Фонетические и ритмико-интонационные особенности организации поэтических текстов Анны Панкратовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы описать и систематизировать фонетические средства, использованные в поэтических текстах Анны Панкратовой.
Сформулированная выше цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
2) выделить разновидности фонетических и ритмико-интонационных особенностей;
3) определить степень использования данных средств в произведениях Анны Панкратовой;
4) определить роль фонетических средств в системе средств создания образности художественного (поэтического) текста (на примере текстов Анны Панкратовой)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 6
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ 6
1.1. Авторская песня: определение понятия и история развития 6
1.2. Анна Панкратова, как представитель жанра авторской песни 10
ГЛАВА 2 14
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ФОНЕТИЧЕСКИЕ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ 14
2.1. Поэтический текст как объект изучения лингвистики 14
2.2. Фонетические и ритмико-интонационные средства создания образности 17
2.3. Особенности поэтических текстов Анны Панкратовой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

При прочтении отрывка:

 

Так ступай, оставь меня, хороший мой,

Гость Непрошенный.

Разум, во вселенском звездном крошеве, -

лишь горошина...

 

мы видим, что музыкальность  и мягкий ритм создаются в этом произведении не только особыми фонетическими  средствами (текст наполнен «шуршащими»  и «убаюкивающими» глухими согласными [ш], открытыми гласными [о]), но и своеобразной синтаксической и словообразовательной организацией стиха.

Лирический герой Панкратовой  – это чаще всего героиня любви  несбывшейся, безнадежной. Любовь в  лирике Панкратовой почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, наоборот – это драматические переживания в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства. Один из часто встречающихся мотивов в поэзии – мотив одиночества: 

 

«Не сердись, но я не дождалась:

я одна танцую этот вальс, -

вопреки навязчивым пророчествам

упиваясь гордым одиночеством.

Так ступай, оставь меня, хороший мой,

Гость Непрошенный, -

не ищи жестокого  отмщения

Всепрощению.»

 

«Затаю боль свою, кисею  на зеркало накину,

но нет-нет да во сне  привидится опять

старый дом: за окном поет метель, а в кресле у камина -

Ты и я... Там, куда дороги не сыскать....»

 

Вот и все: Бог в  помощь, ноша с плеч, -

мой роман так близок к завершенью! -

смысла нет искать случайных встреч

и дарить цветы на день рожденья...

 

Доверительность, камерность, интимность – несомненные качества «панкратовской» поэзии.

Сегодня можно признать Панкратову поэтом народным, так то о чем она говорит – знакомо  практически каждому человеку.

 

«По щекам размазав тушь с ресниц

я взываю к милости  господней…»

 

«Пенится игристое вино, звенят бокалы, слышен вальс...

Солнечные зайцы чьих-то милых синих глаз блеснут украдкой, -

невзначай гитара разошлась...»

 

Дом на Немиге не чинят, не сносят, -

его приручили, пожили и - бросили:

просит пощады доской ощетинившись...

Ветер хандру мою выстудит, вылечит...

 

У Панкратовой присутствует завершенность ее поэтических текстов.

Завершенность – признак  текста, проявляющийся в полном раскрытии  замысла и в возможности автономного  восприятия, понимания текста. [1, стр.417] Однако, иногда авторы сознательно не используют типичные формы для завершения текста, подчеркивая этим своеобразную незаконченность мысли.

Панкратова замечательно передаёт свою жизненную позицию, авторское  мироощущение. Она без посредников  и потерь, доносит смысл до своего слушателя, читателя, используя весь спектр средств выразительности — слово, интонацию, ритм, рифму, паузы и т. д. Каждым своим творением автор как бы говорит: это — я, это — мое, сокровенное, никем не внушенное, это — мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью. Такие тексты рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Мера доверия и открытости значительно превосходит здесь нормы, допустимые в профессиональном творчестве. Само собой разумеется, такие стихи адресованы далеко не всем и каждому. Они обращены лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги о проделанной  работе, можно сказать, что средства использованные Анной Панкратовой  весьма разнообразны. Большую роль Анна Панкратова отводит таким фонетическим и ритмико-интонационным средствам, как: рифма, пауза, ритм, интонация, аллитерация, ассонанс. Они в значительной степени усиливают выразительность поэтического текста.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Фонетические и ритмико-интонационные особенности организации поэтических текстов Анны Панкратовой