Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть идейно-художественное содержание образа Африки в творчестве Н. С. Гумилева.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Описать причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме
Показать геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева
Рассмотреть многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева
Проанализировать имеющиеся методические разработки по изучению творчества Н. Гумилева.
Разработать урок внеклассного чтения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
Глава I. Причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме……...6
Глава II. Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева……………………11
§ 1. Геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева………………………………………………………………....11
§ 2. Многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева……………………………………………………………… 22
Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества
Н.С. Гумилева .……………………………………………………………..31
§ 1. Методические подходы к изучению творчества Н. Гумилева
в школе………………………………………………………………………31
§ 2. Поэзия Н. Гумилева – средство познания души поэта
(методическая разработка урока внеклассного чтения)…………………34
Заключение………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………....46
……………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Образ Африки в творчестве Н. Гумилева.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы по тексту:

  1. Почему для своих странствий Гумилев выбрал Абиссинию и называл ее "колдовской страной"? (Его манила романтическая экзотика, она противопоставляется повседневной серости и банальности)
  2. Что вы узнали об Африке читая «Африканский дневник» (Гумилев пытается показать характерные черты жителей той или иной страны, города, племени. Из этих подробностей складывается многоликий портрет Африки. Таким образом, в дневнике мы находим доказательства того, что народы Африки очень своеобразны и самобытны. Жителей Африки нельзя охарактеризовать одним словом, т.к. у всех разные вероисповедания, обычаи, место обитания, различные климатические условия и многое другое).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Карточка-задание  №2. Гумилев поэт - акмеист

Ведь  это все русские  поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог.

О. Мандельштам

Информация  для творческой группы:

           Африка для Н. Гумилева оказалась не просто одной из тем и сказалась не только в стихах. Привычные уже устремления к необычному и экзотическому находили опору в самой жизни, появлялась особая свежесть восприятия ее, определялся выход к основному, первичному, первобытному. Так формировались принципы того поэтического движения, которое получило название «акмеизм». Все особенности акмеистической поэзии отразились в творчестве Н. Гумилева, и особенно в его африканских произведениях. Многоцветность, описательность, совершенство формы, экзотичность стихов Гумилева – прямое следствие его принадлежности к акмеистическому течению. Значительное место в  «африканских произведениях» Н.С. Гумилева занимают образы природы и животных. В них проявилось все мастерство поэта-акмеиста.

Стихотворения из сборника «Шатер»

Вопросы к тексту:

  1. Как вы можете охарактеризовать сборник «Шатер» (В этом сборнике проявилась вся сила любви Н. Гумилева к экзотическому континенту).
  2. Прочитав стихотворение «Вступление», что вы можете сказать о герое. (Стихотворение исповедует душу лирического героя. Уважительное, почти благоговейное отношение к далекому таинственному краю, и вместе с тем - глубокое знание традиций и истории его - это питает ум и сердце молодого путешественника)
  3. Приведите примеры животных в стихотворениях «Нигер», «Египет», «Либерия». Как вы можете их охарактеризовать (Поэт дает животным необычные характеристики и подбирает неожиданные сравнения, что показывает индивидуальный стиль поэта: …розоватые рыла точно сваи незримого чудо-моста…(«Нигер»); …С телом рыб и с головками змей, как огромные, древние чуда... («Египет»);…Черепаха грузнее утеса…(«Либерия»)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Карточка  №3. Гумилев поэт-конквистадор

Информация  для творческой группы:

      Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилева мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилева отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилева в Африку, охота, поиск опасностей.

            Из письма Михаилу Кузмину: «… Пишу уже из Харрара. Вчера сделал двенадцать часов (70 км) на муле, сегодня мне предстоит ехать еще восемь часов (50 км.), чтобы найти леопардов. Так как княжество Харрар находится на горе, здесь не так жарко, как было в Дире-Дауа, откуда я приехал. Здесь только один отель, и цены, конечно, страшные. Но сегодня ночью мне предстоит спать на воздухе, если  вообще придется спать, потому что леопарды показываются обыкновенно ночью. Здесь есть и львы, и слоны, но они редки, как у нас лоси, и надо надеяться на свое счастье, чтобы найти их.

             Я в ужасном виде: платье мое  изорвано клочками мимоз, кожа  обгорела и медно-красного цвета,  левый глаз воспален от солнца, нога болит, потому что упавший  на горном перевале мул придавил  ее своим телом. Но я махнул рукой на все. Мне кажется, что мне снится одновременно два сна, один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю, о первом. Как видишь из письма, я совсем забыл русский язык; здесь говорят на пяти языках сразу. Но я доволен своей поездкой. Она меня пьянит, как вино…»

            Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся с канатом через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой...

«Африканский  дневник»

Вопросы к тексту:

  • Приведите примеры из дневника, где можно увидеть Н. Гумилева, как сильную личность. (Например:…Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся с канатом через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой...)

    Итог  урока: После проведения урока, учащиеся узнали много нового:

  • во-первых, что Н. Гумилев первый из русских писателей и поэтов, кто затронул тему Африки в своем творчестве;
  • во-вторых, все особенности акмеистической поэзии отразились в творчестве Н. Гумилева, и особенно в его африканских произведениях;
  • в-третьих, поэзию Гумилева отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилева в Африку, охота, поиск опасностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

            Проделанная нами выпускная квалификационная  работа позволяет сделать следующие выводы:           

           Причины обращения Н. Гумилева к Африке в своем творчестве таковы: морские флибустьеры, мотивы и рано возникшая и через всю жизнь, пронесенная страсть к путешествиям и странствиям; представление о том, что Африка является предшественницей нынешней ступени цивилизации. Но самой главной причиной является то, что Н. Гумилев был «неисправимым» романтиком, пронесшим через всю жизнь преданность своей музе – Музе дальних странствий. Между тем никто из русских поэтов не воспел, как он, Африку, не передал так зримо и необычайно рельефно ее неповторимый колорит.

            В дневнике мы находим доказательства того, что народы Африки очень своеобразны и самобытны. Жителей Африки нельзя охарактеризовать одним словом, т.к. у всех разные вероисповедания, обычаи, место обитания, различные климатические условия и многое другое.  Большое внимание в «Африканском дневнике» уделяется описанию племен: сомалийцев, абиссинцев, галласов, хараритов.   Сомалийцы – воинственные, способные к искусству; абиссинцы – отличаются быстроногостью, любви этого народа к судебным тяжбам. В дневнике Гумилев обращает внимание на обычаи аборигенов преподносить подарки людям, имеющим власть в государстве. Джибути, Дире-Дауа, Харар – наиболее часто упоминаемые города в дневнике. Характерные черты жителей той или иной страны, города, племени, показанные Гумилевым в «Африканском дневнике»  и составляет  геокультурный образ страны.

             Рассмотрев существующие на данный  момент учебники, программы и  методические пособия мы видим,  что авторы программ по-разному  рассматривают личность и творчество Н. Гумилева; методика изучения лирики направлена на то, чтобы ученики усвоили основные черты лирики Н. Гумилева; невнимание критиков и читателей безгранично. Из молодого Гумилева вычитывают только «Озеро Чад», «Жирафа», «Капитанов»; при изучении лирики Н. Гумилева особое внимание уделяется теме поэта и поэзии.

               Представленной нами методической разработкой урока мы показали, что Н. Гумилев первый из русских писателей и поэтов, кто затронул тему Африки в своем творчестве, что все особенности акмеистической поэзии отразились в творчестве Н. Гумилева, и особенно в его африканских произведениях, а также поэзию Гумилева отличает культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилева в Африку, охота, поиск опасностей.

            Данной методической разработкой  урока внеклассного чтения, мы  хотели представить творчество  Н. Гумилева через прочтение  «Африканского дневника» и стихотворений  по теме Африки. Урок нацелен  на то, чтобы у учащихся через африканские произведения сформировалось единое понятие о мировоззрении Н.С. Гумилева. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 

  1.  Агеносов, В.В. Русская литература серебряного века/ В.В. Агеносов – М.: «Про-Пресс», 1997.
  2. Айхенвальд, Ю. Силуэты русских писателей/ Ю. Айхенвальд. – М.: «Республика», 1994. – 591 с.
  3. Аннинский, Л. Серебро и чернь/ Л. Аннинский – М., 1987.
  4. Баранов, С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / С.Ю. Баранов - Вологда, 1998. - С.385.
  5. Бачинский, П. Смиренный гордец/ П. Бачинский// Российская газета. – 2006. – 15 апреля.
  6. Бавин, С., Семибратова, И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиогр. очерки/ С. Бавин, И. Семибратова- М.: «Кн. палата», 1993. – с. 144.
  7. Беляева, Н. Безукоризненные до неправильности стихи…/ Н. Беляева// Литература. – 2000. - №11. – С. 4.
  8. Библиография по жизни и творчеству Н. Гумилеву// Читаем, учимся, играем. – 2001. - №1. – с. 20-21.
  9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – М.: «Кирилл и Мефодий: Большая Российская Энциклопедия», 2006. – 1 электрон. Опт. Диск (DVD)
  10. Бронгулеев, В. В. Африканский дневник Н. Гумилева/ В.В. Бронгулеев // Наше наследие. – 1988. – № 1. – с. 87.
  11. Бронгулеев, В. Посредине странствия земного/ В. Бронгулеев// Неделя. – 1990. - №23.
  12. Воспоминания о серебряном веке / Сост. В. Крейд. – М., 1993.
  13. Гарин, И. Поэт – Герой. Н. Гумилев// Гарин И. Серебряный век: В 3х т. Т. 3. – М., 1999. – с. 6-245.
  14. Гумилев, Н.С. В огненном столпе/ Вступ.ст., сост. Полушина, В.Л. – М.: «Сов. Россия», 1991. – 416 с. – (Русские дневники).
  15. Гумилев, Н. С. Избранное/ Н.С. Гумилев – М., 1989. – 469 с.
  16. Гумилев, Н. Жизнь стиха // Гумилев Н. С. Стихи; Письма о русской поэзии / сост. Н. Богомолов. – М., 1990.
  17. Гумилев, Н.С. Сочинения в 3-х т. Т.1.Стихотворения; Поэмы/ Н.С. Гумилев/ Вступ. ст., примеч. Богомолова, Н. – М.: «Худож. лит.», 1991. – 590 с.
  18. Гумилев, Н.С. Сочинения в 3 т. Т.2. Драмы; Рассказы/ Сост., подгот. текста, примеч. Р. Щербакова – М.: «Худож. лит.», 1991. – 478 с.
  19. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы/ Н.С. Гумилев/ Вступ. Ст. А.И. Павловского. Сост., примеч. М.Д. Эльзона. – Л.: «Сов. писатель», 1988.
  20. Гумилев, Н.С. Избранное/ Сост., вступ. Ст. Л.А. Смирновой. – М.: «Сов. Россия», 1989.
  21. Давидсон, А.Б. Николай Гумилев: поэт, путешественник, воин/ А.Б. Давидсон – Смоленск: «Русич», 2001.
  22. Давидсон, А. Веселые сказки таинственных стран/ А. Давидсон// Эхо планеты. – 1999. - №48
  23. Дудин, М. Охотник за песнями мужества: [О поэзии Гумилева]/ М. Дудин// Аврора. – 1987. – № 2. – с. 116-120.
  24. Дудин, М. Мир лишь луч. Он лика друга/ М. Дудин// Смена. – 1988. - №3
  25. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика/ В.М. Жирмунский – Л., 1977.
  26. Иванов, Вяч. Вс. Звездная вспашка (Поэтический мир Н. С. Гумилева)/  Вяч. Вс. Иванов // Гумилев Н. С. Стихи; Письма о русской поэзии. – М., 1990. – с. 5-33.
  27. Климчукова, В.Н. О духовных основах поэзии Н.С. Гумилева/ В.Н. Климчукова// Литература в школе. – 2007. - №5.
  28. Корнилов, С.И. Сонеты Н. С. Гумилева // Филологические науки. – 1999. – № 4. – с. 11-19.
  29. Лавренев, Б. Поэт цветущего бытия. [О Н. С. Гумилеве]/ Б. Лавренев// Звезда Востока. – 1988. – № 3. – с. 148-152.
  30. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М. «Советская энциклопедия», 1987. – 780 с.
  31. Лукницкая, В. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива Лукницких/ В. Лукницкая – Л., 1990. – 302 с.
  32. Меньшико, В. Поэт – гражданин Гумилев// Герои и антигерои Отечества / сост. В. М. Забродин. – М., 1992. – с. 231.
  33. Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период)/ В.В. Мусатов – М., 2001. – С. 125-157.
  34. Неведомская, В. Воспоминания о Гумилеве и Ахматовой // Воспоминания о серебряном веке/ сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. – М., 1993. – с. 252-253.
  35. Никитин, А. Неизвестный Н. Гумилев/ А. Никитин// Вопросы литературы. – 1994. – Вып. 1 – с. 32-76.
  36. Одоевцева, И.В. На берегах Невы/ И.В. Одоевцева – М., 1988.
  37. Панкеев, И. Высокое косноязычие… Николай Гумилев: Судьба, биография, творчество/ И. Панкеев// Литература в школе. – 1990. - №5. – с. 12-24.
  38. Пинаев, С.И. Над бездонным провалом в вечность… Русская поэзия серебряного века/ С.И. Пинаев – М. – 2001. – с. 89.
  39. Погорелова, Б. М. Валерий Брюсов и его окружение/ Б.М. Погорелова // Воспоминания о серебряном веке. – М., 1993. -  с. 38.
  40. Поэзия серебряного века в школе/ Сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. – М., 2001. – с. 49.
  41. Программа по литературе 5-11 кл./ Под ред. А.Г. Кутузова. – М. «Просвещение», 1995. – 142 с.
  42. Радзелевский, В. Возвращение Н. Гумилева/ В. Радзелевский// Литературная газета. – 1996. – 17 апреля.
  43. Семибратова, С. Бавин, И. Судьба поэтов серебряного века/ С. Семибратова, И. Бавин – М., 1993. – С. 69.
  44. Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: «ВЛАДОС», 1999. – С. 113.
  45. Скатов, Н.И. О Николае Гумилеве и его поэзии/Н.И. Скатов// Литературная учеба. – 1988. - №4 – с. 177-181.
  46. Смирнова, Л. А. … Припомнить всю жестокую, милую жизнь…/ Л.А. Смирнова // Гумилев С. Н. Избранное – М. 1989. – с. 5-31.
  47. Соплова, Т.Л. Русская тема в лирике Н.Гумилева/ Т.Л. Соплова// Литература в школе. – 1996. - №3. – С. 101-104.
  48. Фельдман, Д. Дело Гумилева/ Д. Фельдман// Новый мир. – 1989. - №4.
  49. Хлысталов, Э. Н.С. Гумилев: 70 лет со дня гибели/ Э. Хлысталов// Российская газета. – 1991. - №6.
  50. Черных, В.А. Анна Ахматова о Николае Гумилеве/ В.А. Черных// Литературная газета. – 1990. – 13 июня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение

 

Словарь

АБИССИНИЯ – государство на северо-востоке  Африки, неофициальное название Эфиопии, употреблявшееся в прошлом и иногда встречающееся в современной зарубежной литературе.

АДИСС-АБЕБА  – столица (с 1889 г.)  Эфиопии

ДЕДЬЯМАГА (дэджазмач) – командующий войском у дверей императорского шатра, одно из высших воинских званий.

ДЖИБУТИ –   государство на северо-востоке Африки.

ДИВАН –   правительственное учреждение.

ДИРЕ-ДАУА – город на востоке Эфиопии.

КОНКВИСТАДОР  – это испанское – завоеватель – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку в XV-XVI веках 
 

  

Информация о работе Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева