Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:07, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть в сопоставлении различные модели личностно- ориентированного обучения в начальных классах, выявить какой технологической модели отдаётся предпочтение в образовательном процессе в начальных классах.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в начальных классах………………………………..7
1.1 Сущность современных моделей, технологий личностно- ориентированной педагогики………………………………………………………………………7
1.2 Организация личностно-ориентированного обучения в начальных классах: принципы и возможности моделей и технологий в повышении качества обучения в начальных классах……………..……………………………………32
2. Опытно-экспериментальная работа по реализации личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе начальной школ….. 44
2.1 Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы……………..44
2.2 Использование личностно-ориентированных технологий обучения в учебном процессе ………….………………………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………........59
Список использованной литературы
В основу позиционно-дидактической концепции модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым [74;56], положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность — это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то есть проявлять свои отношения к миру и самому себе.
Личностно-ориентированное — это образование, считает В.В. Сериков [74;6], которое создает условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др. Это и есть универсальные личностные способности. Главным условием их проявления в образовательном процессе считается создание личностно-ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление личностных функций, то есть ребенок попадает в ситуацию, когда требуется искать смысл, построить образ и модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку факторам и т. д. В этом случае возникает задача, которую нельзя решить на знаниево-репродуктивном уровне, потому что нет правил, нет однозначных истин, нет простых решений. Ориентировка на прежний смысл оказывается неэффективной, неадекватной, и происходит явление, которое психологи называют «ревизия смысла». Основное внимание в концепции В.В. Серикова уделено педагогической технологии их создания. Предлагаемая им технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников. Триада «задача—диалог—игра» образует базовый технологический комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения в личностно-ориентированном образовательном процессе начальной школы. Появление различных концепций личностно-ориентированного образования и соответствующих им моделей обучения в отечественной и зарубежной педагогике знаменует начало нового этапа развития мировой педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем:
-изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъектными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции, в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;
-подвергается ревизии
отношение к ученику как
дагогических воздействий
и за ним окончательно закрепляется
статус субъекта образования
и собственной жизни, обладающего
уникальной индивидуальностью.
Создание условий для развития и осознания им субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования; в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Все это знаменует отход педагогической теории и практики от парадигмы формирования личности с заданными свойствами и поворот к разработке теории образования как личностно-ориентированного культуросообразного педагогического процесса.
Таким образом, выстраивается иерархическая цепочка: личностно- ориентированная педагогика – личностно-ориентированные подходы – личностно- ориентированное образование – личностно- ориентированное обучение –личностно- ориентированные технологии.
Реализация личностно - ориентированного обучения возможна при использовании адекватных личностно- ориентированных педагогических технологий и переосмыслении профессиональных позиций педагога.
Основные концептуальные идеи личностно- ориентированной технологии обучения заключаются в том, что они ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Такие технологии называют антропоцентрическими.
Сразу отметим неточность
термина «личностно-
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения... Это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там начинается и диалог» (В.С. Библер) [13;26]. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при пони мании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождени (К.Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированных технологий образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Амонашвили [2;126]:
Своеобразие парадигмы целей личностно-
Для начальной школы выделяют в педагогике в качестве эффективных следующие виды технологий:
Поскольку главное назначение обучения, по И.С. Якиманской [87;56], состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъектный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно-ориентированного обучения, основанной на реализации принципа субъектности. Основные требования к технологии обучения в этом случае состоят в следующем:
• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
• в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием даваемых знаний;
• образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания учащихся начальных классов, которая свойственна возрастной психологии и физиологии ребенка, а не только логику предмета как научной дисциплины.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
- необходимо использовать
естественные механизмы и
- вокруг ученика «выстраивать
окружение» из явлений и процес
- обучение необходимо
строить, используя все
- постоянно создавать
смысловые ситуации, в которых
специально объединены
- целесообразно обеспечивать
динамические переходы от
- обучение необходимо
строить с учетом «
- большое внимание уделять качественным задачам;
- использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
- постоянно и разнообразно
мотивировать ученикам
- создавать индивидуальную
перспективу («траекторию
- необходимо предусматривать
проведение специальных
- расширять спектр личностного выбора ученика;
- способствовать развитию
позитивной «Я-концепции»
При этом, учитывать конструирование личностно-ориентированной технологии урока (модель; план-конспект проведенного урока; план- конспект классного часа):
- начало организации
урока, постановка целей,
- реализация определенной
последовательности основных
- проверка того, как достигаются цели.
- подведение итогов, настрой
учащихся на будущее
-анализ личностно-ориентированного урока (схема анализа урока; анализ проведенных мероприятий).
Мы остановимся подробнее на технологии сотрудничества и проектной технологии, так как предполагаем их наибольшую значимость в образовательном процессе в начальных классах в условиях перехода к 12- летнему образованию, ввиду их наибольшей взаимообусловленности в процессе «ученик- учитель, субъект - объект». В исследованиях А.В. Петровского показано, что в общностях, объединениях людей на основе совместной деятельности, значимой для всех, отношения друг к другу зависят от ее содержания. Мы считаем, что взаимодействие учителей с учащимися в школе личностно- ориентированного образования имеет форму сотрудничества и содружества, Рассмотрим эти положения подробнее. Если в классе ребенок может проявлять себя, не боясь высказаться, может быть принятым таким, каков он есть, можно говорить о содружестве и сотрудничестве с другими детьми и взрослыми.
С точки зрения А.В. Петровского, у индивида есть потребность быть личностью - потребность в персонализации. Она проявляется во включении человека в социальные связи, вместе с тем она ими обусловливается. Удовлетворяя свои потребности в других людях, человек становится личностью. Это происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. Обучение - это процесс, в котором имеют место не два параллельных и независимых друг от друга явления, а взаимозависимые преподавание и учение(учебная деятельность). Психологическая зависимость их друг от друга очевидна, она лежит в духовном единстве этих процессов. Таким образом, эффективность преподавания зависит от того, насколько оно способствует улучшению отношения обучаемых к учению и учителю. Школе с личностной ориентацией должна быть открытой коммуникативной, или диалоговой системой. В ней через специально организованные педагогом формы деятельности ученик усвоит не только знания, но и нравственные нормы поведения. Иначе говоря, личностно ориентированный образовательный процесс влияет не только на обучение личности школьника, но и на его воспитание, где саморазвитие и само актуализация должны проявляться уже на начальных этапах школы.
Информация о работе Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников