Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы описать и систематизировать фонетические средства, использованные в поэтических текстах Анны Панкратовой.
Сформулированная выше цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
2) выделить разновидности фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
3) определить степень использования данных средств в произведениях Анны Панкратовой;
4) определить роль фонетических средств в системе средств создания образности художественного (поэтического) текста (на примере текстов Анны Панкратовой)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 6
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ 6
1.1. Авторская песня: определение понятия и история развития 6
1.2. Анна Панкратова, как представитель жанра авторской песни 10
ГЛАВА 2 14
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ФОНЕТИЧЕСКИЕ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ 14
2.1. Поэтический текст как объект изучения лингвистики 14
2.2. Фонетические и ритмико-интонационные средства создания образности 17
2.3. Особенности поэтических текстов Анны Панкратовой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный
университет имени А.А.
Муравьёва Анна Владимировна
Фонетические
и ритмико-интонационные
Дипломная работа
Научный руководитель
кандидат филологических наук, доцент
Папейко Анатолий Анатольевич
Могилев
2012 г.
РЕФЕРАТ
Муравьёва Анна Владимировна
Фонетические и ритмико-интонационные особенности организации поэтических текстов.
Дипломная работа включает 42 страницы. Библиография насчитывает __ источника.
Ключевые слова: поэтический текст, фонетические средства, интонационные средства, аллитерация, ассонанс, звукоподражание, интонация, ритм, пауза, рифма.
Объект исследования: поэтические тексты Анны Панкратовой.
Цель исследования: описать и систематизировать фонетические средства, использованные в поэтических текстах Анны Панкратовой.
Методы исследования: наблюдение, описание, классификация.
(основные результаты из вывода)
Научная значимость: состоит в получение данных на основе нового текстового материала.
Практическая значимость: состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания (русский язык и литература, стилистика русского языка, культура речи и др.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Русский язык – это язык русской нации, представляющий собой совокупность многообразных языковых средств, используемых говорящих на данном языке как на родном.(2, стр.5).
К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно. Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон). Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки). Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет). Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?). Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.
Со стороны ритмико-интонационн
Фраза - это самая крупная фонетическая
единица, законченное по смыслу высказывание,
объединенное особой интонацией и отделенное
от других фраз паузой. Речевой такт (или
синтагма) чаще всего состоит из нескольких
слов, объединенных одним ударением. Речевой
такт делится на фонетические слова, т.е.
самостоятельные слова вместе с примыкающими
к ним безударными служебными словами
и частицами. Слова членятся на собственно
фонетические единицы - слоги, а последние
- на звуки.
Перечисленные средства
можно рассматривать как
Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью вопроса о роли фонетически средств в системе образности, а во-вторых – полным отсутствием исследований, затрагивающих творчество Анны Панкратовой.
Объектом исследования явились поэтические тексты Анны Панкратовой.
Предметом изучения становится роль фонетических и ритмико-интонационных средств в творчестве Анны Панкратовой.
Цель исследования состоит в том, чтобы описать и систематизировать фонетические средства, использованные в поэтических текстах Анны Панкратовой.
Сформулированная выше цель обусловила необходимость решения следующих задач:
В работе использовались следующие методы:
1) наблюдение;
2) описание;
3) классификация;
НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в получении данных на основе нового текстового материала.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания (русский язык и литература, стилистика русского языка, культура речи и др.)
Структура и содержание
работы. Дипломная работа состоит из введения,
основной части и заключения. Введение
содержит обоснование
выбора темы, цели и задачи исследования.
Основная часть включает две главы - I главу
«Авторская песня от истоков до наших
дней» и II главу «Поэтический текст: фонетические
и ритмико-интонационные особенности».
Имеется заключение, которое подводит
итог проделанной работы. А также список
использованной литературы.
Барды (слово кельтского происхождения), народные певцы древних кельтских племён; впоследствии стали профессиональными поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. В средние века барды были организованы в цехи. Вплоть до 2-й половины 16 века в Англии устраивались состязания певцов (эйстедфоды), хранителей народных преданий старины. [6, с.629]
«Авторская песня» – термин, появившийся в шестидесятые годы XX века и первоначально обозначивший течение молодых «самодеятельных» поэтов – композиторов, исполнявших свои песни под собственный аккомпанемент на гитаре. []
Сейчас, конечно, это определение весьма расширенно и дополнено, но его суть, «стержень» – остается неизменным. Необходимо так же оговориться, что далеко не любая песня, исполненная под гитару, относится к жанру авторской песни. Данный жанр предполагает наличие смысловых неповторяющихся текстов с глубоким подтекстом, - высокой культуры и искренности исполнителя, чего (увы!) не наблюдается на массовой эстраде, являющейся основным поставщиком музыки и песен для большинства граждан на всем постсоветском пространстве.
Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского. []
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). []
Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Арон Крупп, Юрий Кукин, Вера Матвеева, Александр Суханов, Вероника Долина, Александр Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко, творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. []
Первым этапом становится романтический (лидер - Б. Окуджава), продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» устно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. д., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни.
На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта. []
Особняком стояли горькие и сатирические песни А. Галича («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) который уже в начале 60-х гг. обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью. С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам. Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.
Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).
Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций (в 1981 году после XXV Московского слёта КСП по линии ВЦСПС было разослано в регионы письмо, запрещающее предоставление любых площадок для сценических выступлений Юлию Киму, Александру Мирзаяну и Александру Ткачёву), издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т. д. В то же время, благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга. Власти попытались овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной (первоначально — студенческой) песни» (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо.
Повзрослевшие «барды»-основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим — настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков). []
С начала 1990-х гг. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» — проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»; на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Нателла Болтянская.
Первым клубом самодеятельной песни, организованным в Минске в 1966 году, стал КСП "Свитязь". Затем возникли КСП "Купалинка", "Ветразь", "Аэлита", "Пегасик" и др. Они знакомили минчан с творчеством уже известных авторов - Юрия Кукина, Александра Дольского, Сергея Никитина, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого и многих других. В клубах звучали и новые голоса наших белорусских авторов и исполнителей: Арика Круппа, Елены Казанцевой, Натальи Якутович, Аллы Белявской, Анжелы Худик, Бориса и Галины Вайханских и многих и многих других.Тысячи белорусов наслаждались авторской песней благодаря телевизионной программе "Ветер странствий" Александра Чуланова на Белорусском телевидении.
В те годы начинается и фестивальная история бардовской песни. Это и знаменитый Куйбышевский фестиваль, и десятки фестивалей в различных городах России, Украины. Не последними в этом ряду фестивалей были и минские конкурсы авторской песни.
В последние годы в
Минске эту традицию проведения фестивалей,
конкурсов и концертов