Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы описать и систематизировать фонетические средства, использованные в поэтических текстах Анны Панкратовой.
Сформулированная выше цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
2) выделить разновидности фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
3) определить степень использования данных средств в произведениях Анны Панкратовой;
4) определить роль фонетических средств в системе средств создания образности художественного (поэтического) текста (на примере текстов Анны Панкратовой)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 6
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ 6
1.1. Авторская песня: определение понятия и история развития 6
1.2. Анна Панкратова, как представитель жанра авторской песни 10
ГЛАВА 2 14
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ФОНЕТИЧЕСКИЕ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ 14
2.1. Поэтический текст как объект изучения лингвистики 14
2.2. Фонетические и ритмико-интонационные средства создания образности 17
2.3. Особенности поэтических текстов Анны Панкратовой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
При прочтении отрывка:
Так ступай, оставь меня, хороший мой,
Гость Непрошенный.
Разум, во вселенском звездном крошеве, -
лишь горошина...
мы видим, что музыкальность и мягкий ритм создаются в этом произведении не только особыми фонетическими средствами (текст наполнен «шуршащими» и «убаюкивающими» глухими согласными [ш], открытыми гласными [о]), но и своеобразной синтаксической и словообразовательной организацией стиха.
Лирический герой Панкратовой – это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в лирике Панкратовой почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, наоборот – это драматические переживания в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства. Один из часто встречающихся мотивов в поэзии – мотив одиночества:
«Не сердись, но я не дождалась:
я одна танцую этот вальс, -
вопреки навязчивым пророчествам
упиваясь гордым одиночеством.
Так ступай, оставь меня, хороший мой,
Гость Непрошенный, -
не ищи жестокого отмщения
Всепрощению.»
«Затаю боль свою, кисею на зеркало накину,
но нет-нет да во сне привидится опять
старый дом: за окном поет метель, а в кресле у камина -
Ты и я... Там, куда дороги не сыскать....»
Вот и все: Бог в помощь, ноша с плеч, -
мой роман так близок к завершенью! -
смысла нет искать случайных встреч
и дарить цветы на день рожденья...
Доверительность, камерность, интимность – несомненные качества «панкратовской» поэзии.
Сегодня можно признать Панкратову поэтом народным, так то о чем она говорит – знакомо практически каждому человеку.
«По щекам размазав тушь с ресниц
я взываю к милости господней…»
«Пенится игристое вино, звенят бокалы, слышен вальс...
Солнечные зайцы чьих-то милых синих глаз блеснут украдкой, -
невзначай гитара разошлась...»
Дом на Немиге не чинят, не сносят, -
его приручили, пожили и - бросили:
просит пощады доской ощетинившись...
Ветер хандру мою выстудит, вылечит...
У Панкратовой присутствует завершенность ее поэтических текстов.
Завершенность – признак
текста, проявляющийся в полном раскрытии
замысла и в возможности
Панкратова замечательно передаёт свою жизненную позицию, авторское мироощущение. Она без посредников и потерь, доносит смысл до своего слушателя, читателя, используя весь спектр средств выразительности — слово, интонацию, ритм, рифму, паузы и т. д. Каждым своим творением автор как бы говорит: это — я, это — мое, сокровенное, никем не внушенное, это — мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью. Такие тексты рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Мера доверия и открытости значительно превосходит здесь нормы, допустимые в профессиональном творчестве. Само собой разумеется, такие стихи адресованы далеко не всем и каждому. Они обращены лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что средства использованные Анной Панкратовой весьма разнообразны. Большую роль Анна Панкратова отводит таким фонетическим и ритмико-интонационным средствам, как: рифма, пауза, ритм, интонация, аллитерация, ассонанс. Они в значительной степени усиливают выразительность поэтического текста.