143. Игорь. 22 года
У меня мало денег?
Ну что ж, нужно только взять их
там, где они есть. Я становлюсь
вором. А что мне терять? В худшем
случае окажусь в тюрьме, где, возможно,
встречу многих своих «волков». Станислас
становится моим подельником. Мы используем то же оборудование, что на войне.
После огнемета Станислас осваивает газовый
резак. Никакой замок, никакой сейф перед
ним не может устоять. У воров существует
священный час: четыре с четвертью утра.
В это время на улице нет машин. Последние
гуляки уже легли спать, а первые труженики
еще не проснулись. В четыре с четвертью
проспекты пустынны.
Днем мы проводим разведку, а в четверть
пятого приступаем к действию. Как и на
войне, нужны план и стратегия.
Мы проникаем в богатый особняк на севере
города. Станислас берет со столика портрет
и говорит:
– Эй, Игорь, гляди-ка, этот тип с усиками,
как велосипедный руль, не тот же самый,
что на твоем медальоне?
Я подскакиваю. Сравниваю фотографии и
вижу, что никаких сомнений быть не может.
Те же усики. Тот же надменный вид. Тот
же хитрый взгляд. Мы проникли в дом… моего
отца. Я внимательно осматриваю его. Роюсь
в ящиках. Обнаруживаю документы и семейные
фотоальбомы, подтверждающие, что мой
родитель стал богатым и важным человеком,
что у него несколько домов, много друзей
и что он знаком с сильными мира сего.
Он бросил мать, когда она была беременна
мной, но не перестал размножаться. В особняке
несколько детских комнат!
Охваченный яростью, я хватаю газовый
резак и жгу одну за другой игрушки в детских
комнатах. Они должны были быть моими.
Они мне должны были приносить радость
в детстве. У меня их не было, не будет и
у других.
Затем я падаю на диван, опустошенный такой
несправедливостью.
– Сперва мир, теперь встреча с папашей,
это уж слишком!
– Держи это, выпей. Это пройдет, пройдет,
– говорит Станислас, протягивая мне бутылку
американского виски.
Мы вдребезги разбиваем все в доме папаши.
Мебель, посуду, все. Теперь будет знать,
что я существую. Чтобы отметить побоище,
мы выпиваем еще и наконец засыпаем на
выпотрошенных матрасах. Утром нас будят
менты и отвозят в отделение. Начальник
отделения, сидящий за столом, выглядит
очень молодо. Наверное, блатной. Его лицо
мне знакомо. Ваня. Он не сильно изменился
после детдома. Он встает и тут же заявляет,
что очень зол на меня. Мир перевернулся.
Он на меня злится, вероятно, за то зло,
что мне причинил, а я ему не ответил тем
же.
– Прости меня,
– говорю я, как будто обращаюсь
к дебилу.
– Ага, наконец-то! – говорит он. – Я всегда
хотел это услышать от тебя. Ты знаешь,
ты причинил мне столько страданий! Я долго думал о
тебе после того, как мы расстались.
Мне хочется сказать: «А я тебя сразу выкинул
из головы», но я молчу.
Его лицо приобретает незнакомое мне притворное
выражение.
– Уверен, что ты думаешь, будто это я действовал
неправильно.
Главное – не отвечать на провокацию.
– Ты ведь так думал, да? Признаешься?
Если я отвечу «да», это его разозлит, если
«нет», тоже. Молчать. Это лучший выбор.
На самом деле он не знает, как ко мне подступиться.
Охваченный сомнениями, он принимает мое
молчание за согласие и говорит, что принимает
мои извинения и что он не злопамятен и
готов нам помочь в деле со взломом особняка.
У него даже достаточно полномочий, чтобы
замять все это дело.
– Но, – говорит он, – внимание! Больше
не играйте в воров. Малейший рецидив,
и пойдете на кичу.
Я жму ему руку и выдавливаю из себя самое
нейтральное «спасибо». Чао.
– И еще одно, – говорит Ваня.
– Да, что?..
Я стою неподвижно и стоически ожидаю,
что цена его прощения не возрастет.
– Хочу задать тебе один вопрос, Игорь…
– Задавай…
– Почему ты мне никогда не набил морду?
Здесь нужно сохранить самообладание.
Не раздражаться. Главное не раздражаться.
Рука начинает дрожать. Мысленно я представляю
себе, как его маленькое пронырливое лицо
разбивает мой мощный кулак с крепкими
фалангами. Я чувствую в руке силу удара,
который мог бы нанести. Но я зрелый человек.
Я всегда говорил «волкам»: «Не будьте
быками, которые бросаются на красную
тряпку. Не позволяйте эмоциям преобладать
над собой. Вы, а не противник решаете,
где и когда ударить».
Ваня – начальник отделения милиции, кругом
его вооруженные сотрудники, со всеми
мне не справиться. К тому же если он захочет
пришить меня, то может приказать сделать
это одному из своих подчиненных. Я не
собираюсь все терять из-за Вани. Я еще
раз окажу ему великую честь. Я выдержал
мать, выдержал холод, болезни, центр нервно-сенсорной
изоляции, пули и снаряды. Я не собираюсь
умирать в отделении милиции из-за обидчивости.
Я произношу, не оборачиваясь:
– Ну… Не знаю. Может, потому, что люблю
тебя, несмотря ни на что, – говорю я, через
силу заставляя себя произнести эти слова.
Дышать. Дышать ровно. Легче атаковать
чеченские позиции, чем заставить себя
не размазать по стенке бывшего друга.
Ну, еще одна фраза:
– Рад был повидаться, Ваня. Пока.
– Я люблю тебя, Игорь, – заявляет он.
Я не оборачиваюсь.
– Что будем теперь делать? – спрашивает
Станислас.
– Будем играть в карты.
И вместе со Станисласом я начинаю посещать
все места в городе, где играют в покер.
Я быстро восстанавливаю старые навыки.
Расшифровывать выражения лиц и движения
рук, отличать фальшивые от настоящих,
самому посылать ложные знаки… Это как
логическое продолжение моих боевых подвигов.
Вскоре мой стиль игры улучшается. Мне
уже не нужно следить за малейшими движениями,
я догадываюсь об игре противников, даже
не глядя на них. Как если бы они излучали
флюиды удачи или неудачи сквозь густой
сигаретный дым. Я стремлюсь настроиться
на что-то очень тонкое. Как будто существует
проникающая через все волна, которая
дает мне необходимую информацию. Иногда
я могу ее чувствовать, и тогда я знаю расклад
карт практически всех игроков.
Благодаря покеру я зарабатываю гораздо
больше боевых трофеев, чем приносили
наши ограбления. По крайней мере, не нужно
прибегать к помощи скупщиков. И доходы
скрывать мне не нужно.
Я выигрываю и богатею.
Я играю со все более изощренными противниками,
но они не были на войне. У них недостаточно
крепкие нервы, а страх проиграть делает
их такими предсказуемыми… Когда ставки
растут, они становятся как загнанные
звери. Они больше не думают, они молятся.
Они трут амулеты и ладанки, призывают
ангелов-хранителей и богов. Они трогательны.
Как бараны, которых ведут на бойню.
Растущая известность дает мне доступ
на частные вечеринки, которые посещают
богатые и обладающие властью люди. Я узнаю,
что на них бывает и мой отец, и прилагаю
все для того, чтобы оказаться с ним за
одним столом.
Вот и он.
Долго я ждал этой минуты. Его лицо скрывает
шляпа. Нас не представляют друг другу.
В этом роскошном салоне, где со стен сурово
смотрят портреты предков, я устраиваюсь
в кресле, обитом вышивными узорами, под
ярко освещающим центр стола светом. Ставки
огромны, но благодаря предыдущим выигрышам,
у меня достаточно боеприпасов. Один за
другим игроки покидают стол после того,
как их горы жетонов иссякают, и я остаюсь
один с отцом. Он хорошо играет.
Я настраиваюсь на пересекающую все волну.
– Сколько поменять? – спрашивает крупье
после сдачи.
– Три.
– Вам?
– Не надо, – говорит отец, не глядя на
меня и демонстрируя лишь верх шляпы.
Мне надо задать ему столько вопросов,
я хотел бы знать, зачем он меня породил,
почему он нас бросил и особенно почему
он никогда не пытался меня найти.
Мы поднимаем ставки.
– Пятьдесят.
– Пятьдесят и поднимаю на сто.
Я недостаточно сконцентрирован. Наказание
незамедлительно. Банк растет, и я проигрываю.
Отец остается непроницаемым. Он даже
не взглянул на меня. Мне хочется сказать
ему: «Я твой сын», но я сдерживаюсь. Еще
игра, и снова проигрыш. Он способный игрок.
Я понимаю, что сила в покере пришла ко
мне не только от уроков Василия, она была
и в моих генах. Отец настоящий хамелеон.
Ограбление дома, судя по всему, на нем
совершенно не отразилось.
– Сколько поменять?
– Две.
Та же ошибка. То же наказание.
Новая раздача. Я учащенно дышу. Сейчас
или никогда. Я решаю пустить в ход абсолютное
оружие, последнюю стратегию Василия.
Я не смотрю свои карты, даже не бросаю
ни них ни единого взгляда, и объявляю:
– Не меняю.
Он наконец зашевелился. Снял шляпу и обнажил
копну седых волос. Я знаю, что сперва он
подумал, не чокнутый ли я, и что теперь
он задается вопросом, в чем состоит смысл
моего маневра. Каковы бы ни были карты,
он больше не владеет ситуацией. Теперь
моя очередь.
Он меняет одну карту. Значит, у него две
пары и он надеется на два плюс три.
Он берет карту и, не глядя, вставляет между
своими, чтобы не показать, подошла она
или нет. Знаков нет. Ни малейшего движения
пальцев. Я настраиваю интуицию на нужную
волну. Я чувствую, что у него нет фула.
– Какая ставка?
– Тысяча, – бросает отец, гладя в карты.
Он блефует. Хочет со мной покончить. Сразу
ставит планку повыше, чтобы заставить
меня сдаться. Но, учитывая, что мы играем
партию, в которой я не знаю своих карт,
это как раз тот момент, когда я не должен
сдаваться. Я поднимаю ставку.
– Тысяча пятьдесят.
Крупье не может сдержаться и говорит:
– Э-э… Вы поднимаете ставку, даже не взглянув
на карты и ни одной не поменяв?
– Тысяча пятьдесят.
– Две тысячи, – говорит отец.
– Две тысячи пятьдесят.
– Три тысячи.
Невозмутимо, несмотря на выступивший
на спине пот, я продолжаю:
– Три тысячи пятьдесят.
Это становится крупной суммой даже для
него. Он по-прежнему на меня ни разу не
взглянул. Это, вероятно, его собственная
стратегия. Заставить поверить, что ему
даже не нужно смотреть на противника,
чтобы его победить. Со все так же склоненной
вниз головой, демонстрируя мне лишь седые
волосы, он просит минуту на раздумье.
Я чувствую, что сейчас он поднимет голову,
чтобы посмотреть на меня. Но он сдерживается.
– Десять тысяч, – говорит он раздраженно.
– Десять тысяч пятьдесят.
Таких денег у меня нет. Если я проиграю,
мне потребуются годы, чтобы рассчитаться
с папашей, который мне никогда ничего
не давал.
– Двадцать тысяч.
– Двадцать тысяч пятьдесят.
Наконец седая шевелюра зашевелилась
и откинулась назад. Он смотрит на меня.
Я вижу его лицо вблизи. У него такие же
усики в форме велосипедного руля, как
и на портрете, который я ношу в медальоне.
Он не красив. У него вид человека, много
повидавшего на своем веку. Я пытаюсь понять,
что мать могла в нем найти. Он смотрит
на меня, чтобы разгадать. Его серые глаза
ничего не выражают.
– Тридцать тысяч.
– Тридцать тысяч пятьдесят.
Шепот вокруг. Привлеченные высокими ставками,
другие игроки покинули столы и сгрудились
вокруг нашего. Тихо переговариваются
между собой.
Отец смотрит мне прямо в глаза. Я выдерживаю
его взгляд. Позволяю себе даже легкую
улыбку. Я слишком потею. Люди вокруг нас
молчат, затаив дыхание.
– Пятьдесят тысяч.
– Пятьдесят тысяч пятьдесят.
Если я проиграю, мне остается только продать
собственную кровь и внутренние органы.
Я надеюсь, что мой ангел-хранитель внимательно
следил за игрой с самого начала и не подведет
меня. Святой Игорь, вся надежда на тебя.
– Продолжаем? – спрашивает крупье.
– Пятьдесят тысяч пятьдесят… и открываемся,
– говорит отец.
Он больше не повышает. Напряженное ожидание
кончено, настало время открыть карты.
Он открывает свои одну за одной. У него
пара валетов. Только пара валетов. А что
у меня? Восьмерка треф. Туз пик. Бубновый
король. Червовая дама. Пока что ничего.
Осталось открыть последнюю карту…
Гробовая тишина.
Дама треф.
Спасибо, святой Игорь. У меня пара дам!
Василий, ты лучше всех! Я выиграл. С небольшим
перевесом, но я его сделал. Я обыграл отца!
Волк съел змею! Я издаю победный рык «волков».
Очень громко. Никто не осмеливается сказать
ни слова. Потом я начинаю хохотать. Я смеюсь
без остановки.
Маленькая толпа вокруг стола удрученно
рассасывается.
Спасибо, святой Игорь. Спасибо, Василий.
Вот и доказательство, что покер – это
чистая психология.
В него можно играть даже без карт. Я на
седьмом небе от радости.
Отец внимательно смотрит на меня. Он спрашивает
себя, кто этот молодой человек, только
что сокрушивший его. Он чувствует, что
это неспроста. Все мои гены кричат: «Я
продолжение твоей плоти, от которой ты
отказался и которая теперь обернулась
против тебя!»
Я рассовываю по карманам деньги, которые
он мне передает. Плюс ко всему теперь
я богат. Вот оно, мое наследство.
Он вот-вот заговорит. Я чувствую, что он
хочет заговорить. Задать мне вопрос. Мы
начнем разговаривать. Я скажу ему про
мать. И вдруг он меняется. Его губы дергаются.
Он молча встает и уходит. |