой, черновой рукописи пьесы. Однако в ходе работы жанр изменился: на первой странице другого варианта рукописи мы видим, как слово «комедия» поправлено на «драму». 

В дальнейшем мы внимательно  вглядимся в трагедийную природу  «Грозы», пока же отметим, что новый  жанр - то есть судьбы героев, угол зрения писателя на жизнь и весь образный строй «Грозы» — внес новые  черты в, казалось бы, знакомые типы, в конфликт и исход действия. 

«Дикой и Кабаниха стоят  в общем ряду Самодуров Островского, но все же многое отличает их от предшественников: совестно им никогда не станет. Здесь — новая мера обобщенности, сознательная генерализация главных черт этих характеров, за которыми открываются страшные силы, подавляющие людей в прошлой России. Дикой и Кабаниха — такие разные! — это неподвижные каменные глыбы, они словно бы застыли — один в своей дикой и злобной брани, другая — в ханжестве и деспотизме. Оттого-то и вынести это человеку, не потерявшему себя, невозможно, оттого резко, как никогда раньше, обострен конфликт «Грозы». 

Таким образом, “Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа.

 

 

    1. 3 Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»

 

И. А. Гончаров справедливо  отметил, что «Со стороны плана  создания», «драматического движения или, наконец, характеров» везде  ощущается в «грозе» «тонкость наблюдательности» ее автора и «изящество отделки». 

Критики единодушно отмечали лиризм и символику «Грозы». Лиризм создается благодаря введению дpaмaтypгoм в пьесу картин природы, которые теснейшим образом связаны с ее идейным содержанием: злу, гнету, деспотизму, царящим в Калинове, противопоставлены гармония и красота природы. Особое значение приобретает в драме образ Волги как воплощения свободы. Он возникает и в начале пьесы, и в монологе Катерины, и в сцене ночного свидания, в Волгу в финале драмы бросается героиня, предпочитая смерть жизни в неволе. 3aдyшевность, поэтичность монологов Катерины, народные песни, которые поют Кулигин и Кудряш, придают лирическое звучание ряду сцен.

Само название пьесы имеет  символический смысл. Гроза в  природе воспринимается по - разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она - «благодать», которой «каждая... травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна».

В «Грозе» драматург часто  использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно  в самом сюжете, в изображении  картин природы. Так, в драме противопоставлены  друг другу Kaтeрина и Варвара, Дикой и Кабаниха, Тихон и Борис. Сравнительный анализ этих образов потребует обращения к ряду сцен, в которых раскрываются их сходство и различие. Противопоставлены друг другу Кулигин и Феклуша, соотнесены их восприятие жизни в городе Калинове, их функции в пьесе. Кулигин несет в «темное царство» свет, культуру, думает о пользе обществу, Феклуша - воплощение невежества, ее мрачные paсскaзы вселяют в души калиновцев страх, рабскую покорность. И хотя странница появляется Bceгo в трех сценах, ее образ очень важен в драме. «Под внешним лицемерным смирением этих феклуш скрывается дух злобы и лжи, тлетворно влияющий на наше общество», - отмeчал писатель П. И. Мельников-Печерский.

Особенно ярко проявляется  прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц - Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения  грозы в первом и четвертом  действиях. Прием aнтитезы виден  и в чередовании сцен, и внутри самих сцен.

Все действия, кроме пятого, начинаются бытовыми сценами, в них  участвуют второстепенные герои, которые  сюжет не развивают. И тем не менее  эти сцены очень важны, поскольку  создают тот бытовой фон, который  дает почувствовать неизбежность столкновений, острых схваток между старым миром и теми, кто не хочет покориться eгo законам. Центральный эпизод каждого действия как бы подготавливается предыдущими и «замыкает » действие.

 Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта». Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в «Грозе».

Это нашло отражение  даже в ее построении. Действие пьесы  не замкнуто в пределах одного дома или одной семьи. Оно как бы распахнуто, вынесено на всеобщее обозрение  — на бульвар, площадь, набережную. Достаточно вспомнить, что из пяти актов пьесы только один происходит в доме Кабановых. Природа прямо включена в сюжет как один из важных элементов.

Очарование летней ночи, трагически предчувствия неизбежной грозы — все это способствует созданию напряженной эмоциональной  атмосферы, в которой развиваете, действие. Одним из главных героев пьесы становится Волга вольная  и неукротимая сила, с которой  сравнивается Катерина! «Гроза» по существу представляет собой новый жанр, дотоле неведомый в русской драматургии.

Информация о работе Драма А. Н. Островского «Гроза»