Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
Цель работы – раскрыть идейно-художественное содержание образа Африки в творчестве Н. С. Гумилева.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Описать причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме
Показать геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева
Рассмотреть многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева
Проанализировать имеющиеся методические разработки по изучению творчества Н. Гумилева.
Разработать урок внеклассного чтения
Введение…………………………………………………………………….4
Глава I. Причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме……...6
Глава II. Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева……………………11
§ 1. Геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева………………………………………………………………....11
§ 2. Многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева……………………………………………………………… 22
Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества
Н.С. Гумилева .……………………………………………………………..31
§ 1. Методические подходы к изучению творчества Н. Гумилева
в школе………………………………………………………………………31
§ 2. Поэзия Н. Гумилева – средство познания души поэта
(методическая разработка урока внеклассного чтения)…………………34
Заключение………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………....46
……………………………………………...50
Но этот сад, он был во всем подобен
Священным рощам молодого мира…
* * *
И помню, я воскликнул: «Выше горя
Здесь мотив исцеления духовно от одного присутствия в прекрасном каирском саду!
Отблески рая всюду присутствуют и отражаются на образе Африки. Даже гибельная Сахара – это «земные небеса», отражение «горнего пожара» на земле:
…Эта вечная слава песка –
с небесами, где легкие спят облака,
Образ Африки связан и с понятием ада. Сама природа Африки инфернальная, или, во всяком случае, бывает такой:
* * *
Этот день – оглушительный праздник,
Что приветливый дьявол устроил
* * *
дьявол щелкает бичом,
чтобы грешников громада
вышла бешеным смерчом…[20, с. 263].
Вышеизложенное позволяет говорить о глубокой связи образа Африки с образами рая и ада в поэзии Н. Гумилева. А там, где нет ни рая, ни ада располагается «нейтральная территория» местных верований [20, с. 272].
Из Африки приходят абиссинские поверья, воплотившиеся в реальность: «Если убитому леопарду не опалить немедленно усов, дух его будет преследовать охотника».
Наравне с сатанинским началом в этом леопарде присутствует и магическое, ритуально-тотемное.
…Нет, ты должен, мой убийца,
Мудрость африканских религий проявляется и в мудрости, в точности понимая мира. Есть религии, в которых Африка – не рай и не ад, но часть вселенского равновесия. Так, например, есть религия, согласно которой люди появились из частей огромной птицы, погибшей из-за непослушания Богу; из различных частей – разные народы.
А если человек тонет в водовороте окружающей его реалии, тогда для совершения подвига придется привести в Африку древнюю магию, как в стихотворении «Леопард». Этот путь тесно связан с религией. Хотя ранее этот леопард – инфернальное начало, он оказывается средством для «добывания» героя более могущественной силой – армией рая.
Но какой бы способ «доставки» ни избрал поэт, тот, кто достоин, совершить подвиг, совершит его в Африке [16, с. 235].
Африканские подвиги у Н. Гумилева совершаются обычно по религиозным соображениям.
Сердце знает, что буду убит, -
львом ты был между яростных львов»…
Хотя герой знает, что он будет повержен в битве, он идет на эту битву, чтобы попасть в рай за уже совершенные подвиги, за поиск смертельного врага, за доблесть в битве с ним.
Значительное место в «африканских произведениях» Н.С. Гумилева занимают образы природы и животных. В них проявилось все мастерство поэта-акмеиста.
В 1916 году В. Жирмунский писал: «Для выражения своего настроения Н. Гумилев создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический – балладную форму» [24, с. 187]. Этот самый «мир зрительных образов» представлен в произведениях об Африке в основном на примерах флоры и фауны.
Автор показывает нам чудесных, необыкновенных животных, птиц и морских обитателей. К примеру, в стихотворении «Судан» поэт очень точно описывает нам экзотических обитателей Африки:
…Он собрал здесь совсем небывалых,
Облаков африканского неба,
Дал газели девичьи глаза. («Судан»)
Всех этих животных можно увидеть только в зоопарке или на черном континенте. Гумилев не просто перечисляет животных и птиц, но еще и указывает на их повадки. Обозначая эти повадки, поэт пытается показать двумя-тремя словами наиболее точные ситуации, характеризующие того или иного представителя фауны. Читая, мы можем ясно представить, например, слона, вышедшего к морю и настороженно замершего у края воды и прислушивающегося:
Зебры любят мешаться в домашний табун…
Но на обрывистый берег выходят слоны,
Чутко слушая волн набегающих шум,
Обождать отраженье ущербной луны,
Подступают к воде и боятся акул. («Абиссиния»)
Или
Слишком много здесь этой паленой травы…
Осторожнее! В ней притаились удавы
Притаились пантеры и рыжие львы. («Абиссиния»)
Кроме того, поэт дает животным необычные характеристики и подбирает неожиданные сравнения (таких примеров особенно много):
Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои
Разбивают могучим ударом хвоста. («Нигер»)
Или
И такие смешные верблюды,
С телом рыб и с головками змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей. («Египет»)
Или
По болотам блуждают огни,
Черепаха грузнее утеса,
Клювоносы таятся в тени
Своего исполинского носа. («Либерия»)
В стихотворении «Либерия» показан комический случай, когда государством целых пять дней «управляла» обезьяна:
Там размахивал палкой своей,
Бил посуду, шатался, как пьяный,
И, неузнана целых пять дней,
Управляла страной обезьяна («Либерия»)
Гумилев знакомит нас с растительными «достопримечательностями» Африки. Неотъемлемые составляющие африканского пейзажа – пальмы встречаются в сборнике довольно часто, иногда в сочетании с оазисом:
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы… («Абиссиния»)
Или
И, чудовищных пальм вековые стволы,
Вихри пыли взметнулись и
А в оазисах слышится ржанье коня
И под пальмами веянье нарда. («Сахара»)
Кроме сравнений для характеристики картин природы Н.С. Гумилев использует очень простые, но емкие эпитеты. Например: «Пустыня коричневая и грубая, выветрившиеся, все в трещинах и провалах горы и, так как был сезон дождей, мутные потоки и целые озера грязной воды» [17, с. 267].
Растительный мир Африки очень разнообразен и экзотичен. Н. Гумилев объясняет такое многообразие Божьим промыслом и тем, что Господь сотворил здесь «отражение рая». Это относится и к флоре, и к фауне. Это еще раз подтверждает, что Африка – место, отмеченное Богом:
Садовод Всемогущего Бога
Прихотливых мимоз и акаций,
Он провел многоводные реки
Создал тихое озеро Чад. («Судан»)
Н.С. Гумилева привлекало к Африке то, что именно здесь он нашел настоящее, первобытное состояние земли, тот самый первозданный рай. Поэт восхищается обилием, насыщенностью красок. В его изображении африканской природы нет полутонов, все в высшей, превосходной степени: «Дорога напоминала рай на хороших русских лубках: неестественно зеленая трава, слишком раскидистые ветви деревьев, большие разноцветные птицы и стада коз по откосам гор. Воздух мягкий, прозрачный и словно пронизанный крупинками золота. Сильный и сладкий запах цветов. И только странно дисгармонирует со всем окружающим черные люди, словно грешники, гуляющие в раю, по какой-нибудь еще не созданной легенде» [17, с. 273].
. Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества
Н.С. Гумилева
§ 1.
Методические подходы
к изучению творчества
Н. Гумилева в школе
Творчество Н.С. Гумилева изучается в 11 классе обзорно и в монографических темах. В программах для общеобразовательных учреждений данная тема представлена с небольшими вариациями в разделе «Серебряный век русской поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький, Т.А. Калганова, В.Я.Коровина предлагают изучение этой темы обзорно с разбором избранных стихотворений (на материале произведений Н. Гумилева).