Империя ангелов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:34, доклад

Описание работы

Мировой бестселлер! Во всем мире имя Бернарда Вербера на обложке книги означает только одно - шедевр! На счету писателя семь романов, ставших бестселлерами в Европе, Америке и Японии. “Империя ангелов” - одна из самых нашумевших книг французского писателя. Суммарный мировой тираж его книг - более 10 миллионов!

Файлы: 1 файл

Verber_Bernard_-_Imperia_angelov.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

120. Венера

Члены жюри голосуют.

Я грызу сломанный  ноготь. Жизнь бы отдала за сигарету, но правилами это запрещено. В этот момент решается моя судьба.


121. Игорь

Целюсь. Стреляю. Убиваю второго. Убиваю третьего. Четвертого.

Хорошо работать под музыку! Я благодарю загнивающий  Запад за то, что они придумали  плееры. Образ мамаши колышется передо мной. Я целюсь не в сердце, а в голову. Каждый раз, когда думаю о матери, хочется нажать на курок.


122. Жак

С более или  менее длинными интервалами я  нахожу в почтовом ящике ответы издателей. Первый считает сюжет слишком  эксцентричным. Второй советует переписать произведение, выбрав в качестве героев кошек, поскольку «широкая читательская аудитория им больше симпатизирует».

Я смотрю на Мону Лизу II. 
Можно ли написать роман о Моне Лизе, самой декадентской кошке Запада? 
Третий предлагает издать роман за мой счет, за счет автора. Готов сделать скидку.


123. Венера

Объявляют оценки. Они скорее строгие. Самая высокая  в районе 5,4 из 10 баллов. Ну вот, теперь моя очередь.

Члены жюри объявляют  по очереди свои оценки: 4, 5, 6, 5… На моем лице застывшая улыбка, но я в отчаянии. Если никто не оценит меня выше этих несчастных цифр, я пропала. Какая несправедливость! Ненавижу этих лицемерных людишек. К тому же девушка с самым лучшим на данный момент результатом полна целлюлита. Они что, этого не заметили?


124. Энциклопедия

Идеосфера: идеи как живые существа. Они рождаются, растут, встречаются, размножаются, сталкиваются с другими идеями и в конце  концов умирают. 
А если у идей, как и у живых существ, есть собственная эволюция? Что, если у идей существует отбор, чтобы исключать слабых и воспроизводить сильных, как в дарвинизме? В книге «Случай и необходимость» Жак Моно в 1970 году выдвинул гипотезу, что идеи могут обладать автономией и, как органические существа, быть способными к воспроизводству и размножению. 
В 1976 году Ричард Доукинс в «Эгоистическом гене» выдвигает концепцию «идеосферы».

Идеосфера является для мира идей тем же, чем биосфера для живых существ. 
Доукинс пишет: «Когда вы сажаете плодотворную идею в мое сознание, вы паразитируете на моем мозгу, превращая его в средство распространения этой идеи». В подтверждение он приводит идею Бога, идею, которая однажды родилась и с тех пор постоянно развивалась и распространялась, подхваченная и усиленная словом, письменностью, потом музыкой, потом искусством. Священнослужители воспроизводили и интерпретировали ее таким образом, чтобы приспособить к месту и времени, в котором жили. 
Однако идеи меняются быстрее живых существ. Например, концепция или идея коммунизма, родившись в мозгу Карла Маркса, за довольно короткое время распространилась на половину планеты. Она развивалась, менялась, и в конце концов сократилась до того, что ее придерживаются все меньше и меньше людей. Совсем как вымирающее животное. 
В то же время, она заставила измениться идею «капитализма». 
Наша цивилизация вырастает из борьбы идей в идеосфере. 
Сейчас компьютеры намного убыстряют процесс изменения идей. Благодаря Интернету идея может быстрее распространиться в пространстве и времени, встретить своих соперниц и грабительниц. 
Это замечательно для распространения хороших идей, но и для плохих тоже, поскольку понятие «идея» не включает в себя понятия «мораль». 
Впрочем, в биологии эволюция также не подчиняется морали. Вот почему необходимо дважды подумать, прежде чем распространять идеи, «лежащие на поверхности». Ведь тогда они становятся сильнее, чем придумавшие и передавшие их люди. 
Впрочем, это только идея… 
Эдмонд Уэллс. 
«Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том 4


125. Жак

Четвертый издатель звонит по телефону. Советует проявлять настойчивость. «Литература требует большого жизненного опыта. Невозможно иметь его достаточно в восемнадцать с половиной лет», – говорит он.

Пятый упрекает за батальные сцены, которые не ценятся  женщинами. Он напоминает, что большую  часть читательской аудитории составляют женщины и девушки и что им больше нравятся романтические моменты. Почему бы не подумать о версии «Любовной истории у крыс»? 
Я смотрю на них. Самец как раз спаривается с самкой. Он до крови кусает ее за шею, придавливает голову к полу и вцепляется когтями в зад. Бедняжка визжит от боли, но самца это, кажется, только еще больше возбуждает. 
Любовная история у крыс? Вряд ли это реалистично…


126. Игорь

Пять. Шесть. Семь. Вот и десять, первый тур за мной. Я прикончил всех вражеских солдат, которые появились у меня в поле зрения. Полдень. Небо белое. Деревня дымится, и мухи слетаются на еще теплое мясо бойцов. 
Враги мертвы, но и друзья тоже. Ни одного из наших не видно. Я рычу по-волчьи. Никакого ответа. Думаю, мне повезло.

Наверное, есть кто-то там, наверху, на небе, кто меня защищает. Конечно, я быстрый, но все-таки я много раз чудом избежал того, чтобы наступить на мину или получить шальную пулю. 
Да, наверняка у меня есть ангел-хранитель. Святой Игорь, спасибо. 
Я знаю, что меня отправят в лагерь и определят в новое подразделения «волков». Мы снова будем выполнять миссии, похожие на эту. Воевать – это единственное, что я могу хорошо делать. Каждому свое. Я снова надеваю наушники и включаю «Ночь на Лысой горе». 
Вдруг я слышу волчье рычание. Неужели настоящий волк? 
Нет, это Станислас. Он прав, у него тоже должен быть ангел-хранитель.


127. Венера

Снова 5 балов  из 10. Все решит голос последнего члена жюри, боксера. 
– 10 из 10, – объявляет он. 
Возможно ли это? Я не ослышалась? 
Мой средний бал сразу подскакивает. Теперь у меня лучший показатель. Я на седьмом небе от радости, потом беру себя в руки. Еще не все девушки получили оценку. Меня могут обогнать. 
Как в тумане, слышу оценки других девушек. Впереди, я по-прежнему впереди. Ну вот, все прошли. Никто не получил больше меня. 
Я стала… я стала… Мисс Вселенная.

Я целую членов жюри. Меня снимают телекамеры. Вся  страна смотрит на меня. Мне протягивают  бутылку шампанского и я поливаю  всех пенной струей под вспышки фотокамер. 
Я победила! 
Я говорю в микрофон: 
– Особенно я хочу поблагодарить мою маму, без которой я бы никогда не набралась смелости вступить на этот длинный путь к… совершенству. 
В тот момент, когда я это говорю, я чувствую, что именно эти слова должны нравиться публике и телезрителям. Но, между нами говоря, если есть кто-то, кому я должна сказать спасибо, то это только самой себе. 
Мои бывшие соперницы выходят на сцену поздравить меня. В зале мама плачет от радости, а Эстебан посылает воздушные поцелуи. 
Потом начинается. Интервью, поздравления, фотографии. Я в зените. 
Затем, на улице, люди узнают меня и просят автограф. 
Совершенно обессиленная, я возвращаюсь в отель с Эстебаном, который любезен как никогда. 
Я победила!


128. Жак

Я проиграл. Поражение  по полной программе. Никто не хочет опубликовать моих «Крыс». 
«Писатель – это не профессия, – говорит отец по телефону. – Спрашиваешь, знаю ли я! Я владелец книжного магазина, и я вижу, что продаются книги только уже знаменитых людей. Сперва стань знаменитым, а потом пиши свою книгу. Ты неверно подошел к решению проблемы». 
Только Мона Лиза осталась рядом со мной в этом враждебном окружении.

Она чувствует, что я обессилен, и начинает сомневаться  в моей способности обеспечивать ее каждый день паштетом и сухим  кормом. 
Я ложусь спать. На следующий день начинаю работать в ресторане, потом перечитываю рукопись. 
Крысы в клетке, кажется, смеются надо мной. Они меня раздражают. За кого они себя принимают? В конце концов, это просто крысы. Я спускаю их в канализацию. Пускай выкручиваются, как могут. 
Мона Лиза одобряет меня довольным мурлыканием. 
Я сажусь за компьютер. Нет больше волшебства. Нет ни малейшей надежды. У меня никогда ничего не получится. Плюнуть на все.


129. Энциклопедия

КППВ: Человек  находится в постоянной зависимости  от других людей. Поскольку он считает себя счастливым, он не ставит это под сомнение. В детстве он считает нормальным, что его заставляют есть то, что он ненавидит. Ведь это семья. Взрослым он находит нормальным, что его унижает начальник. Ведь это работа. Женившись, он считает нормальным, что жена постоянно во всем его упрекает. Ведь это его супруга. В качестве гражданина он считает нормальным то, что правительство постоянно сокращает его покупательскую способность. Ведь это правительство, за которое он голосовал.

Он не только не замечает, что его попросту душат, но он борется за свою семью, свою работу, свою политическую систему, за большую часть своих тюрем как за формы «выражения своей индивидуальности». 
Многие люди готовы зубами и ногтями драться за то, чтобы у них не отобрали их цепи. Поэтому мы, ангелы, должны иногда провоцировать то, что они там внизу называют «несчастьями», а мы наверху определяем как КППВ – «кризисы постановки под вопрос». КППВ могут иметь различные формы: несчастный случай, болезнь, распад семьи, профессиональные проблемы. 
Эти кризисы наводят на смертных ужас, но, по крайней мере, хотя бы временно освобождают от зависимости. Очень скоро человек отправляется на поиски новой тюрьмы. Тот, кто развелся, спешит снова жениться. Потерявший работу соглашается на еще более унизительную. В то же время между тем моментом, когда произошел КППВ, и тем, когда смертный обрел новую тюрьму, он сможет насладиться коротким просветлением. Он сможет увидеть, что такое настоящая свобода. Даже если, как правило, это его скорее напугает. 
Эдмонд Уэллс. 
«Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том 4


130. Космический  полет. Возвращение

Возвращение в  Рай. 
Как сильно развились мои клиенты за такое короткое время! Как будто они растут быстрее, когда за ними не наблюдают. Венера избавилась от анорексии и булимии и завоевала титул Мисс Вселенной. Тем лучше, во всяком случае, я собирался ей в этом помочь. Игорь вышел из тюрьмы и психиатрической больницы и стал героем войны. Только Жак тащится медленнее всех и не зарабатывает очки. То, что он так долго сидит, приклеившись к телевизору, не позволяет мне надеяться ни на что хорошее. 
Эдмонд Уэллс появляется всегда в неподходящий момент. Он вздыхает: 
– Ты меня сильно разочаровываешь, Мишель. Я так на тебя надеялся, а ты портишь всю работу…

– Я новенький, я только начинаю понимать, как  функционируют люди. 
Инструктор продолжает сомневаться. 
– Ах да, а эта маленькая прогулка в космос, это что? 
Он знает. Я протестую: 
– Кроме Жака Немро, который всегда отставал, двое других клиентов очень хорошо себя чувствуют. 
– Мой бедный Мишель, – говорит Эдмонд Уэллс, – есть еще очень много вещей, которые я тебе должен объяснить. Ты заметил, что, когда приближаешься к Земле, встречаешь неприкаянные души? 
– Нет, ну… вообще-то… 
Значит, он в курсе и нашего визита к Пападопулосу. 
– Ты заметил, что этим неприкаянным душам гораздо легче заставить людей понять их, чем нам? Это как раз потому, что они совсем рядом со смертными. 
– Да… но. 
– Так вот, когда клиент произносит молитву, а ангел-хранитель ее не слышит, что, по-твоему, происходит? 
– …Им начинает заниматься неприкаянная душа. 
– Вот именно. И поверь мне, они очень рады, неприкаянные души, когда могут занять наше место. 
Это настоящая зараза. Там, где ангел не выполняет свою работу, появляется неприкаянная душа. Что ты себе воображаешь, Мишель? Что Игорю и Венере повезло? Нет, они молились, и неприкаянные души тут же прибежали и сделали работу за тебя. Теперь они на них паразитируют. 
Инструктор кажется сильно расстроенным. 
– Именно поэтому я всегда, когда могу, говорю людям: «Не вызывайте духов, не входите в транс, бегите от медиумов и всех тех, кто говорит, что вещает о потустороннем. Не молитесь как попало, не ищите своего ангела-хранителя. Он знает, где вас найти. Не пытайтесь углубляться в Вуду, шаманизм или колдовство. Вы думаете, что манипулируете, а на самом деле манипулируют вами. За всякую помощь нужно платить». 
Я читаю во взгляде учителя настоящее разочарование во мне. 
– Как же мне исправиться? Как завоевать прощение? – бормочу я. 
– Я в ответе за тебя, Мишель, – вздыхает Эдмонд Уэллс. – Поэтому, не найдя тебя, я засучил рукава. Я избавил их от неприкаянных душ, которые так и вились вокруг. Они снова «депаразитированы». Но теперь берегись! Двое твоих «победителей» отныне уверены, что достаточно обратиться к тебе, и все наладится. Игорь даже называет тебя Святым Игорем, потому что уверен, что у каждого человека есть ангел, носящий его имя. 
Левитируя, Эдмонд Уэллс поднимается. 
– Однажды наступит день, когда Игорь, Жак и Венера присоединятся здесь к тебе и посмотрят тебе в глаза. И для тебя этот момент будет ужасен, потому что тогда они поймут, кто ты такой. И тогда тебе придется держать перед ними ответ. 
Пристыженный, я опускаю голову. 
– И еще одно. Не слушай плохих учеников. Не на них тебе нужно равняться. Не им придется в день взвешивания души объясняться с твоими клиентами. 
Инструктор движением рукава показывает в направлении Рауля, который летает неподалеку. 
– К счастью, Мишель, вначале тебе достались хорошие души. Никто не обещает при следующем распределении такого хорошего набора. Как правило, только потерпев поражение с первыми клиентами и получив вторую порцию, ангелы начинают осознавать, как хорошо их обслужили в начале. 
Я съеживаюсь. Под этим взглядом мне хотелось бы стать совсем маленьким. 
– Для смертного поражение означает реинкарнацию, – чеканит Уэллс. – Для ангела оно означает… новых клиентов.


131. Игорь. 18 лет

Станисласа  и меня награждают медалями. Полковник  Дюкусков обнимает нас. 
– Теперь вы старшие сержанты. 
Зал, заполненный военными в безупречных униформах, встает и аплодирует. Поднимают национальный флаг, начинает играть любимый гимн моей родины. Полковник Дюкусков шепчет на ухо:

– Только вам  двоим удалось остаться в живых  после того, как вы сражались один против десяти. У вас есть секрет? 
Я глубоко вздыхаю и не решаюсь признаться. Все-таки про своего ангела-хранителя я ему не скажу. 
– Я выжил со своей матерью, – говорю я. 
Он понимающе улыбается. 
И в этот момент я ликую, потому что мне восемнадцать, и я живой.


132. Венера. 18 лет

Я пишу все меньше и меньше. Читаю все меньше и  меньше. Иногда я по пять часов кряду  бездельничаю перед телевизором, накрывшись пледом и посадив мурлыкающую  кошку на колени. Я даже не смотрю какую-то специальную передачу. Переключаюсь с канала на канал. 
Работа официанта позволяет мне прожить. Во всяком случае, я стою не дорого. Я питаюсь обезвоженной лапшой, которая распухает, когда ее зальешь кипятком. 
Мона Лиза в восторге от того, что я смотрю телевизор. Она уверена, что показала мне путь истинной мудрости. 
Я уверен, что «Крысы» хорошая книга. Но раз издатели не способны это понять, то я как будто ничего и не написал. Так что не стоит ничего больше делать. 
Учитывая скорость, с которой я толстею на лапше, я скоро превращусь в «человеческую Мону Лизу». От лени я не бреюсь и отращиваю бороду.

Продолжая переключаться  с канал на канал, я понемногу  опускаюсь по иерархии программ. От информации перехожу к фильмам, от фильмов  к телефильмам, потом к сериалам, потом к ситкомам (дешевый сериал в одних и тех же интерьерах). И наконец, к этим чудовищным утренним играм в «эрудицию», когда два соперника должны как можно быстрее ответить на идиотский вопрос типа: «Какую пищу предпочитают собаки?». 
Я плевать хотел на собак, у меня кошка. Но я все-таки смотрю. 
Я думаю, что смогу жить так еще лет сорок. Я на все наплевал. И все-таки однажды одна передача заставляет меня реагировать. 
Это литературная передача. Двухнедельная литературная передача с рекомендациями. Обычно я ее игнорирую, но сегодня меня охватило какое-то болезненное влечение. 
Ее тема – любовь. Первый приглашенный – старый актер, знавший свой звездный час. Он перебирает воспоминания и с кокетливой миной перечисляет актрис, которым, по его словам, он «оказал честь». Ведущий с такой же игривой улыбкой отпускает шуточки и фривольные намеки. 
Второй приглашенный – молодой парень моего возраста. Огюст Мериньяк, объявляет ведущий. Красивый мальчик. Хорошо одет. Непринужденная улыбка. Он опубликовал автобиографический роман, героя которого как будто случайно зовут Огюст и особенностью которого является то, что все женщины от него без ума. Рассказав несколько непристойных анекдотов, Огюст Мериньяк объявляет, что он страстный поклонник любви и что это и есть смысл его произведения. 
Третий персонаж – дама в бархатной маске, на пятнадцатисантиметровых каблуках, губы покрашены в ярко-красный цвет. Она заместительница хозяйки садо-мазохистского заведения, которое посещают многие известные люди, и поэтому не хочет показывать свое лицо. «Большинство клиентов – публичные люди, – говорит она. – Это политики, деятели шоу-бизнеса, крупные промышленники. Поскольку они терроризируют свое окружение, то обожают выступать в роли жертвы». Дама описывает пытки, которым она их подвергает. Она говорит, что пресытилась экстравагантными требованиями звезд. 
Четвертый приглашенный – сексолог, который призван подвести итог с точки зрения науки. Люди движимы гормонами, уверяет он, и приводит несколько причудливых фантазмов, с которыми ему пришлось встретиться благодаря его профессии. Некий тип, чтобы достичь оргазма, должен был переодеться королевой Великобритании, какой-то женщине для этого требовалось десять различных партнеров. Он приводит случаи различных знаменитостей (которых предпочитает не называть по имени), которые не могли удовлетворить свою страсть без помощи животных, овощей или различных предметов, а также в самых странных местах. 
Я выключаю телевизор, охваченный недомоганием. Ни одной истории, которая была бы придумана, ни одного вымышленного персонажа, ни малейшего напряженного ожидания. Вот почему мои крысы никому не интересны.

Информация о работе Империя ангелов