Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 08:04, контрольная работа
Среди самых значительных имен в русской поэзии XX века — имя Марина Цветаева. Она оставила богатое творческое наследие в стихах, прозе, драматургии и яркий след в истории русской литературы. Исследователи не перестают спорить и об отдельных ее произведениях, и о художественном методе в целом. Ее творчество связывают с романтизмом, авангардом, символизмом, акмеизмом.
В лирике Цветаевой 1920-х годов сохранились ее веду¬щие темы — любовь, творчество и Россия, но ее поэзия претерпевает существенные изменения. Стихи становятся сжатыми до предела, поэтическая речь напряженной, же¬сткой, все в стихе подчиняется пульсирующему, вспыхи-вающему и внезапно обрывающемуся ритму, который спо¬собствует смысловой выделенности слова.
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ
А. С. ПУШКИНА»
РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ:
«История
русской литературы I половины ХХ века»
Мотивы
лирики Марины Цветаевой
филологического факультета,
Брест,
2011
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности, о смерти,
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Среди самых значительных имен в русской поэзии XX века — имя Марина Цветаева. Она оставила богатое творческое наследие в стихах, прозе, драматургии и яркий след в истории русской литературы. Исследователи не перестают спорить и об отдельных ее произведениях, и о художественном методе в целом. Ее творчество связывают с романтизмом, авангардом, символизмом, акмеизмом. Такая разноголосица получается потому, что в творчестве Цветаевой синтезированы разнородные эстетические явления, ее индивидуальность выражалась через пересечения с различными культурными феноменами.
Поэзия Цветаевой — живое воплощение ее личности и характера. А отличалась Цветаева от многих своих современников бурным темпераментом, бунтарским духом, акцентирование независимой жизненной позицией, умением отстаивать свои взгляды. Она переживала жизнь страстно и вдохновенно, предъявляя миру и человеку максималистские нравственные требования, Ей нужны были новые впечатления, новые люди, события, для того чтобы поддерживать горение своей души и творить. Мир чувств и мир самосознания человека для нее - одна из высших жизненных ценностей. Пожалуй, ни один поэт XX века не вносил в свою поэзию такую безоглядную душевную обнаженность. «Цветаева - поэт чрезвычайно искренний, вообще, возможно, самый искренний в истории русской поэзии», - отозвался о ее лирике И. Бродский.
Цветаевой
чужды были состояния, связанные с покоем
и равнодушием, она на все откликалась
с предельной силой эмоций. Достаточно
рано осознав конечность жизни, ее границы,
она писала:
Все таить, чтобы люди забыли,
Как растаявший снег и свечу?
Быть в грядущем лишь горсточкой пыли
Под могильным крестом? Не хочу!
(«Литературным прокурорам»)
Ее возмущала смерть как ситуация, о которой мы очень мало знаем, на которую не можем воздействовать:
...Слушайте! - Я не приемлю!
Это — западня!
Не меня опустят в землю,
Не меня.
(«Посвящаю эти строки,..»)
Но со смертью юная Цветаева столкнулась очень рано. Ее мать, Мария Александровна Мейн умерла от чахотки, когда Марине было всего 14 лет. Мать была тонко одаренной натурой, талантливой пианисткой, оказавшей сильное влияние на детей. Через семь лет умер и отец, Иван Владимирович Цветаев — известный искусствовед, филолог, профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств на Волхонке (теперь Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Поэтому вполне понятно, почему одна из тем первого сборника стихов Цветаевой - смерть. Она постоянно обращалась к этой теме, раздумывала над ней, примеряла к себе эту ситуацию: «Настанет день, когда и я исчезну / С поверхности земли». Но, в конце концов, «а если я умру, то кто же / Мои стихи напишет Вам?» (слова А. Ахматовой, которые Цветаева цитировала в письме к В. Ходасевичу). Такие переходы от одной крайности к другой будут характеризовать весь путь Марины Цветаевой, и каждая позиция будет отстаиваться ею со всей силой страсти.
Сложный характер, особое отношение к жизни, творческий дар - все это проявилось у Цветаевой уже с ранних лет. Родилась она в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Семья жила в уютном особняке в старинном московском переулке Трехпрудном, лето проводила в живописных местах Подмосковья (дача в Тарусе), а иногда и в заграничных поездках. Жизнь дарила радость, добро, любовь, волшебство книжных открытий и человеческих встреч.
В шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. Когда ей исполнилось 18 лет, выпустила за собственные средства первый свой сборник «Вечерний альбом» (1910). Он состоял из трех разделов: «Детство», «Любовь», «Только тени». В них наивно, но непосредственно и искренно отражены основные темы будущего творчества Цветаевой: жизнь, смерть, любовь, дружба. Книга посвящена «блестящей памяти Марии Башкирцевой» и это задает определенный модус ее прочтения. Пример дневника Башкирцевой стал для Цветаевой обоснованием привычной потребности претворения своих жизненных переживаний в слово. Все происходящее в жизни отдельного человека становится достойным внимания многих. На этом тезисе строится структура первой книги Цветаевой. «Ценность принадлежала не отдельным стихам, но цельности и полноте повествования»; Сборник включал стихи, написанные Цветаевой в годы учебы в гимназии, и был, по сути, дневником очень одаренного и наблюдательного ребенка.
Под влиянием Башкирцевой находились многие в те годы, но «превратила дневник в поэзию только Цветаева: для того чтобы осуществить такое скрещение жанров так последовательно, нужна была творческая воля и человеческая смелость» - писал Гаспаров М.Л. Она осмелилась отправить свою книгу на рецензию таким известным поэтам, как В. Брюсов, Н. Гумилев и М. Волошин, и их отзывы были вполне благожелательными. Ее талант был замечен и признан.
Все рецензенты сошлись на том, что стихи еще очень незрелы, но подкупают талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. Первым, кто откликнулся на «Вечерний альбом», был Максимилиан Волошин. По его мнению, никому до Цветаевой не удавалось написать о детстве из детства. В своей рецензии, опубликованной в газете «Утро России», он отмечал: «Если же прибавить, что ее автор владеет не только стихом, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно «передать наблюдение и чувство».
Для гимназистки Цветаевой, тайком выпустившей свой первый сборник, такой отзыв был великой радостью и поддержкой. В Волошине она нашла друга на всю жизнь. До революции она часто гостила у него в Коктебеле, а позже вспоминала это время, проведенное в пустынном тогда уголке Восточного Крыма, как самые счастливые дни в своей жизни.
Первый сборник Цветаевой был благосклонно встречен критикой и потому, что в 1910—1911 годах он «читался как один из вариантов новой поэзии, от которой пока еще никто не требовал совершенства — лишь бы она была действительно нова. Кроме того в 1910-е годы отмечался бурный интерес критики и литературного сообщества к феномену «женской поэзии», которая необыкновенно интенсивно развивалась в начале XX века и во многом была вызвана к жизни самим модернизмом.
В «Вечернем альбоме» Цветаевой еще звучали темы, связанные с ограничениями и табу для женщин. Ощущая в себе потенции, не укладывающиеся в стереотип «женского», Цветаева пыталась в стихах примирить эти противоречия. В ней жил внутренний конфликт: знание о стереотипе «женского счастья» и ощущение своей склонности к непредусмотренным этим стереотипом путям. В дальнейшем этот конфликт будет преодолен.
Летом
1911 года в Коктебеле Цветаева познакомилась
с Сергеем Эфроном, круглым сиротой, сыном
революционеров-народников. В январе 1912
года она выходит за него замуж и выпускает
посвященный ему второй сборник стихов
«Волшебный фонарь»
(1912). Стихотворения этого сборника продолжали
тему детства. Сюда вошли стихи, не включенные
в «Вечерний альбом», и были добавлены
написанные позже. Новый сборник «не столько
продолжал, сколько дополнял предыдущий,
т.е. восстанавливал некоторые выпавшие
из прежней публикации «дневника» звенья,
а заодно включал и вновь появившиеся».
Не удивительно, что реакция критиков
была более чем сдержанна. Городецкий,
Гумилев, Брюсов высказали свое разочарование,
То, что недавно казалось новым, потеряло
привлекательность. Цветаева, задетая
критическими отзывами, заносчиво писала:
«Будь я в цехе, они бы не ругались, но в
цехе я не буду». С самых первых своих шагов
на литературном пути она не связывала
себя ни с одной литературной группой,
не стала приверженцем ни одного литературного
направления, но все же в этот первый, ученический
период творчества Цветаева не избежала
влияния символизма, хотя позже она и провозглашала:
«Литературных влияний не знаю, знаю человеческие...».
В ранний период творчества Цветаева стремится запечатлеть в стихах каждое свое душевное переживание. Даже нота трагизма, в целом для первых двух книг не характерная, все же прозвучала среди детски-простодушных и наивно-светлых стихов:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
(«Молитва»)
В этих утверждениях и просьбах сказались и романтизм, и максимализм юности, безумная любовь к жизни, стремление к абсолюту. Цветаевское «я» желает воплотиться во всем многообразном мире и проявляет себя в испепеляющей жажде жизни.
В начале своего творческого пути Цветаева считала себя последовательным романтиком. Серебряный век был отмечен довольно сильными неоромантическими веяниями, а Цветаева выразила их в русской литературе наиболее полно. Тогда, в начале творческого пути ей, романтически настроенной девочке, нужно было, «чтоб был легендой — день вчерашний, / Чтоб был безумьем — каждый день!» Прожить короткую, но яркую жизнь было ее девизом. Но вскоре Цветаева переключилась с исключительно романтического мироощущения на близкое к символизму, хотя элементы классического романтизма сохранятся в ее творчестве надолго.
Б. Пастернак так охарактеризовал раннее творчество Цветаевой: «За вычетом Анненского и Блока и с некоторыми ограничениями Андрея Белого, ранняя Цветаева была тем самым, чем хотели быть и не могли все остальные символисты, вместе взятые». Символизм действительно помог поэтическому самоопределению Цветаевой, но в дальнейшем (1913—15 гг.) она будет воспринимать опыт Брюсова скорее в полемическом аспекте, и его влияние на ее творчество станет все менее заметным. Становление Цветаевой будет строиться «по принципу отталкивания не только от опыта Брюсова или какого-либо другого поэта, но даже от собственного прежнего».
Интерес к символизму проявлялся «в переосмыслении
соотношения «я» поэта и окружающего мира.
Если художник романтического склада
находится в конфликте с действительностью,
символисты ищут пути преодоления конфликта
через завоевание мира, экстраполяцию
своего «я» на мир». Здесь нужно учитывать
и воздействие философии Ф. Ницше, всех
тех настроений, идей и образов, которые
были с ней связаны в русской культуре
рубежа Х1Х-ХХ вв. И творчество Цветаевой
«как бы один из ответов на призыв Ницше
«превзойти человека», разрывая путы несвободы
и предрассудков, поднимаясь над самим
собой все выше и выше по ступеням духа,
переживая жизнь с предельной силой напряжения
и страсти».
В 1913 году Цветаева составила свое «избранное» — сборник «Из двух книг». Ее творческая программа оставалась прежней, выработанной под влиянием Башкирцевой. Сборник начинался предисловием, эпиграфом к которому была поставлена заключительная строфа стихотворения «Литературным прокурорам», завершавшего «Волшебный фонарь».