Духовный путь Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:51, реферат

Описание работы

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» - эти слова А. Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова». «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________________ стр.3



1. «Кто Аристон сей младой?» _____________________________________________ стр.5



2. Связь поэзии Есенина с народно-поэтическим творчеством и народной философией

2.1. Религиозные и фольклорные мотивы в творчестве Есенина ______________ стр.7

2.2. Природный мир Сергея Есенина. Сближение и разрыв с имажинистами.___ стр.9



3. Тема России как высший смысл лирики Есенина ___________________________ стр.10



4. «Первый раз я запел про любовь…» Духовная эволюция поэта в лирических

циклах 1922-1925 годов ________________________________________________ стр.14



5. «Голос вечности» в последних произведениях Есенина _____________________ стр.18



ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________ стр.24



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _________________________________________________ стр.25

Файлы: 1 файл

Духовный путь Сергея Есенина.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)


25

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовный путь Сергея Есенина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный реферат

по литературе

ученицы 11 Б класса

Кумзериковой Татьяны

Александровны

 

Учитель – Круглова

Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

село Алакуртти

2004 – 2005 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________________              стр.3

 

1. «Кто Аристон сей младой?» _____________________________________________              стр.5

 

2. Связь поэзии Есенина с народно-поэтическим творчеством и народной философией

     2.1. Религиозные и фольклорные мотивы в творчестве Есенина ______________              стр.7

     2.2. Природный мир Сергея Есенина. Сближение и разрыв с имажинистами.___              стр.9

 

3. Тема России  как высший смысл лирики Есенина ___________________________              стр.10

 

4. «Первый раз я запел про любовь…» Духовная эволюция поэта в лирических

     циклах  1922-1925 годов ________________________________________________              стр.14

 

5. «Голос вечности» в последних произведениях   Есенина _____________________              стр.18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________              стр.24

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _________________________________________________              стр.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» - эти слова А. Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова». «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания. Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой выразил бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник. Он не мыслил своей жизни без поэзии, он жил, чтобы петь («засосал меня песенный плен»), и пел, чтобы жить. «Пусть вся жизнь моя за песню продана» - сказано не ради красного словца. То же самое повторит поэт перед смертью и не в стихах: «Остались одни лишь стихи. Я все отдал им».

Поэзия Сергея Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется она из самого сердца, как «песнь простая», без явных признаков кропотливого, чернового труда, усилий, траты «словесной руды». А ведь достигаются эти простота и легкость путем непростого и нелегкого преодоления сложностей и трудностей. И это высшее искусство, когда мастерство художника становится неощутимым, даже незаметным.

В отличие от Маяковского Есенин не приглашал читателей в свою творческую лабораторию, чтобы показать «Как делать стихи?», или точнее, как они делаются. Не хранил он и черновиков, вероятно, считая, как Пастернак, что «не надо заводить архива, над рукописями трястись». Однако в письмах, заметках, статьях немало размышлял над вопросами поэтического мастерства. И легенда о самоучке, который никогда и ничему не учился и пел не задумываясь, «как Бог на душу положил», — нелепая выдумка.

В своем реферате я использовала исследования С.Кошечкина, Ю.Прокушева, А.Захарова, помогла мне и книга Л.Л.Бельской – «Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина». Автор монографии рассказывает о Есенине – художнике, мастере стиха – и на материале есенинской поэзии дает представление о поэтике как системе художественных средств и приемов. Другие авторы обращают внимание не только на азбуку стихосложения, но и на эволюцию творчества Есенина, постижение идейного смысла отдельных произведений поэта, что оказалось важным для моей работы, так как моей задачей было проследить именно «духовный» путь Сергея Есенина, изменение его мироощущения, мировосприятия, его отклики на происходящие в стране события. С. Кошечкин пишет, что Есенина, как любого русского человека, с детских лет влекла к себе дорога. «Дорога, путь, тропа – эти образы проходят через многие произведения поэта. Они – синонимы  движения, реже – странничества: «По дороге идут богомолки…», «скачет свадьба на телегах…», «пробиралися странники по полю…». И себя юный поэт чувствует странником, решившим постигнуть «счастье ближнего…в звенящей рожью борозде». Понять «земли глагол», душу живую узнать до глубин – его мечта. К Есенину можно отнести слова Михаила Пришвина: «…Я шел путем всех наших крупнейших писателей, шел странником в русском народе, прислушиваясь к его говору».[1]

Между двумя датами: 21 сентября (3 октября) 1895 года и 28 декабря 1925 года (даты рождения и смерти Есенина) – самый бурный период отечественной истории: три войны, три революции, одна из которых, октябрьская революция 1917 года, наложила особенно сильный отпечаток на его жизнь и творчество. «В сонме бурь неповторимые я вынес впечатленья»,– заметил он однажды. Борьба нового со старым стала его внутренней трагедией.

Поэт писал, что его песня отзовется в людских сердцах. В сердце самого Есенина отзывались боли и радости времени – самое личное, самое сокровенное несло в себе их отсвет. Он всегда чувствовал свою причастность к миру, и все происходящее в мире виделось ему в нерасторжимой связи между собой.

Стихи и проза Есенина – это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа «Философический план помогает нам … разобрать машину речи почти до мельчайших винтиков»[2], - утверждал Есенин.  Все написанное поэтом есть художественно-философский мир с его образными пространством, временем и движением, космосом, земной природой, обществом и человеком; целостная художественно-философская картина Вселенной – Космоса, Земли и Социума, образная концепция мироздания и человека в нем, многоплановое, но единое «произведение» - лиро-эпический роман. Своеобразным «двигателем» художественно-философского мира Есенина, основой композиции, главной темой и сюжетной линией его «романа» является сквозной концептуальный образ - «родина и революция».

Этот мир постепенно зарождался, изменялся, усложнялся, проходя определенные стадии в своем естественном развитии. В соответствии с этой эволюцией менялась и художественно-философская картина мира, созданная Есениным: в самом начале 1910-х годов она проста и наивно-реалистична; затем принимает религиозно-бытовой характер двоемирия; и, наконец, реалистически отражая жизнь, становится многогранной, глубокой и объемной - поэт приходит к гениальной простоте..

Есенинская историософия выражена через сквозной концептуальный образ пути («путь мира» и «путь человека»). «Путь мира» – это «великий поход» России (начиная с периода Киевской Руси) и есенинской Вселенной из прошлого в будущее, к свободе, счастью и единству «соборного человечества»: «Людская речь // В один язык сольется». А «путь человека» – это прежде всего путь есенинского героя от рождения до смерти и из деревни в город, жизнь простого, «природного человека» и поэта, проходящего, как и его творчество, те же сезонные циклы, что и сама Природа.                                                                                                                             

Будущее своей Родины и всего мира Есенин связывал с «великой революцией», с «революцией // На земле и на небесах». Вот почему образы «родина» (хата - деревня -«голубая Русь» - «златая Русь» - Россия - земля - космос) и «революция» (борьба, обновление, движение к идеалу), сливаясь, являются поэтическим «двигателем» есенинского художественно-философского мира, основой композиции, стержневой темой и важной сюжетной линией его творчества как единого лиро-эпического «произведения.

  B центре творчества Есенина - сложный, многогранный образ Автора, русского человека, яркого представителя своего народа, «настоящего, а не сводного сына» своей родины. Это – поэт, родившийся в деревне («Может, в Калуге, // А может, в Рязани»), связанный с крестьянством общим мироощущением и жаждавший воплотить в жизнь прекрасные принципы идеального мира, в котором человек — неотъемлемая часть единой живой Природы. Герой есенинского лиро-эпического романа, чувствуя в себе талант поэта, уходит из деревни в манящий, но чуждый ему, сельскому жителю, городской мир. Он – «литературный человек, пишущий роман», – смотрит на все глазами литератора и живет, как пишет. Получив признание в «чужом мире», поэт хочет переделать его на мифопоэтический лад. Но, не имея сил и возможностей осуществить свой замысел, герой мучается, пытается приспособиться к городской жизни. Это ему удается на какое-то время, но он не может долго жить такой жизнью, пытается возвратиться к своим деревенским истокам. Однако герой видит, что ему «теперь не уйти назад», в деревенский мир. Он начинает метаться, «губить себя в угаре пьяном» и в конце концов погибает в городском омуте. «Гению открываются умные видения, которых он не сможет реализовать, ибо они превосходят меру достижимого в сем мире. Убедившись в своей недостаточности осуществить в совершенстве свое инициальное видение, ставшее единственным смыслом его бытия, он претерпевает глубокий надлом в духе и погибает. Особенно часто сей вид роковой развязки наблюдается у поэтов» (Архимандрит Софроний. О молитве )[3].

Художественно-философский мир Есенина, как живой организм, рождается, растет вместе с ним, быстро меняется под влиянием важнейших событий ХХ века, а также в силу внутренних причин изменения самого поэта.

Для выделения этапов в творчестве Есенина служат разные основания: эволюция мировоззрения поэта, его отношение к крестьянству и пролетариату, родине и революции, изменение художественного мышления Есенина, образа автора, лирического героя и лироэпических персонажей в его произведениях, разных элементов поэтики и т.д. Причем развитие каждого из компонентов художественно-философского мира происходит по своим законам, что создает различные по длительности и иногда накладывающиеся друг на друга этапы эволюции творчества поэта. В.И.Фатющенко замечает: «Художественная картина мира у Есенина стремительно  и динамично развивалась и преображалась <…>. Кажется, в течение двух-трех лет, а иногда и года творчество Есенина решительно изменялось <…> получалось, что чуть ли не каждый год-два можно рассматривать как новый этап».[4]

А.Н.Захаров, исходя из отношения Есенина и его героев к революции, выделяет пять главных периодов творчества поэта:     

1) Ожидание революции (1910—1917);

2) ее воспевание (1917—1919): «Да здравствует революция // На земле и на небесах!» (1918);

3) неприятие совершавшихся в стране событий (1919—1920): «Веслами отрубленных рук // Вы гребетесь в страну грядущего» (сент. 1919 года); «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...» (авг. 1920 года);

4) противоречивое отношение поэта и его героев к революции и советской власти (1921—1923): «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской; по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь»;

5) правдивое, объективное отражение    советской   действительности (1924—1925): «Радуясь, свирепствуя и мучась, // Хорошо живется на Руси» (июль 1925 года).[5]

Отдав определенную дань бунту и богоборческим мотивам в раннем творчестве, Есенин в конце жизни приходит к христианским добродетелям — смирению, терпению и всепрощению: «Жить нужно легче, жить нужно проще, // Все принимая, что есть на свете», «И простим, где нас горько обидели // По чужой и по нашей вине»; «Помирись лишь в сердце со врагом – // И тебя блаженство ошафранит».

 

 

            1.   «КТО АРИСТОН СЕЙ МЛАДОЙ?»

 

Сергей Александрович Есенин родился в деревне Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, и это многое определило в его творчестве.

Константиново… Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один из них сделал родное село известным во всем мире – Сергей Есенин: «Здесь по заре и звездам школу я проходил». Природный поэтический дар Есенина обрел силу на благодатной и надежной почве – народном бытии, народной эстетике. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился  я с  песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.[6] 

Приведенные строки взяты из раннего стихотворения поэта «Матушка в Купальницу по лесу ходила... » (1912). И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.

Доброй спутницей маленького Сережи стала его бабушка Наталья Евтеевна, человек добрый, ласковый. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», - признавался поэт.[7] Отправляясь на богомолье, она брала его с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. Это вокруг нее в долгие зимние вечера собирались соседские ребятишки, о чем стихотворение внука:

Информация о работе Духовный путь Сергея Есенина