Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть в сопоставлении различные модели личностно- ориентированного обучения в начальных классах, выявить какой технологической модели отдаётся предпочтение в образовательном процессе в начальных классах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в начальных классах………………………………..7
1.1 Сущность современных моделей, технологий личностно- ориентированной педагогики………………………………………………………………………7
1.2 Организация личностно-ориентированного обучения в начальных классах: принципы и возможности моделей и технологий в повышении качества обучения в начальных классах……………..……………………………………32
2. Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе начальной школ….. 44
2.1 Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы……………..44
2.2 Использование личностно-ориентированных технологий обучения в учебном процессе ………….………………………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………........59
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом личностно-ориентир. обучение.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

 

                                       Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в начальных классах………………………………..7

    1. Сущность современных моделей, технологий личностно- ориентированной педагогики………………………………………………………………………7

1.2 Организация личностно-ориентированного обучения в начальных классах: принципы и возможности  моделей и технологий  в повышении качества обучения в начальных классах……………..……………………………………32

2. Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе начальной школ….. 44

2.1 Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы……………..44

  2.2 Использование личностно-ориентированных технологий обучения в учебном процессе ………….………………………………………………………49

  Заключение……………………………………………………………………........59

Список использованной литературы ……………………………………………..61

Приложение А…………………………………………………………………........66

Приложение Б…………………………………………………………………........70

Приложение В…………………………………………………………………........82

Приложение Г- слайд - презентации

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Реформирование системы образования в целях достижения ее качественного соответствия перспективам развития РК, активно входящего в мировое образовательное пространство, требует изменения как научно-методического обеспечения, так и организационно-технологических преобразований на основе современной личностно-ориентированной парадигмы. В Концепции 12-летнего среднего общего образования в РК, отмечается, что в основе «обучения и воспитания в 12-летней школе лежат деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы, создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды» [1;6].

Образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности в учебном процессе начальной школы, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познавательной деятельности, является личностно-ориентированным. Необходимо отметить, что в последние годы проблема личностно-ориентированного обучения широко рассматривалась в педагогике и психологии. В ряде педагогических исследований дается трактовка основных категорий личностно-ориентированного обучения, раскрываются его функции (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, В.В. Сериков, Г.А.Бейсенова и др.), описываются механизмы образования личностного опыта, развития творческого потенциала обучаемых (Н.А. Менчинская, И.Е. Садовникова, И.С. Якиманская и др.). Эти исследования способствовали накоплению и систематизации научной информации о личностно-ориентированном обучении, однако собственно аспект влияния личностно-ориентированных технологий на повышение качества обучения в них не рассматривался.

Процесс обучения в своём генезисе прошёл ряд стадий развития от модели догматического обучения, объяснительно-иллюстративного, до проблемно-развивающего типа. При этом уровень целостности процесса обучения становился выше. Отражением этих тенденций в педагогике стали идеи педагогической и андрогогической модели обучения, личностно-ориентированного образования, проективной модели  личностно-ориентированного обучения, дистанционного обучения и другие; изменение  парадигмы  педагогического мышления в сторону «субъект - субъектных отношений».

В современных условиях важнее  личностно-ориентированный подход, который  основывается на принципах гуманизма, который признает ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей. Он лежит в основе современных представлений о личностно-ориентированном обучении, которое как  система предполагает специфические цели (активизация и развитие личностных функций индивида); содержание (образовательный стандарт органически сочетается с личностным опытом обучаемого); технологии, обеспечивающие востребованность личностных функций и личностного уровня саморегуляции индивида. Поворот образования к человеку, обращение к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных личностно-ориентированных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека. Таким образом, в психолого-педагогической литературе достаточно полно представлен общетеоретический уровень личностно-ориентированного образования и соответствующих технологий. Вместе с тем, в педагогических исследованиях недостаточное внимание уделяется аспекту деятельности младшего школьника, в частности, не разработаны механизмы реализации личностно-ориентированных технологий в начальной школе.

 Противоречие между потребностью подрастающего поколения в освоении новых знаний и недостаточным уровнем технологического обеспечения образовательного процесса и обусловило выбор темы дипломной работы «Личностно- ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в начальных классах». Проблема исследования заключается в выявлении оптимальных моделей реализации личностно-ориентированных технологий в обучении учащихся начальных классов

Цель исследования - рассмотреть в сопоставлении различные модели личностно- ориентированного обучения в начальных классах, выявить какой технологической модели отдаётся предпочтение в образовательном процессе в начальных классах.

Объект исследования - процесс личностно-ориентированного обучения учащихся начальных классов.

Предмет исследования - личностно-ориентированные модели обучения.

Мы предполагаем, что образовательный процесс учащихся начальных классов имеет системный характер и протекает эффективнее, если будут использованы наиболее востребованные модели личностно-ориентированных технологий обучения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми предположениями были определены задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2.Раскрыть сущность современных  моделей (технологий) обучения и  определить их возможности в  повышении качества обучения в начальной школе.

3.Определить, какая модель обучения  наиболее приемлема 12-летней школе.

      4. Разработать методическую памятку по исследуемой проблеме для учителей начальных школ.

 Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Г.А.Бейсенова, К.Ж Нугманова и др.). При рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на идеи и положения, разработанные в психологической теории личности (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.),  теории учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.), концепциях личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская, Г.А. Касымова и др.), теории учебного сотрудничества (И.А. Зимняя, В.К. Дьяченко, В.Я. Ляудис, Е.С. Полат и др.), теории и методики  педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бережнова, В.В. Краевская и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, диагностические методы, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, эксперимент, статистические методы обработки результатов проведенного педагогического эксперимента.

Научная новизна и  теоретическая значимость состоит в том, что в дипломной работе предпринята попытка изучения  современных моделей личностно-ориентированного обучения:

1) модели, в основе  которых лежат педагогические  концепции (цели-идеалы); 2) модели, построенные на новых возможностях дидактических средств обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации и уроки с использованием личностно-ориентированных подходов в обучении могут применяться в образовательном процессе начальной школы.

Опытно-экспериментальная проверка сформулированных предположений осуществлялась на базе Затобольской средней школы № 2. В исследовании приняли участие 5 учителей, 52 учащихся контрольного (27) и экспериментального 4 классов(25).

Достоверность полученных результатов обеспечивается:

- методологической обоснованностью  исходных теоретических позиций реализации личностно-ориентированных технологий в обучении;

- комплексом методов  педагогического исследования, контрольным  сопоставлением результатов технологизированного  обучения с результатами традиционного  обучения.

Положение, выносимое  на защиту: реализация личностно-ориентированных технологий обучения в образовательном процессе в начальных классах.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, сформулирована гипотеза и задачи исследования. В теоретической части дипломной работы рассматриваются  современные модели личностно- ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в начальных классах, раскрывается их характерные признаки, рассматриваются разновидности личностно- ориентированного обучения.

В практической части дипломной работы дано описание содержания опытно-экспериментальной работы, анализ и интерпретация ее результатов. Список использованной литературы содержит  87   источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы личностно-ориентированного  обучения в условиях образовательного процесса в начальных классах.

 

1.1 Сущность моделей, технологий личностно-ориентированной педагогики

 

В последние годы личностно-ориентированный  подход стремительно завоевывает образовательное  пространство Казахстана. Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Поворот образования в Республике Казахстан к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека, что отражено в таблице №1.

                                         

                                                                                                         Таблица 1

   Основные отличия личностно – ориентированного обучения от традиционной дидактической системы

 

Традиционное обучение

Личностно – ориентированное обучение

«Образование – это вызванный  внешним воздействием процесс усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» (Клиберг Л. Проблемы теории обучения. – М.: Педагогика, 1994. – с. 25)

«Личностно – ориентированное  образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования. А.: -ИПК, 2005. – с. 55.

Образное понимание обучаемого: «человек – глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек – семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель.

В центре процесса обучения – ученик.

Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки  ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика  и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».

Ведущая деятельность процесса обучения – преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» – стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признается высшая самоценность личности ребенка.

Учитель, вместе с учебником, являются основными источниками знания, а  учитель еще и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя – организация  образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников