Мотивы лирики цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

Среди самых значительных имен в русской поэзии XX века — имя Марина Цветаева. Она оставила богатое творческое наследие в стихах, прозе, драматургии и яркий след в истории русской литературы. Исследователи не перестают спорить и об отдельных ее произведениях, и о художественном методе в целом. Ее творчество связывают с романтизмом, авангардом, символизмом, акмеизмом.
В лирике Цветаевой 1920-х годов сохранились ее веду¬щие темы — любовь, творчество и Россия, но ее поэзия претерпевает существенные изменения. Стихи становятся сжатыми до предела, поэтическая речь напряженной, же¬сткой, все в стихе подчиняется пульсирующему, вспыхи-вающему и внезапно обрывающемуся ритму, который спо¬собствует смысловой выделенности слова.

Файлы: 1 файл

Контр Цветаева.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

     Сборник «Из двух книг» стал итогом, подводившим черту под целым жизненным и творческим этапом. Цветаева выделила из массы написанного небольшой корпус стихотворений, могущих представлять поэтическое, а не собственно биографическое «я». После выхода сборника «печатная» карьера Цветаевой прервалась почти на десятилетие. Следующая ее книга выйдет только в 1921 году. Она не отказалась от творчества, но «не видела причины заботиться о чем-то, на ее взгляд, творчеству постороннем: о поддержании своей литературной репутации — через регулярные публикации, регулярное участие в литературных салонах, ассоциированность с какой-либо литературной группой».

     В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, к которой будут обращены многие стихотворения. А в августе 1913 года скончался отец Марины Цветаевой — Иван Владимирович. Несмотря на утрату, эти годы в жизни Цветаевой были ознаменованы семейным счастьем и душевным подъемом. Она живет, окруженная семьей, друзьями, любимыми книгами. Это и есть герои и адресаты ее стихов. Она пишет много, а публикует мало. Впоследствии, собрав в книгу стихи 1913—1915 годов, Цветаева озаглавила ее просто — «Юношеские стихи» (сборник был подготовлен к печати, но по независящим от Цветаевой обстоятельствам не был опубликован при ее жизни).

  «Юношеские стихи» — это сборник, в котором на глазах у читателя разворачивается поиск автором своего стиля, своей интонации. Книга занимает промежуточное место между ранней и зрелой лирикой Цветаевой. Установка на дневник и на поэтизацию быта не изменилась, но изменился сам быт, реалии жизни, появились новые опоры художественного мира. Круг размышлений о конечности жизни, в котором постоянно вращается поэтическое воображение Цветаевой, разрывается переносом акцента на тему самореализации «сильной личности». Цветаева начинает воспринимать себя как поэт, сознавать себе цену. В «Юношеские стихи» входило и известное стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...», в котором она с удивительным прозрением писала:

        Разбросанным в пыли по магазинам

        (Где их никто не брал и не берет!),

        Моим стихам, как драгоценным винам,

        Настанет свой черед.

  Сама тема поэтического призвания становится для Цветаевой важной, в ее стихах появляется мотив избранничества лирической героини.

  В стихотворении «Встреча с Пушкиным» она выступает ровней ему, «коллегой» по ремеслу. Цветаева пытается осознать свое место среди поэтов, в поэзии.

  Определяющими чертами ее творчества становятся эмоциональный напор, способность выразить словом полноту чувств, неустанное внутреннее душевное горение. Заметно внимание к детали, к бытовой подробности, приобретающей особое значение. В стихах ярко выражено ощущение неповторимости, огромности своего внутреннего мира, насыщенного самыми непредсказуемыми проявлениями. Цветаева запечатлевает сложную и противоречивую жизнь человеческой души, в которой причудливо сплетаются самые разные импульсы, часто взаимоисключающие. «Такого разворота драматизма в единоборстве духа и плоти, интеллекта и мира чувств не было прежде в русской, а может быть, и в мировой лирике».

  Как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно и уже через какие-то год-два после первых наивно-отроческих книг была другою. Первая мировая война поначалу проходит мимо нее, бури, бушевавшие в ее душе, не оставляли сил реагировать на войну, в которой участвовала Россия. Несмотря на то, что Цветаева очень волновалась за мужа, который отправился на фронт братом милосердия в санитарном поезде, она живет отрешенно, поглощенная своим внутренним миром, своим творчеством, которое стало главным делом ее жизни. Но все же вскоре война становится трагическим фоном всеобщего разлада, № отклик на внешние события появляется и в стихах Цветаевой:

      Я знаю правду! Все прежние правды — прочь!

       Не надо людям с людьми на земле бороться.

        Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.

        О чем — поэты, любовники, полководцы?

      Уж ветер стелется, уже земля в росе,

      Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

      И под землею скоро уснем мы все,

      Кто на земле не давали уснуть друг другу.

  Вобрав новый жизненный опыт, ее стихи резко изменились. Если сравнить «Юношеские стихи» и следующий сборник «Версты», то различия впечатляющи. Между тем первый из этих сборников заканчивается стихотворением, датированным 31 декабря 1915 года, а второй начинается написанным в январе 1916 года.

  Под названием «Версты» Цветаева выпустила две книги стихов, подчеркивая связанность двух творческих этапов. В одной были собраны произведения 1916 года, она была издана в Москве в 1922 году и на титульном листе помечена «Выпуск I». Во вторые «Версты» вошла часть стихов, написанных в 1917-20-хтг. Этот сборник был издан в Москве в 1921 году.

  Стихи, вошедшие в «Версты», знаменовали собой наступление творческой зрелости Цветаевой, во многом определили дальнейшее развитие ее таланта.

  Изменилось самоощущение и восприятие мира лирической героиней Цветаевой. Она предстает во всех гранях своего мятежного характера, исполненной любви и сложных переживаний:

  Такое со мной сталось,

  Что гром прогромыхал зимой,

  Что зверь ощутил жалость

  И что заговорил немой.

            {«Еще и еще песни...»)

  Цветаева стремится растворить свое «я» в различных образах окружающего мира, являясь перед читателями в образе сказочных и исторических персонажей, находя в их судьбах частицу своей собственной судьбы. В ее стихах появляются не свойственные ей ранее фольклорные мотивы, распевность и удаль русской песни, заговора, частушки.

        Отмыкала ларец железный,

        Вынимала подарок слезный, —

        С крупным жемчугом перстенек,

        С крупным жемчугом.

        Кошкой выкралась на крыльцо,

         Ветру выставила лицо.

        Ветры веяли, птицы реяли,

        Лебеди — слева, справа — вороны...

        Наши дороги — в разные стороны.

          {«Отмыкала ларец железный...»)

  Ориентация на народное гаданье в стихотворении «Отмыкала ларец железный...» лишает личное переживание индивидуального психологизма и превращает конкретный сюжет в архетипический. Отдельные встречи и разлуки получают в стихах сборника обобщенное толкование.

  Из стихов «Верст» видно, какое огромное интонационное разнообразие народной  речевой культуры вошло в поэтический слух Цветаевой. Теперь ее стилистика ориентирована на церковно-славянский и народно-песенный пласт.

  Переломной в творческой судьбе Цветаевой стала поездка зимой 1916 года в Петербург, где жили ее любимые поэты-современники Александр Блок и Анна Ахматова. Она мечтала с ними встретиться и не встретилась в этот раз. После этой поездки Цветаева осознала себя московским поэтом, соревнующимся с петроградскими сородичами по ремеслу.

     Если петербургская поэтика была по преимуществу европейской, то Цветаева обращается к традициям народной поэзии, к несколько фольклорной русскости. Она стремится запечатлеть в слове свою столицу, стоящую на семи холмах, и подарить свой любимый город любимым петербургским поэтам — А. Блоку, О. Мандельштаму, А. Ахматовой. Так возникает цикл «Стихи о Москве», в котором запечатлелся неповторимый облик «нерукотворного града». Цветаева передает в цикле целый спектр ощущений, впечатлений, ассоциаций. Образ Москвы воссоздается с любовью, описывается через ее историю, государственность, мифологию, личное восприятие. Для Цветаевой «неоспоримо первенство Москвы», она — место схождения всех путей, город, созданный не человеком, но Богом, оплот православия, средоточие духовности всей земли русской.

      — Москва! — Какой огромный

      Странноприимный дом!

       Всяк на Руси — бездомный.

      Мы все к тебе придем.

  В то же время Цветаева пишет циклы стихов, посвященные Блоку и Ахматовой («Стихи к Блоку», «Ахматовой»), главная тема которых — поэт, творчество и их роль в жизни. Ее отношение к поэтам и поэзии не просто уважительно-благодарное, но и восхищенное, признающее избранническую долю художника слова. Сознание и своей приобщенности к «святому ремеслу» наполняло Цветаеву гордостью и радостью. Братство поэтов, живущих и ушедших, в ее представлении - своеобразный орден, объединяющий равных перед Богом. Таким будет ее отношение к Пастернаку, Маяковскому, Мандельштаму, Рильке и др. Но два имени в этом раду выделяются — это Пушкин и Блок.

  Образ Блока поднимается на безмерную высоту благородства, подвига, жертвы. Для Цветаевой Блок не только современник, но и символический образ идеального Певца, Поэта, самой поэзии, мечта, созданная романтическим воображением. Ее Блок — нездешний, бесплотный, «рыцарь без укоризны», «нежный призрак», «снежный лебедь», «вседержитель души», дух, принявший образ человека и трагически не узнанный людьми. Удивительно звучание стихов этого цикла:

        Имя твое — птица в руке,

        Имя твое — льдинка на языке,

        Одно единственное движение губ,

         Имя твое — пять букв1.

        Мячик, пойманный на лету,

        Серебряный бубенец во рту,

        Камень, кинутый в тихий пруд,

        Всхлипнет так, как тебя зовут.

        В легком щелканье ночных копыт

         Громкое имя твое гремит.

         И назовет его нам в висок

        Звонко щелкающий курок.

         Имя твое — ах, нельзя! —

         Имя твое — поцелуй в глаза,

         В нежную стужу недвижных век,

         Имя твое — поцелуй в снег.

         Ключевой, ледяной, голубой глоток...

         С именем твоим — сон глубок.

  Цветаева, не называя самого имени (Блок), заменяет его подобиями («Серебряный бубенец во рту», «Камень, кинутый в тихий пруд...»), воссоздающими звуковое соответствие произнесенному имени. Все сравнения акцентируют краткость имени («одно единственное движенье губ», «мячик», «льдинка»), его односложность и ударность этого единственного слога. Цветаева пытается приблизиться к сущности человека через исследование его имени. Устремленность в пространство звука предстает как залог преодоления вещественности бытия и движения в сферу духа.

  Блок для Цветаевой — поэт, которого она чтит и которого никогда не видела, и в этом он подобен божеству. Это во многом мотивирует запрет на «называние имени всуе», которого она придерживается во всех девяти стихотворениях цикла, и обосновывает возвышенные определения, которыми автор наделяет Блока. Через весь цикл проходят ассоциации с судьбой Христа, и трагические лейтмотивы неузнанности Поэта, несовпадения его бытия с историческим временем и пространством. Понимание трагедии Блока перерастает в осознание трагизма бытия России начала века: «Пою своей отчизны рану...».

  Цветаева не была лично знакома с Блоком и видела его лишь однажды, в мае 1920 года, когда поэт приезжал в Москву и публично выступал с чтением своих произведений. Вторая половина цикла «Стихов к Блоку» написана уже после его смерти, в 1921 году. Перекликается со стихами дневниковая запись Цветаевой, сделанная в эти дни: «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом, заживо-посмертным (в нашей любви). Ничего не оборвалось, — отделилось. Весь он — такое явное торжество духа, такой - воочию — дух, что удивительно, как жизнь — вообще—допустила...

Информация о работе Мотивы лирики цветаевой