Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 20:29, дипломная работа

Описание работы

Предмет изучения – магическая и поэтическая составляющая свадебного обряда. Цель дипломной работы - исследование этапов свадебного обряда в его локальных традициях. Основными задачами нашего исследования являются:
- исследовать традиционные и современные ритуалы свадебной игры в их локальных традициях на материалах экспедиций по Курской области;
- определить кульминационные моменты в основном свадебном ритуале, их структуру, семантику и логическую функцию;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..….3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ИГРЫ……..…..7
§ 1.1. Сватовство и смотрины – подготовительная часть
свадебной игры…..……………………………………….…….….…7
§ 1.2. Рукобитье как кульминационный этап предсвадебной
игры……………………………………………………….………....12
§ 1.3. Ритуальное прощание со свободой и родным домом накануне
свадьбы………….…………………………….…………………......17

ГЛАВА 2. РИТУАЛЬНО-МАГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ……………………21
§ 2.1. Магический смысл испытаний жениха и венчания……..……..…….....24
§ 2.2. Традиционные ритуалы «пира» в первый день свадьбы………………...34
§ 2.3. Ритуальные свадебные песни…………………..……….. ……………...38
§ 2.4. Испытания невесты как отражение адаптации в новой семье во
второй день свадьбы……….……………....................…………………...47
§ 2. 5. Современная трансформация свадебного обряда…………………....49

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ....…55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…...65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…………70

Файлы: 1 файл

Диплом Федотовой чистовик.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 «Курский государственный  университет»

 

Факультет: филологический

Специальность: 032700. Филология

Кафедра: литературы

 

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:

«Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов

        свадебной  игры на факультативных занятиях в средней школе»

                                                    

 

Выполнила

 студентка 5 курса

Федотова Наталья Андреевна

 

 

Научный руководитель:

к.ф.н., ст. пр.

Гридина Лидия Андреевна

 

 

       

 

Курск – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..….3

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ИГРЫ……..…..7

§ 1.1.  Сватовство и смотрины – подготовительная часть

           свадебной  игры…..……………………………………….…….….…7

§ 1.2. Рукобитье как кульминационный этап предсвадебной 

            игры……………………………………………………….………....12

§ 1.3.  Ритуальное прощание со свободой и родным домом накануне

            свадьбы………….…………………………….…………………......17

 

ГЛАВА 2. РИТУАЛЬНО-МАГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

                 ПЕРВОГО И  ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ……………………21

§ 2.1. Магический смысл испытаний жениха и венчания……..……..…….....24

§ 2.2. Традиционные ритуалы «пира» в первый день свадьбы………………...34

§ 2.3. Ритуальные свадебные песни…………………..……….. ……………...38

§ 2.4.  Испытания невесты как отражение адаптации в новой семье во

            второй день свадьбы……….……………....................…………………...47

§ 2. 5.  Современная трансформация свадебного обряда…………………....49

 

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА

              ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ....…55

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…...65

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…………70

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Фольклор – это важная часть национальной культуры любой страны. Разноликое творчество народов имеет много общего, так как опирается на образы, являющиеся архетипами, "образами коллективного бессознательного" (К. Юнг), т. е. древнейшими общечеловеческими символами, прообразами, лежащими в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящими из поколения в поколение».1 Архетипы с особой отчетливостью проявляются в мифических повествованиях, сказках, древних ритуалах. Они способствуют внутреннему единству человеческой культуры;  передаются  подобно тому, как наследуется строение тела; делают возможным взаимосвязь различных эпох и взаимопонимание людей. Именно поэтому существует взаимодействие между фольклором и литературой: архетип существует в фольклоре, и через него проникает в литературное творчество. Устное народное творчество питает литературу всех времен и народов. Не является исключением в этом плане русская литература. Именно поэтому изучение устного народного творчества, никогда не утратит актуальности, оно не менее важно, чем исследование жизни и творчества классиков.

      В эпоху глобализации особенно важно помнить культуру  своего народа,   чтобы  она не стала «обезличенной». Народное творчество, в том числе и свадебно-обрядовая поэзия воспроизводит архетипы и передаёт культурные особенности своей страны, своего края. Именно поэтому тему «Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе»  мы считаем актуальной.

В отличие от других типов семейных обрядов свадьба является событием не столько частным, сколько общественным. Она собирает как близких и дальних родственников, так и всю сельскую общину. Отношение разных половозрастных групп к происходящему во время свадебной церемонии часто не совпадает: невеста воспринимает свадебное действо трагично, а для многих родственников это праздник. Каждый участник обряда воспринимает его по-своему, поэтому при изучении семантики, структуры и поэтики свадьбы важно учитывать позиции не только жениха и невесты, но и других участников события. Это три группы свадебных персонажей: жених и невеста; род жениха и род невесты; друзья жениха и подруги невесты. Прохождение «пороговых» точек обряда каждой из перечисленных групп может совершаться одновременно или существенно разводиться во времени. К примеру, кульминацией прощания подруг с невестой является девичник, в то время как для невесты этот акт растягивается на весь последующий переход до её отъезда к венцу.2

Тема нашей дипломной работы достаточно разработана, существует большое количество публикаций в периодических изданиях, на тематических сайтах. Особенно богат разнообразными методическими материалами сайт «Каталог диссертаций и авторефератов по специальностям ВАК РФ»3,  где частично доступны  диссертации по педагогике и методике преподавания литературы. По данной  теме встречается достаточное количество работ. Например,  труды  Астаховой Е. А., Матвеевой Н. А.,  Мальцевой Н. А., Чотчаевой Ф.А.

      Свадебный обряд подробно  изучали многие исследователи. В научном альманахе «Традиционная культура» публикуются статьи, которые  анализируют тот или иной аспект свадебного обряда. Например, Н. А. Лысюк раскрыл магические аспекты свадебного обряда, объяснив смысл основных действий в период подготовки к свадьбе и во время самого действа.4 «Роли», которые отводятся тем или иным участникам обряда, детально описаны в статье Вавиловой М. А. и Смольниковой С. Н. «Функции и номинации персонажей свадьбы».5  Д. В. Громов исследует современные свадебные ритуалы, например, посещение достопримечательностей.6 Автор статьи выяснил, что посещение значимых для города мест имеет архаичный ритуальный подтекст.

Ещё шире взаимосвязь старинного и современного свадебного обряда раскрыта в двух статьях: «Сценарная модель современной свадьбы»7 и «Современные трансформации свадебного обряда».8 При сохранении в современной свадьбе трёх этапов (предсвадебного, свадебного и послесвадебного) существенно изменилось само содержание каждой части. Например, сватовство утеряло первоначальное значение, а если и символически проводится, ни о каких действиях, совершившихся при сватовстве, не говорится.

Большинство современных исследователей выделяют обряд приобщения девушки к новой семье. Масалова М. Г., ссылаясь на Байбурина А. К. и Левинтона Г. А., утверждает, что обряды отделения (приобщения) разводятся большинством исследователей в пространстве и во времени (дом невесты = отделение / дом жениха = приобщение).9 Таким образом, маргинальное положение жениха и невесты  растянуто на весть период  свадьбы  и даже выходит за её пределы (во многих локальных традициях молодая  окончательно принимается в группу женатой молодёжи после рождения ребёнка; до родов она может с некоторыми ограничениями посещать гуляния неженатой молодёжи).10 В дипломной работе мы хотели бы показать, как люди  в обрядовой песне отражали своё отношение к тому, или иному действию; как песня раскрывала внутренний мир участника обряда. Именно песня, в том числе и свадебно-обрядовое произведение становится наиболее достоверным отражением внутреннего мира личности и духовной жизни народа.

Объектом нашего исследования является свадебный обряд. Предмет изучения – магическая и поэтическая составляющая свадебного обряда. Цель дипломной работы - исследование этапов свадебного обряда в его локальных традициях. Основными задачами нашего исследования являются:

- исследовать традиционные и современные ритуалы свадебной игры в их локальных традициях на материалах экспедиций по Курской области;

- определить кульминационные моменты в основном свадебном ритуале, их структуру, семантику и логическую функцию;

- исследовать основные составляющие  свадебного обряда с учётом  системного единства  трёх слагаемых: реальной (ритуальной), ментальной (невербальной) и образной (представленной в тексте);

- проанализировать материалы по  методике преподавания свадебно обрядовой поэзии в средней школе.

В дипломной работе использованы пять групп источников:

1. Публикации из разных выпусков  научного альманаха «Традиционная

     культура» по теории фольклора.

2.  Учебные пособия по дисциплине «Устное народное творчество».

    3. Эмпирический материал, который представляет собой тексты свадебно-обрядовых песен, записанные  на фольклорных практиках филологического факультета КГУ.

4. Публикации в периодических изданиях по методике преподавания литерату-

    ры.

5. Учебники по литературе для  средней школы.

Таким образом,  работа на тему «Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе» актуальна, так как исследует локальные традиции свадебной обрядности с использованием материалов экспедиций по Курской области, что и составляет новизну дипломной работы.

Работа состоит из трёх глав, вступления, заключения и списка литературы. Надеемся, что данное исследование заинтересует не только учителей-словесников общеобразовательной школы, но и студентов-филологов, краеведов.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ИГРЫ

 

Для подробного анализа  магической природы свадебного обряда мы рассмотрим его по частям.   Обычно свадебный обряд делят на три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. Во время каждого из них совершаются конкретные действия в  строго определённом порядке. 

      Своё исследование мы начнём с предсвадебного комплекса. Предсвадебье включало в конце ХIХ века такие элементы, как сватовство, сговор (рукобитье), пропой (запой), вечеринки, «подушки», девичник (внутри каждого из этих эпизодов  есть свои составляющие, но о них мы скажем ниже). Мы  подробно рассмотрим сватовство, рукобитье, смотрины, девичник, баню. В некоторых случаях невест просто похищали - "умыкали" или похищали по взаимной договоренности парня и девушки. Это называлось "тихоматным браком", или браком "выкрадом", "уводом", "самоходкой", «самокруткой». Однако традиционным был брак, заключаемый путем сговора сторон после сватовства и смотрин.

 

     §1.1. Сватовство и смотрины – подготовительная часть свадебной игры

       Сватовство всегда являлось преддверием обрядовых действий. Сватовство – это частное дело, имеющее интерес лишь для двух семей, одна из которых выражала желание породниться с другой. На данном этапе  семьи знакомятся друг с другом, проводят «смотр» жениха и невесты, заключают своеобразный «договор о намерениях сторон».

      Во время сватовства и смотрин девушка и ее родители имели право отказать сватам, это считалось вполне нормальным явлением. Наоборот, считалось дурным предзнаменованием выдавать замуж за первого жениха, который посватается, то есть, выдать «за первого встречного».

Когда в результате поисков молодой человек решал связать свою жизнь с приглянувшейся ему девушкой, то начинался сам процесс сватовства, и к родителям или родственникам (если не было родителей) девушки посылали сватов.

Сваты, боясь нечистой силы и «дурного глаза», предпочитали идти в дом родителей невесты не прямой, а окольной дорогой.

К сватам семья невесты относилась уважительно, к встрече готовились и пели предназначенные для этого случая песни, например, песню, записанную от Валентины Андреевны Уколовой в хуторе Стародубцево Солнцевского района в 1995 году:

Ой, у утушки, ой, у серенькой

Короткие ножки.

Ой, лё-ой, лёли, короткие ножки,

Ой, у Настасьюшки, у Григорьевны

Любимые гости,

Ой, лё-ой, лёли, любимые гости.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

Ни пили, ни ели.

Ой, лё-ой, лёли, ни пили, ни ели.

Ой, не пили, ой, не ели, ничего не видели,

Ой, лё-ой, лёли, ничего не видели.

Много пили, много ели,

Много сахарили.

Ой, лё-ой, лёли, много сахарили.

На двор едут, на двор едут,

Вином совстречают.

Ой, лё-ой, лёли, вином совстречают,

Со двора едут, со двора едут,

Пивом провожают,

Ой, лё-ой, лёли, пивом провожают


 В народе была создана особая образность и лексика сватовства. Особенно распространённой была форма «купли-продажи», в чём, возможно, проявлялись отзвуки древнего типа брака и поэтической формы такого свадебного договора. Это подтверждается примером – песней, записанной от Анастасии Николаевны Ерофеевой в деревне Шосолово Курчатовского района в 1997 году:

У вас товар, у нас купец,

Собою парень молодец,

И статный, и проворный,

Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем не кланяется в пояс,

А как боярин между тем

Живёт не беспокоясь,

А подарит невесте вдруг,

И лисью шубу, и жемчуг,

И перстни золотые,

И платья парчовые.


Далее сваты наперебой нахваливали как жениха, так и невесту, и делали заключение, что это подходящая пара. Обряд изображает следующая песня, записанная от Ивана Кузьмича Белоусова в селе Лобазовка в 2001 году:

Информация о работе Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе