Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть идейно-художественное содержание образа Африки в творчестве Н. С. Гумилева.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Описать причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме
Показать геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева
Рассмотреть многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева
Проанализировать имеющиеся методические разработки по изучению творчества Н. Гумилева.
Разработать урок внеклассного чтения

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
Глава I. Причины обращения Н.С. Гумилева к африканской теме……...6
Глава II. Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева……………………11
§ 1. Геокультурный образ Африки в «Африканском дневнике»
Н. Гумилева………………………………………………………………....11
§ 2. Многоликий мир африканской природы в стихотворениях
Н.С. Гумилева……………………………………………………………… 22
Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества
Н.С. Гумилева .……………………………………………………………..31
§ 1. Методические подходы к изучению творчества Н. Гумилева
в школе………………………………………………………………………31
§ 2. Поэзия Н. Гумилева – средство познания души поэта
(методическая разработка урока внеклассного чтения)…………………34
Заключение………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………....46
……………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Образ Африки в творчестве Н. Гумилева.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

                                   О смерти я тогда молился  Богу

                                   И сам ее приблизить был  готов.

Но этот сад, он был во всем подобен

Священным рощам молодого мира…

* * *

И помню, я воскликнул: «Выше горя

                                   И глубже смерти – жизнь!»

            Здесь мотив исцеления духовно от одного присутствия в прекрасном каирском саду!

            Отблески рая всюду присутствуют и отражаются на образе Африки. Даже гибельная Сахара – это «земные небеса», отражение «горнего пожара» на земле:

                                    …Эта вечная слава песка –

                                    только горнего отсвет пожара,

с небесами, где легкие спят облака,

                                    бродят радуги, схожа Сахара…

            Образ Африки связан и с понятием ада. Сама природа Африки инфернальная, или, во всяком случае, бывает такой:

                                  …Но роднят обитателей степи

                                  иногда луговые пожары.

* * *

Этот  день – оглушительный праздник,

                                  Что приветливый дьявол устроил

                                  Даже смерти и Ужасу брату!...

* * *

                                    …Словно там, под сводом ада,

                                   дьявол щелкает бичом,

                                    чтобы грешников громада

                                    вышла бешеным смерчом…[20, с. 263].

             Вышеизложенное позволяет говорить о глубокой связи образа Африки с образами рая и ада в поэзии Н. Гумилева. А там, где нет ни рая, ни ада располагается «нейтральная территория» местных верований [20, с. 272].

           Из Африки приходят абиссинские поверья, воплотившиеся в реальность: «Если убитому леопарду не опалить немедленно усов, дух его будет преследовать охотника».

            Наравне с сатанинским началом в этом леопарде присутствует и магическое, ритуально-тотемное.

…Нет, ты должен, мой убийца,

                                        умереть в стране моей,

                                        чтоб я снова мог родиться

                                        в леопардовой семье…

            Мудрость африканских религий проявляется и в мудрости, в точности понимая мира. Есть религии, в которых Африка – не рай и не ад, но часть вселенского равновесия. Так, например, есть религия, согласно которой люди появились из частей огромной птицы, погибшей из-за непослушания Богу; из различных частей – разные народы.

            А если человек тонет в водовороте окружающей его реалии, тогда для совершения подвига придется привести в Африку древнюю магию, как в стихотворении «Леопард». Этот путь тесно связан с религией. Хотя ранее этот леопард – инфернальное начало, он оказывается средством для «добывания» героя более могущественной силой – армией рая.

           Но какой бы способ «доставки» ни избрал поэт, тот, кто достоин, совершить подвиг, совершит его в Африке [16, с. 235].

           Африканские подвиги у Н. Гумилева совершаются обычно по религиозным соображениям.

                                …С ним борьба для меня бесполезна,

                                Сердце знает, что буду убит, -

                                Распахнется небесная бездна

                                И Динган, мой отец, закричит:

                                «Да, ты не был трусливой  собакой,

львом ты был между яростных львов»…

            Хотя герой знает, что он будет повержен в битве, он идет на эту битву, чтобы попасть в рай за уже совершенные подвиги, за поиск смертельного врага, за доблесть в битве с ним.

          Значительное место в  «африканских произведениях» Н.С. Гумилева занимают образы природы и животных. В них проявилось все мастерство поэта-акмеиста.

           В 1916 году В. Жирмунский писал: «Для выражения своего настроения Н. Гумилев создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический – балладную форму» [24, с. 187]. Этот самый «мир зрительных образов» представлен в произведениях об Африке в основном на примерах флоры и фауны.

           Автор показывает нам чудесных, необыкновенных животных, птиц и морских обитателей. К примеру, в стихотворении «Судан» поэт очень точно описывает нам экзотических обитателей Африки:

…Он собрал здесь совсем небывалых,

                                  Удивительных птиц и животных.

                                  Краски, взяв у пустынных закатов,

                                    Попугаям он перья раскрасил,

                                    Дал слону он клыки, что белее

                                    Облаков африканского неба,

                                    Льва одел золотою одеждой

                                     И пятнистой одел леопарда,

                                     Сделал рог, как янтарь, носорогу,

                                     Дал газели девичьи глаза.    («Судан»)

           Всех этих животных можно увидеть только в зоопарке или на черном континенте. Гумилев не просто перечисляет животных и птиц, но еще и указывает на их повадки. Обозначая эти повадки, поэт пытается показать двумя-тремя словами наиболее точные ситуации, характеризующие того или иного представителя фауны. Читая, мы можем ясно представить, например, слона, вышедшего к морю и настороженно замершего у края воды и прислушивающегося:

Зебры любят мешаться в домашний табун

                             Но на обрывистый берег выходят слоны,

                             Чутко слушая волн набегающих шум,

                              Обождать отраженье ущербной луны,

              Подступают к воде и боятся акул.    («Абиссиния»)

            Или

                     Слишком много здесь этой паленой травы…

                     Осторожнее! В ней притаились  удавы

Притаились  пантеры и рыжие львы.   («Абиссиния»)

           Кроме того, поэт дает животным необычные характеристики и подбирает неожиданные сравнения (таких примеров особенно много):

                         Бегемотов твоих розоватые рыла

                         Точно сваи незримого чудо-моста,

                          И винты пароходов твои крокодилы

Разбивают могучим ударом хвоста.   («Нигер»)

           Или

                           И такие смешные верблюды,

                           С телом рыб и с головками змей,

                           Как огромные, древние чуда

Из глубин пышноцветных морей.   («Египет»)

           Или

                              По болотам блуждают огни,

                              Черепаха грузнее утеса,

                               Клювоносы таятся в тени

Своего  исполинского носа.    («Либерия»)

            В стихотворении «Либерия» показан комический случай, когда государством целых пять дней «управляла» обезьяна:

                             Там размахивал палкой своей,

                              Бил посуду, шатался, как пьяный,

                              И, неузнана целых пять дней,

Управляла страной обезьяна   («Либерия»)

           Гумилев знакомит нас с растительными «достопримечательностями» Африки. Неотъемлемые составляющие африканского пейзажа – пальмы встречаются в сборнике довольно часто, иногда в сочетании с оазисом:

               Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,

Слишком много здесь этой паленой травы…   («Абиссиния»)

           Или

                              И, чудовищных пальм вековые стволы,

                              Вихри пыли взметнулись и пухнут…

                              А в оазисах слышится ржанье коня

И под пальмами веянье нарда.   («Сахара»)

            Кроме сравнений для характеристики картин природы Н.С. Гумилев использует очень простые, но емкие эпитеты. Например: «Пустыня коричневая и грубая, выветрившиеся, все в трещинах и провалах горы и, так как был сезон дождей, мутные потоки и целые озера грязной воды» [17, с. 267].

            Растительный мир Африки очень разнообразен и экзотичен. Н. Гумилев объясняет такое многообразие Божьим промыслом и тем, что Господь сотворил здесь «отражение рая». Это относится и к флоре, и к фауне. Это еще раз подтверждает, что Африка – место, отмеченное Богом:

                                 А кругом на широких равнинах,

                                 Где трава укрывает жирафа,

                                 Садовод Всемогущего Бога

                                  В серебрящей мантии крыльев

                                  Сотворил отражение рая:

                                  Он раскинул тенистые рощи

                                   Прихотливых мимоз и акаций,

                                   Рассадил по холмам баобабы,

                                   В галереях лесов, где прохладно

                                   И светло, как в дорическом храме,

                                   Он провел многоводные реки

                                    И в могучем порыве восторга

Создал  тихое озеро Чад.   («Судан»)

            Н.С. Гумилева привлекало к Африке то, что именно здесь он нашел настоящее, первобытное состояние земли, тот самый первозданный рай. Поэт восхищается обилием, насыщенностью красок. В его изображении африканской природы нет полутонов, все в высшей, превосходной степени: «Дорога напоминала рай на хороших русских лубках: неестественно зеленая трава, слишком раскидистые ветви деревьев, большие разноцветные птицы и стада коз по откосам гор. Воздух мягкий, прозрачный и словно пронизанный крупинками золота. Сильный и сладкий запах цветов. И только странно дисгармонирует со всем окружающим черные люди, словно грешники, гуляющие в раю, по какой-нибудь еще не созданной легенде» [17, с. 273].

. Глава III. «Африканский» аспект в изучении творчества

Н.С. Гумилева

§ 1. Методические подходы к изучению творчества Н. Гумилева в школе 

           Творчество Н.С. Гумилева изучается в 11 классе обзорно и в монографических темах. В программах для общеобразовательных учреждений данная тема представлена с небольшими вариациями в разделе «Серебряный век русской поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький, Т.А. Калганова, В.Я.Коровина предлагают изучение этой темы обзорно с разбором избранных стихотворений (на материале произведений Н. Гумилева).

Информация о работе Образ Африки в творчестве Н.С. Гумилева