Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – раскрыть идейно-художественное содержание образа Африки в творчестве Н. С. Гумилева.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Описать причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме
Показать геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева
Рассмотреть многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева
Проанализировать имеющиеся методические разработки по изучению творчества Н. Гумилева.
Разработать урок внеклассного чтения
Введение…………………………………………………………………….4
Глава I. Причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме……...6
Глава II. Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева……………………11
§ 1. Геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева………………………………………………………………....11
§ 2. Многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева……………………………………………………………… 22
Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества
Н.С. Гумилева .……………………………………………………………..31
§ 1. Методические подходы к изучению творчества Н. Гумилева
в школе………………………………………………………………………31
§ 2. Поэзия Н. Гумилева – средство познания души поэта
(методическая разработка урока внеклассного чтения)…………………34
Заключение………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………....46
……………………………………………...50
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме……...6
Глава II. Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева……………………11
§ 1. Геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева…………………………………………………………
§ 2. Многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева…………………………………………………………
Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества
Н.С. Гумилева .……………………………………………………………..31
§ 1. Методические подходы к изучению творчества Н. Гумилева
в школе…………………………………………………………………
§ 2. Поэзия Н. Гумилева – средство познания души поэта
(методическая разработка урока внеклассного чтения)…………………34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………....46
Приложение
………………………………………………………………...50
Введение
Литература ХХ века развивалась в весьма непростых условиях: войны, революции, затем становление новой после революционной действительности. Конечно, все это не могло не сказаться на художественных исканиях поэтов и писателей этого периода. Общественные катаклизмы начала века усилили стремление писателей и философов понять смысл жизни и искусства, объяснить причины потрясений, постигших Россию. Поэтому не удивительно, что практически каждая область литературы начала ХХ века изумляет своим разнообразием и необычайностью форм, структур, авторских мироощущений. За каждым мастером прочно укрепилась слава пионера какого-либо нового, прежде недоступного направления, темы или приема в литературе.
Так, Н.С. Гумилев был первым в русской литературе, кто затронул тему Африки. Судьба поэта и писателя оказалась тесно связана с Африкой. Несколько посещений этого материка оставила неизгладимый след в его мироощущении.
Африка является местом действий многих его произведений, как поэтических, так и прозаических, как художественных, так и документальных. Конечно, не всем нравилось это увлечение Н.С. Гумилева – он воспевал «чужое небо». Ему также адресовали привычное у нас в стране обвинение – отсутствие патриотизма.
Таким образом, можно говорить об особой теме в творчестве Н.С. Гумилева.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что творчество Николая Степановича Гумилева становится предметом самостоятельного изучения читателей, а также тем, что произведения Н.С. Гумилева включены в школьные программы и изучаются на уроках литературы. Кроме того, данная работа представляет интерес для тех, кто хочет больше узнать о Н.С. Гумилеве не только как о замечательном и оригинальном поэте, но и как о путешественнике и ученом.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются «африканские» произведения Н.С. Гумилева
Предмет исследования – образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева.
Цель работы – раскрыть идейно-художественное содержание образа Африки в творчестве Н. С. Гумилева.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Н. Гумилева
Н.С. Гумилева
Методы исследования. При решении указанных задач в качестве основных использовались следующие методы: метод выборки материала, метод систематизации, метод имманентного анализа и метод интерпретации.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее литературный контекст и результаты исследовательских наблюдений могут быть использованы в вузовских спецкурсах и семинарах по творчеству Н. Гумилева, в школьном преподавании литературы, на факультативных занятиях.
Структура выпускной
квалификационной работы. Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, трех глав
(реферативной, аналитической и практической),
заключения, списка использованной литературы,
насчитывающего 50 наименования
и приложения.
Глава
I. Причины обращения
Н.С. Гумилева к африканской
теме
Наследие, личность, судьба Н.С. Гумилева (1886-1921) - поэта редкой индивидуальности - вызывают интерес. Его творчество при жизни автора привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность - мужеством и силой духа. Но долгие десятилетия стихи Гумилева не переиздавались. Имя его лишь изредка упоминалось.
В основе мировоззрения Н.С. Гумилева лежит романтика. Практически все творчество Гумилева пронизано романтическими мотивами и образами. Уже в первых сборниках («Путь конквистадоров» 1905 г., «Романтические цветы» 1908 г., «Жемчуга» 1910г.) наблюдается обилие романтических, сказочных образов. Так в первом сборнике поэт воспевает личность сильную, покорителя и завоевателя таинственных миров. В самом названии сборника «Романтические цветы» содержится романтизм как основополагающий принцип в создании картины мира. Этот мир наполнен сказочными героями (медведица – ночь, бледный рыцарь, различные животные и др.). Этот мир, преобразованный фантазией Н.С. Гумилева, резко констатировал с окружающей поэта действительностью. Наиболее ярко эта тенденция отразилась в сборнике «Жемчуга». В.Я. Брюсов, долгое время курировавший Гумилева, так охарактеризовал сборник: «Страна Гумилева- это какой-то остров, где-то за «водоворотом» и «клокочущими пенами океана»… Кругом «рощи пальм и заросли алоэ», но они полны «мандрагорами, цветами ужаса и зла». По стране бродят вольные дикие звери: «царственные барсы», «блуждающие пантеры», «слоны-пустынники», «легкие волки», «седые медведи», «вепри», «обезьяны»… герои Н. Гумилева – или томные рыцари… или старые конквистадоры, или царицы, царствующие неведомыми народами… или мужчины, «отмеченные знаком высшего позора», или просто бродяги по пустыням… И удивительные совершаются в этом мире события этих удивительных героев…» [6, с. 144].
Поэта не устраивала серая действительность, и он пытался уйти от повседневной действительности быта и найти свой идеал жизни. Этот идеал Гумилев находит в Африке.
Африка занимала особое место в жизни и творчестве поэта. Стремление к неведомому, сопряженному подчас с опасностями, сопровождало Гумилева всю жизнь. С ранних лет его манил Восток, Африка, путешествия в тропические страны и даже желание достать парусный корабль и плавать на нем под черным флагом.
В детстве Гумилев читал много приключенческой литературы: произведения Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора Купера. Все эти книги влекли его в дальние страны, манили романтикой подвига.
В. И. Немирович-Данченко в очерке, посвященном памяти Гумилева, вспоминал, что поэт всегда тосковал по солнечному югу, вдохновившему его «заманчивыми далями». «Если бы поверить в перевоплощение душ, – писал мемуарист, – можно было бы признать в нем такого отважного искателя новых островов и континентов в неведомых просторах великого океана времен, как Америго Веспуччи, Васко де Гаму, завоевателя вроде Кортеса и Визарро… Он был бы на своем месте в средние века. Он опоздал родиться лет на четыреста! Настоящий паладин, живший миражами великих подвигов. Он пытал бы свои силы в схватках со сказочными гигантами, на утлых каравеллах в грозах и бурях одолевал неведомые моря» [30, с. 231].
Творческое воображение пробудило в Гумилеве неутолимую жажду познания мира. Мечта увидеть загадочные, нецивилизованные земли завладела им. В первую поездку Гумилев посетил лишь города Стамбул, Измир, Порт-Санд, Каир. Но пережитое оставило в душе неизгладимый след.
Жена Александра Андреевна Гумилева вспоминала: "Об этой мечте (поехать в Африку) поэт написал отцу, но отец категорически заявил, что ни денег, ни его благословения на такое "экстравагантное путешествие" он не получит до окончания университета. Тем не менее, Коля, невзирая ни на что, в 1907 году пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской получки. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу..." [19, с. 6].
В 1906 году после окончания гимназии Гумилев едет в Париж, где слушает в Сорбонне курс французской литературы. Большое впечатление на Гумилева произвела выставка живописных полотен Поля Гогена, французского художника, большую часть жизни прожившего на островах Таити. Гумилев посвятил творчеству Гогена статью «Два салона» и еще больше загорелся мечтой побывать в краю, о котором давно грезил, – в Африке. Тайно от родителей он отправляется в первое свое путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид, Каир. С этих пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепила уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908 г.) Гумилев побывал в Египте, в третьем достиг (1909г.) Абиссинии, где собирал местный фольклор, преображая его в самобытные песни («Пять быков», «Занзибарские девушки»).
Почему для своих странствий Гумилев выбрал Абиссинию и называл ее колдовской страной? Выбор этот был не случайным.
Сергей Маковский писал, что, начиная работать в «Аполлоне» в 1909 году, Гумилев «готовился, по примеру Артюра Рембо, к поездке в Африку». Н. Гумилев действительно любил Рембо, перевел его стихотворение «Гласные».
Пример Артюра Рембо, конечно, повлиял на Гумилева. Но ехали они с совершенно разными целями. В судьбе Рембо поэт и путешественник были резко отдалены друг от друга. В африканский период жизни Рембо говорил о своих стихах как о заблуждении молодости.
Гумилева, конечно, посещали такие чувства. Но он ехал в Африку не для того, чтобы покончить со стихами, а, наоборот, для того, чтобы «в новой обстановке найти новые слова».
Наиболее значительной была последняя, четвертая поездка. В 1913 году поэт был руководителем экспедиции, посланной в Абиссинию Российской Академией Наук; Гумилев привез оттуда этнографические коллекции. Существует и «Африканский дневник» Гумилева.
Даже близкие поэту люди порой иронизировали над его «африканскими» страстями. Помимо стихотворений, рассеянных по разным сборникам (цикл «Абиссинские песни», «Африканская ночь» и др.), Гумилев посвятил африканской теме книгу «Шатер» (1921). В стихотворении, открывающем сборник, он писал:
…Оглушенная ревом и топотом,
О тебе, моя Африка, шепотом
* * *
Про звериную душу послушай,
Исполинской висящей грушей.
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;