Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы описать и систематизировать фонетические средства, использованные в поэтических текстах Анны Панкратовой.
Сформулированная выше цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
2) выделить разновидности фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
3) определить степень использования данных средств в произведениях Анны Панкратовой;
4) определить роль фонетических средств в системе средств создания образности художественного (поэтического) текста (на примере текстов Анны Панкратовой)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 6
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ 6
1.1. Авторская песня: определение понятия и история развития 6
1.2. Анна Панкратова, как представитель жанра авторской песни 10
ГЛАВА 2 14
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ФОНЕТИЧЕСКИЕ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ 14
2.1. Поэтический текст как объект изучения лингвистики 14
2.2. Фонетические и ритмико-интонационные средства создания образности 17
2.3. Особенности поэтических текстов Анны Панкратовой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
гипердактилическую (на конце — более 2 безударных):
В зависимости от места в строфе рифма бывает парная:
Еще дымятся угольки костра,
а в нем - картофельная кожура, па-ру-ра:
нам разъезжаться по домам пора, -
пора, пора, пам-па-ра-ру-ра.
Перекрестная:
Надеждам и мечтам давно все вышли сроки
и, не начавшись, жизнь уж близится к концу...
Мне меловая маска разъедает щеки,
гримаса смеха приросла к лицу!..
Опоясанная:
…на полочке каминной трубка да кисет...
и спят под паутиной стрелки на часах...
Свеча в твоих руках да ложе в кружевах, -
лишь в зеркале старинном отраж
Рифма в текстах Анны Панкратовой подчеркивает то звуковую сторону, то, наоборот, смысловую.
Стилистически значимым фонетическим средством является словесное ударение. Для фоники важна правильность постановки ударения в словах и чередование ударных и безударных слогов, получающее в художественном тексте эстетическое значение. Словесное ударение в художественной речи используется в формировании ритмической структуры русского стиха, основанного на чередовании ударных и безударных слогов. Ритмическая организация речи усиливает ее эмоциональную и художественную выразительность. В прозе стилистическая функция чередования ударных и безударных слогов незначительна. Однако непроизвольная ритмизация речи может стать стилистическим недостатком фоники.
В устной форме употребления языка очень важна интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в предложение (высказывание), средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков:
И сказал верблюд арабу:
- Дальше я тащить не буду
три мешка, кувшин, две дыни
да серебряное блюдо,
- я - ВЕРБЛЮД! Корабль пустыни!!! А нагружен как ишак!
Хоть убей, - не сдвинусь ни на шаг!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля...
Несмотря на то, что интонация прежде всего характеризует звучащую речь, письменный текст тоже всегда «звучит» для авторов и озвучивается реально или мысленно читателем. Для передачи интонации на письме, пусть и несколько условно и ограниченно, служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе Анна Панкратова стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл:
«Блондинистый брюнет, оранжево картавя,
судьбы велосипед забросив за плечо,
изрек, что счастья нет, и пусть его поправят
стальные дерева, - а я здесь ни при чем!»
Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие - шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий в качестве взаимосвязанных компонентов интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность.
Но все они сходятся в одном: интонация - не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. Это подтверждают следующие строки:
«...Бьют часы: за окном - зима всю ночь играет на шарманке...
на столе - каравай да кружка с молоком...»
Интонация подразумевает наличие в тексте пауз. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство:
Выйдешь из дома - осень
cмачно плюет за шиворот,
дождь поливает город
гремя оцинкованным тазиком:
не сразу, но ощущаешь
предел вымышленной бесконечности
и, кажется, очень скоро
день сам от себя устанет...
В поэзии Анны Панкратовой, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль. Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания, например:
Бал-маскарад. И в белом безделье
Город бы рад был бальной метели:
как примеряли бы старые стены
бледные шали былых наваждений!
Здесь повторяются гласные (о, а) и согласные (б, р, л). Это делает стих запоминающимся и ярким; богатство звуковых повторов четко расставляет свои акценты. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова «бал-маскарад».
В этом стихотворении повторяется сразу несколько звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки.
Немалое значение в звуковой и в то же время интонационно-смысловой организации поэтической речи имеют наряду с рифмой звуковые повторы внутри строк: ассонансы и аллитерации. Как те, так и другие усиливают ощущение соизмеримости стихотворных строк и учувствуют в создании определенного настроения. [8, с.196]
Пример аллитерации Анны Панкратовой можно привести следующий:
Если окно открыть, -
в комнату ворвется осень:
будет меня смешить
шмыгая курносым носом, -
В этих строчках заметны аллитерации на т, с, н .
С наибольшей определенностью
наш слух улавливает повторение согласных,
стоящих в предударном
«Звуки и слова, старые и новые личины
в зеркале имен сквозь туман уже не различимы…»
Аллитерации на з-с в этом отрывке передаёт отрывистое звучание этих строк, в которых Панкратова стремится передать состояние того, что всё проходит, все изменяется...
Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.
Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова. [8, с.203] Анна же прибегает к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для нее слова.
В основе же ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках:
«Подводный паровоз моих воспоминаний
утащит в облака души моей харчо…»
ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласных. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс, что подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например:
Еще дымятся угольки костра,
а в нем картофельная кожура, па-ру-ра, -
нам разъезжаться по домам пора, -
пора, пора, пора домой...
Пора домой...
Домой!
Здесь и ассонанс на о, и аллитерации на к, р, п, м; повторяются слова: пора, домой. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.
В поэтической речи, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие, вокальные, диезные. Признак вокальности (гласности) свойственен всем звукам, которые образуются с участием голоса. Это все гласные, а так же: м, н, л, р. Все остальные – невокальные. [3, с.42] А признак диезности (иначе палатализованности) свойственен всем мягким согласным. Все твердые согласные и открытые гласные являются недиезными. [3, с.45]
Употребление слов,
в которых преобладают те или
иные звуки, может стать
Высотные ямы, бездонные скалы,
порталы, оскалившись, расхохотались...
Продрогла, устала. Пустынны кварталы -
мой город кемарит в тумане фонарном...
Мне представляется, что аллитерации на с — т в этом отрывке передают холодную пустоту; повторение р в двух последних строчках указывает на некую жесткость.
Звуковой символизм
до сих пор оценивается
Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: хандра, ангел, арлекин . Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие.
Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.
Один или несколько речевых тактов образуют относительно законченное по смыслу высказывание, которое с фонетической точки зрения рассматривается как фраза. [3,с.61]
Фраза характеризуется интонацией. Разным типам фраз свойственны разные, закрепленные за ними типы интонации. Так, вопросительной фразе, как правило, соответствует повышение основного тона к концу; повествовательной – плавное понижение основного тона. Повышение тона к концу речевого отрезка обозначает также, что перед нами восклицание или незаконченная мысль. Между фразами обычно отмечается перерыв звучания, прекращение артикуляции, т.е. пауза.
Устная речь не представляет собой непрерывной однообразной цепи звуков. Она членится на отрезки, разделенные остановками (паузами). Каждый такой отрезок обычно заключает отдельную мысль и объединяется законченной интонацией. [3, с.18]
В текстах Анны Панкратовой
встречается различная
...День погас. Художник
вечер красит город серой
и, тихонько напевая танго первых желтых листьев,
пожилой бродяга ветер звезд уголья раздувает...
По дороге в неизвестность театр бродячий уезжает...
и вопросительная:
«Но, если так, - зачем, куда плывешь ты, капитан?
Кораблик мал: неровен час, промокнет и утонет…»
и восклицательная:
Господи, да от меня самой защити меня!
Всемогущий! Через чей-то бред, через город зла
я иду на свет - дороги нет, ноша тяжела,
о, Всевышний, пощади меня...
Встречается экспрессивная интонация, где выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи.