Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть в сопоставлении различные модели личностно- ориентированного обучения в начальных классах, выявить какой технологической модели отдаётся предпочтение в образовательном процессе в начальных классах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в начальных классах………………………………..7
1.1 Сущность современных моделей, технологий личностно- ориентированной педагогики………………………………………………………………………7
1.2 Организация личностно-ориентированного обучения в начальных классах: принципы и возможности моделей и технологий в повышении качества обучения в начальных классах……………..……………………………………32
2. Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе начальной школ….. 44
2.1 Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы……………..44
2.2 Использование личностно-ориентированных технологий обучения в учебном процессе ………….………………………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………........59
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом личностно-ориентир. обучение.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

 

В педагогической науке  существует несколько определений  понятия «технология»:

- искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния;

  • культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека;
  • совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов;
  • интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей;
  • организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс;
  • содержательная техника реализации учебного процесса;
  • средство гарантированного достижения целей обучения;
  • описание процесса достижения планируемых результатов обучения;
  • проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике;
  • минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании;
  • систематический подход оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.(Приложение А.)

Н. Ф. Талызина, Ф. Янушкевич, Е. Э. Смирнова выделяют следующие принципы технологии:

1. Принцип деятельностного понимания профессии, согласно которому любая технология профессиональной подготовки должна обучать профессиональной деятельности и основываться на четкой модели специалиста.

2. Принцип обоснованного построения технологии профессиональной подготовки (принцип научности), требующий постоянного анализа и обновления содержания профессиональной подготовки, использования в учебно-воспитательном процессе всякого рода нововведений: методов, средств, форм.

3. Принцип соответствия конструируемых технологий профессиональной подготовки современными мировыми тенденциями развития специального образования: фундаментализации, индивидуализации, гуманитаризации образования.

4. Принцип непрерывного обновления содержания профессиональной подготовки, основанной на оптимизации учебного плана, исключении из учебных программ малозначительного материала, учете меж предметных связей, структуризации учебного материала.

5. Принцип оптимизации процесса профессиональной подготовки, предлагающий достижение целей обучения с минимальными затратами времени и с высоким качеством подготовки специалистов.

6. Принцип качественной оценки результатов учебной работы: контроль и самоконтроль должны быть планомерными, достаточно частными и надежными, явными для студентов, служащими не только для оценки результатов их учебы, но и, прежде всего, для оценки правильности хода обучения.

7. Принцип воспроизводимости процесса обучения и его результатов означает стремление к достижению аналогичных результатов при условии постоянства других факторов.

8. Принцип синтеза результатов, полученных в смежных с дидактикой областях знания. [6;56]

В исследовании А. К. Ахметова также представлены принципы технологии:

  1. Принцип моделирования процесса и его результата.
  2. Принцип адекватности содержания воспитательного процесса модели формируемого личностного образования.
  3. Принцип интеграции видов деятельности.
  4. Принцип открытости воспитательного процесса для воздействия внешних факторов.
  5. Принцип последовательного учета его результатов. [50;56].

Педагогическую  технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

Слово «проект» содержит несколько значений. Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационную форму целенаправленной деятельности. В этом смысле в обучении применяется  термин «проект» как форма исследовательской деятельности обучающихся. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных международных проектов – Интернет. И третье значение термина «проект» – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.

Проектирование имеет свою технологию, которая состоит из следующих приемов:

  1. Определение проблем учебно-воспитательного процесса и новых функций, которые необходимо выполнять структурным элементам школы.
  2. Анализ структурных элементов с целью установления их возможностей для выполнения новых функций.
  3. Выбор элемента для выполнения новых функций и осуществления необходимых его изменений.
  4. Введение одного или нескольких элементов.
  5. Объединение одного или нескольких структурных элементов или дробление структурного элемента на несколько самостоятельных.

 

Остановимся подробно на педагогическом проектировании.

Педагогическое  проектирование – этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи.

Педагогическое проектирование состоит из семи тематических циклов:

  1. Философско-методологические основания проектирования.
  2. Проблема проектирования личности в отечественной педагогике.
  3. Сущность педагогического проектирования.
  4. Проектирование педагогических систем.
  5. Проектирование педагогических процессов.
  6. Проектирование индивидуальных педагогических технологий.
  7. Педагогический практикум.

 

Тематический  цикл – совокупность взаимодействия преподавателя и студентов, объединенных конкретными задачами обучения в рамках темы. Цикл считается завершенным, если все студенты освоили информацию и способы деятельности на достаточном для профессиональной деятельности уровне.

 

Первый цикл дает полное представление методологического и исторического аспектов содержания, позволяет теоретически прорабатывать проблемы проектирования.

Второй цикл содержит методологический, исторический, проблемно-практический аспекты. Здесь применяются лекции, семинарские и практические занятия.

Третий цикл – освоение сущности и последовательности проектных процедур, оформление программной документации, исследование передового педагогического опыта.

Четвертый цикл – знакомство студентов с концептуальным проектированием, определение направления, содержания и характера последующих учебных занятий.

Концептуальное  проектирование – расширение и закрепление научно-теоретических знаний студентов, способность к интенсивному взрослению будущих учителей, которые смогут самостоятельно вести поиск наиболее эффективных путей обучения и воспитания подрастающего поколения.

Пятый цикл – освоение частных проектировочных умений при анализе готовых и разработке новых проектов. Студенты знакомятся с конкретными проектами учебно-воспитательной работы, наблюдают реализацию этих проектов, анализируют деятельность учителей, предлагают свои варианты форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, сопоставляют свои проекты с реальной педагогической практикой, делают вывод о коррекции, совершенствовании своей деятельности.

Шестой цикл – конструирование собственных технологий обучения и воспитания.

Цели: 1. Овладение методикой изучения индивидуальных педагогических систем.

2. Их осмысление.

Седьмой цикл – проверка качества учебных проектов, умений студентов.

В теории педагогического  проектирования выделяют прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

Обучение педагогическому  проектированию предоставляет студентам  возможность реализовать свои способности  и профессиональные интересы.

Разделение курса на тематические циклы обеспечивает систематическую диагностику, коррекцию уровня овладения проектировочными умениями у каждого студента; позволяет достичь высокого уровня профессиональной подготовки.

У проектирования есть термин-партнер, часто сопровождающий его в научных текстах – педагогическое моделирование.

Модель – это искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом или огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Принято условно подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание, характеризующее поведение оригинала), логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).

В педагогике моделируют как содержание образования, так и учебную деятельность. Необходимость владения методикой моделирования связана с общим методом научного познания, и с психолого-педагогическими соображениями. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает в роли и учебного средства, и способа обобщения учебного материала, а также представления его  в свернутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения схем, представления учебной информации в наглядной форме.

Выделяют модель обучения, которая определяется как педагогическая техника, система методов и организационных  форм обучения, составляющих дидактическую  основу модели.

Существует понятие, похожее  на предыдущее, - это обучающая модель, которая имеет свои разновидности. Например, семиотическая обучающая модель включает систему заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой и направлением, обеспечивающим переработку знаковой информации. Имитационные обучающие модели предполагают выход обучающегося за рамки собственно тестов путем соотнесения информации из них с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Социальные обучающие модели задают дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса.

Для такого курса вопросов, как  построение учебных планов и программ, различных способов организации  обучающихся по группам или потокам, управление образованием, подбор критериев  эффективности технологии, видов  и способов контроля, оценивания и отчетности, применяется образовательная модель, которую можно определить так:

 - логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели образования,

 - его содержание, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ.

Известны следующие образовательные модели:

поточная, основная структура, которой – предметно-классное обучение в уровневых потоках, в которые  могут входить несколько классов;

  • селективно-групповая с предметным обучением в уровневых группах внутри классов по некоторым дисциплинам и обучением полным составом класса по остальным предметам, когда состав уровневых групп варьируется;
  • модель смешанных способностей: создаются группы по когнитивным признакам, состав классов постоянен, но внутри него организуются временные группы;
  • интегративная модель: организуется единая группа или класс с множеством возможностей для индивидуальной работы;
  • инновационная модель: формируются группы обучаемых с разными способностями, учитываются несколько критериев, внутри класса функционируют несколько малых групп, состав которых постоянен.

В структуре адаптивной модели школы Е. А. Ямбурга присутствуют четыре основных модуля, и в каждом из них реализуется своя образовательная модель. Новым в адаптивной школе являются не отдельные модули, а их оптимальная комбинация, при этом сохраняется возможность перехода учеников с одного уровня обучения на другой. Подобное сосуществование несколько образовательных моделей в рамках одного образовательного учреждения – достаточно новое явление в педагогике.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников