Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – раскрыть идейно-художественное содержание образа Африки в творчестве Н. С. Гумилева.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Описать причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме
Показать геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева
Рассмотреть многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева
Проанализировать имеющиеся методические разработки по изучению творчества Н. Гумилева.
Разработать урок внеклассного чтения
Введение…………………………………………………………………….4
Глава I. Причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме……...6
Глава II. Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева……………………11
§ 1. Геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева………………………………………………………………....11
§ 2. Многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева……………………………………………………………… 22
Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества
Н.С. Гумилева .……………………………………………………………..31
§ 1. Методические подходы к изучению творчества Н. Гумилева
в школе………………………………………………………………………31
§ 2. Поэзия Н. Гумилева – средство познания души поэта
(методическая разработка урока внеклассного чтения)…………………34
Заключение………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………....46
……………………………………………...50
В программе Т.В. Курдюмовой осуществляется принцип вариативности, т.е. учителю предлагается самому варьировать предложенную программу. При анализе стихотворений Т.В. Курдюмова рекомендует делать упор на отточенность образов и стиля. Здесь же, в разделе «Серебряный век русской поэзии» к рассмотрению предлагается проблема традиций, и новаторства в литературе начала века (на примере изучения стихотворений «Капитаны», «Мои читатели», «Дон Жуан», «Старый конквистадор», «Озеро Чад», «Отвечай мне, картонажный мастер» Н. Гумилева).
Довольно интересной, на наш взгляд, является программа А.Г. Кутузова. При изучении лирики Н. Гумилева предлагается сделать акцент на эстетическом совершенстве его поэзии, показать героический и жизнеутверждающий пафос его поэзии («Капитаны», «Сонет», «Дон Жуан», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай») [1, c. 179 – 184].
Программа С.Ю. Баранова предполагает изучение данной темы в разделе «Литература русского модернизма» [4, c. 385]
Проанализировав данные программы по литературе для общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что все методисты предлагают изучение творчества Н. Гумилева обзорно, отводя на это 1-2 академических часа (в одной из последних программ 2001 г. под ред. В.Я. Коровиной дается 1 час). В конечном итоге количество уроков определяется спецификой школы, класса, интересом учителя и учащихся к теме, годовым планом самого учителя.
Помимо школьных учебных программ мы анализировали учебники и хрестоматии, в которых особенно ярко представлено творчество Н. Гумилева и обнаружили некоторые особенности.
В учебнике «Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период», составитель Н.А. Трифонов представлены стихотворения, посвященные Африке [44, c. 113].
В пособии для учителя «Серебряный век» под редакцией В.К. Размахиной представлены монографические статьи, посвященные творчеству Н. Гумилева. Очерки представлены в нетрадиционной трактовке. [43, c. 69].
Наиболее полным по количеству информации является учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.В. Агеносова, в котором представлены анализы стихотворений «Озера», «Жемчуга» [1, c. 185-198].
Информацию о Н. Гумилеве мы находим в учебнике «Русская литература ХХ века» под редакцией Г.С. Меркина. Здесь поэт представлен как поэт, критик и литературовед. Рассматривается анализ философских истоков творчества Н. Гумилева [35, c. 125-157].
В последнее время появляются многочисленные разработки уроков, где приводится профессиональная точка зрения на творчество Н. Гумилева. В конспектах имеются характеристики творческой индивидуальности, своеобразия художественного мира, содержания поэзии.
Так, в газете «Литература» представлен конспект урока Н. Беляевой «Безукоризненные до неправильности стихи…», в котором содержится анализ стихотворения Н. Гумилева «Волшебная скрипка». Автор статьи ограничился лишь одним стихотворением, и на его примере показывает неповторимое своеобразие художественного произведения [7, c. 4].
Журнал «Литература в школе» часто печатает различные разработки уроков. Так, в журнале «Литература в школе» за 1998 год № 3 предложены материалы к уроку в 11 классе. Автор Т.Л. Соплова рассматривает русскую тему в лирике Н.Гумилева [47, c. 101-104].
Думается, что обзорное изучение творчества Н. Гумилева вполне уместно.
Таким образом, рассмотрев существующие на данный момент учебники, программы и методические пособия мы пришли к выводам:
§ 2.
Поэзия Н. Гумилева –
средство познания души
поэта (методическая
разработка урока внеклассного
чтения)
После изучения учебников по творчеству Н. Гумилева мы пришли к выводу, что в школе тема Африки в творчестве мало изучена и представлена только стихотворением «Жираф», «Капитаны» и «Жемчуга». Для более глубокого рассмотрения африканской темы мы предлагаем следующую методическую разработку урока внеклассного чтения. При подготовке к уроку учащимся рекомендуется прочитать «Африканский дневник», который предлагается им в распечатанном виде и стихотворения из цикла «Шатер».
На наш взгляд, когда учащиеся включаются в процесс разбора произведений, это помогает им лучше представить и запомнить черты лирики Гумилева. Н. Гумилев, который учил терпимости и мужественности, говорил о разумности равновесия и гармонии, утверждал общечеловеческие ценности. Урок нацелен на то, чтобы у учащихся через африканские произведения сформировалось единое понятие о мировоззрении Н.С. Гумилева.
Тема урока: Поэзия Н. Гумилева – средство познания души поэта.
Цель урока:
Задачи:
Оборудование: портреты Н. Гумилева.
Эпиграф урока: Есть
средство узнать душу
поэта, как бы искусно
он ее не скрывал. Надо
вчитываться в его стихи,
по вспыхивающим рифмам,
по внезапным перебоям
ритма угадать биение
сердца. (Н. Гумилев)
Ход урока: На уроке класс разбивается на три творческие группы, которые работают самостоятельно в соответствии с заданиями, указанными на карточках. Важно, чтобы ребята за десять минут сумели представить яркий рассказ о поэте, прочесть и проанализировать заданные тексты, поэтому для лучшего результата обязанности в группе необходимо распределить заранее. (Карточки-задания)
Слово учителя: Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не Блок и Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далекие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюбленным и мечтателям.
Гумилев бредил «Музой Дальних Странствий». «Музой Дальних Странствий» стала для него Африка. В первый раз он отправился туда без разрешения отца, тайно, из Парижа, где слушал университетские лекции. Чтобы отец не узнал об экзотической поездке, Гумилев заранее написал несколько писем, а друзья отправляли их по нужному адресу…
В Африке Гумилев побывал четырежды. Он был, одержим впечатлениями от Сахары и тропических лесов. С ребяческой гордостью показывал трофеи – слоновую кость, пятнистые шкуры гепардов; рассказывал об охотах, колдунах и прочей африканской экзотике. Поездка его в Абиссинию (1913) была командировкой от Петербургского музея антропологии и этнографии Академии наук. Цель экспедиции – собрать этнографические сведения, материалы по истории культуры, фольклор. Условия экспедиции были тяжелыми: районы, по которым надлежало пройти, - малоизученны. Гумилев практически первым из европейцев с серьезными научными целями прошедший по этим землям. Маленькая экспедиция продвигалась.… Записывались точные, скупые сведения о дорогах, о местных жителях, о погоде, о климате, об условиях жизни. Все – сухо, подробно. А вечерами, когда темная ночь приходила и замирала, Гумилеву грезились истории – одна таинственнее другой…
Привезенные Гумилевым экспонаты легли в основу африканского фонда Петербургского музея. Это коллекция принадлежит к числу самых больших ранних коллекций, привезенных российскими путешественниками из Африки. В Москве, в Музее восточных культур, столь давних коллекций нет.
В Петербурге путешествие Гумилева привлекло меньше внимания, чем оно заслуживало. Гумилев не успел обобщить свои наблюдения, и опубликовать их, не считая самоцелью подготовку научных и популярных статей об Африке. Главным для него всегда оставались стихи.
Облаченная в пламя и дымы,
* * *
О вождях в леопардовых шкурах,
Что смеются улыбкой недоброй.
И
о львах, что стоят над
Там, где нуту пути человеку,
Дай назвать моим именем черную
Далее работа по карточкам.
Карточка-задание №1. Гумилев поэт - просветитель
Гумилев – поэт географии… Вселенную он воспринимает, как живую карту… он принадлежит династии Колумба.
Ю. Айхенвальд
Информация для творческой группы
Н.С. Гумилев был первым в русской литературе, кто затронул тему Африки. Судьба поэта и писателя оказалась тесно связана с Африкой. Несколько посещений этого материка оставила неизгладимый след в его мироощущении.
Африка является местом действий многих его произведений. Конечно, не всем нравилось это увлечение Н.С. Гумилева – он воспевал «чужое небо». Ему также адресовали привычное у нас в стране обвинение – отсутствие патриотизма.
В ходе своих путешествий Гумилев собирал различный материал о жизни жителей Африки (бытовая утварь, одежда, орудия труда и др.), записывал песни и легенды, отражающие обычаи и нравы туземцев.
В последней поездке был
«Африканский дневник»