Образ «маленького» человека в произведениях А.С.Пушкина («Медный всадник», «Повести Белкина») и Н.В.Гоголя («Петербургские повести»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 19:52, реферат

Описание работы

Тема «маленького» человека впервые в русской литературе появилась в середине XIX века. Эта тема подразумевает изображение жизни и человеческих страданий простых людей, обусловленных общественным строем, социальным положением в обществе, моральными принципами тех, кто не мог добиться в жизни достойного положения.
Тему «маленького» человека в русской литературе открыл А.С.Пушкин. Он надолго определил одну из самых характерных линий реалистической литературы: изображение «маленького» человека, беспомощного, забитого, раздавленного жизненными обстоятельствами, сломленного морально и духовно

Содержание работы

1. Введение. Особенности темы «маленького» человека стр. 3
в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

2. Основная часть. Развитие темы «маленького» человека стр. 4
в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

2.1. Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». стр. 5

2.2. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». стр.6-7

2.3. Художественные образы в «Петербургских повестях» стр.8-10
Н.В.Гоголя. («Записки сумасшедшего», «Шинель»).

3. Заключение. Значение темы «маленького» человека для стр. 11
развития русской литературы XIX века.

4. Список используемой литературы. стр. 12

Файлы: 1 файл

Реферат о Пушкине и Гоголе.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)


                        Управление   образования

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №1 

 

 

 

 

 

 

                    Реферат по литературе на тему:

 

 

 

 

«Образ «маленького» человека в произведениях А.С.Пушкина («Медный всадник», «Повести Белкина») и Н.В.Гоголя («Петербургские повести»)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Содержание реферата.

 

 

  

    1. Введение. Особенности темы «маленького» человека       стр. 3               

в произведениях А.С.Пушкина  и Н.В.Гоголя.

 

 

    2. Основная часть. Развитие темы «маленького» человека    стр. 4            

в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

 

 

  2.1. Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».        стр. 5              

 

 

2.2. Поэма А.С.Пушкина  «Медный всадник».                         стр.6-7           

 

 

2.3. Художественные образы  в «Петербургских повестях»     стр.8-10           

Н.В.Гоголя. («Записки сумасшедшего», «Шинель»).

 

 

3. Заключение. Значение  темы «маленького» человека для      стр. 11           

развития русской литературы XIX века.

 

 

4. Список используемой  литературы.                                         стр. 12        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение. Особенности темы «маленького» человека в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

 

 

 

Тема «маленького» человека впервые в русской литературе появилась в середине XIX века. Эта тема подразумевает изображение жизни и человеческих страданий простых людей, обусловленных общественным строем, социальным положением в обществе, моральными принципами тех, кто не мог добиться в жизни достойного положения.

Тему «маленького» человека в русской литературе открыл А.С.Пушкин. Он надолго определил одну из самых характерных линий реалистической литературы: изображение «маленького» человека, беспомощного, забитого, раздавленного жизненными обстоятельствами, сломленного морально и духовно. Поэт глубоко сочувствует тем, кто угнетён и страдает.

Вслед за Пушкиным Н.В.Гоголь пишет о «маленьком» человеке, призывая к сочувствию и состраданию  к нему. Гоголь пошёл дальше, он не только показал социальное неравенство «маленьких» людей, их беззащитность, но и суровую борьбу за повседневное существование.

 Данный реферат ставит своей целью показать, как развивалась тема «маленького» человека в произведениях двух великих писателей   XIX века – Александра  Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основная часть. Развитие темы «маленького» человека в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

 

 

 

Третьего сентября 1830 года поэт Александр Сергеевич Пушкин

 приезжает в село Болдино – нижегородскую деревню своего отца. Пушкин любил осень -  в эти месяцы ему работалось особенно легко и свободно. Он признавался: «И с каждой осенью я расцветаю вновь!»(1,стр.37)

Начался отсчёт Болдинской осени, три месяца которой стали

 уникальными в творческой биографии великого поэта. За три месяца он написал четыре маленькие трагедии, сатирическую сказку «О попе и его работнике  Балде», поэму «Домик в Коломне», около двух десятков лирических стихотворений, несколько критических статей. Но в центре внимания была работа над романом «Евгений Онегин» и «Повестями Белкина». Последние три главы «Онегина», написанные в Болдине, подводили итог прошлому. «Повести Белкина» были обращены в будущее, открывая русской литературе далёкие и ещё неведомые ей дали. Разные темы поднимает писатель в «Повестях Белкина»: маленький бедный человек, его положение в обществе – «Станционный смотритель»; желания и стремления мещанско – ремесленных кругов – «Гробовщик»; нравственное достоинство – «Выстрел»; человеческое счастье – «Метель» и «Барышня – крестьянка». «Повести Белкина» ведутся от имени добродушного, странного, небогатого либерального помещика Ивана Петровича Белкина, вымышленного лица, придающего художественному повествованию впечатление полной достоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц, а ведущим, всё объединяющим рассказчиком остаётся он сам. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, явно ощутим облик самого Пушкина, его идейно – нравственная позиция.(3,стр.231)

 

 

 

 

  • Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
  •  

     

    Особенная роль повести «Станционный смотритель» в истории

     русской культуры  определена темой «маленького»  человека, темой социальной и  гуманистической, одной из главных  в литературе XIX века. История Самсона Вырина и его дочери рассказана от лица титулярного советника А.Г.Н., который трижды приезжает на станцию. Необычен был для тогдашней русской литературы его герой- мелкий чиновник Самсон Вырин, служивший на заброшенной почтовой станции, где проезжающие меняли лошадей: « Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель».(4, стр.56)

    Станционный смотритель живёт бедно, его желания просты  и

    элементарны – он трудом, оскорбляемый и унижаемый, добывает средства к существованию. Одна радость  была у старика Вырина – дочь, красавица Дуня. Вся жизнь Самсона  Вырина разрушилась в один момент: его дочь увезена в Петербург ротмистром Минским. Несчастный отец пытался вернуть любимую дочь, но от него Минский откупился деньгами: «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пятидесятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на его глазах, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь. Притоптал каблуком и пошёл…»

    Пушкин продолжает здесь на совершенно новой основе  вести

    разработку образа «маленького» человека, начатую ещё сентименталистами («Бедная Лиза» Карамзина). Новое в облике Вырина – пробуждение человеческого достоинства и начало протеста. Величественен поступок бедняка, станционного смотрителя, отказавшегося принять деньги Минского.

     Но потом Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую

     станцию в деревню,  запил с горя и умер. Вырин  стал обобщением страдания, бесправия  «маленького» человека. Этот герой А.С.Пушкина -  воплощение права защиты и вообще человеческой чести, грубо попранной.

     

     

  • Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».
  •  

     

    В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин вновь прибыл   в

    деревню Болдино, надеясь  на повторение Болдинской осени. Увы, 1830 год не повторился. Но среди написанного  был такой шедевр, как «Медный всадник». Эта поэма стоит в ряду произведений Пушкина, посвящённых теме Петра I. Но «Медный всадник» не только гимн великому царю – строителю.«Медный всадник» - поэма философская, в ней поднят ряд серьёзных общечеловеческих проблем. С одной стороны Пётр I, с другой стороны - бедный чиновник Евгений, человек совсем другого плана и масштаба:

     

                                О чём же думал он? О том,

                                Что был он беден, что трудом

                                Он должен был себе доставить

                               И независимость, и честь…

     

    Свою поэму Пушкин неслучайно назвал петербургской повестью. Он описывает  страдания «маленького» человека в  каменных трущобах столицы. Традиционно  включить Евгения в галерею «маленьких»  людей нельзя, но некоторые типичные черты этих героев мы находим у него. Евгений – бедный, добрый человек, но с ограниченным кругом интересов. Думает о чести, о труде. Но Евгений не унижен бедностью. Он ведь не ищет покровительства у знатных, а «дичится» их. Герой понимает, что трудом он должен будет себе «доставить и независимость, и честь». Он думает о женитьбе на Параше, тихом семейном счастье, «о благополучной смерти в кругу семьи». Симпатии на стороне «маленького» человека. Пушкин сострадает Евгению, но я думаю, не восхищается, не преклоняется перед ним. Когда случилось наводнение, Евгений не думает о себе, стремится к своей невесте. Любовь делает его способным превозмочь страх смерти. С гибелью Параши рушится его мечта. Пережив бурю, Евгений стремглав несётся через реку к своей невесте. Он мог бы утонуть, но не думает о себе. Он смелый, храбрый, честный. И это вызывает уважение. Но счастье Евгения не состоялось. «Маленький» человек отваживается  на  бунт  против

     

     

    «властелина», погубившего  его жизнь. Из пассивного созерцателя он превращается в обвинителя и бунтаря. Но лишь на мгновение.

    Силы «кумира», воплощающего в себе внешнюю мощь самодержавия, и Евгения, одинокого бунтаря, не были равны. Исстрадавшись, Евгений  отступает. Поэма заканчивается  трагически, правдиво отражая соотношение социальных сил. В то время выступление против царизма, хотя и морально правое, обрекалось на провал. Евгений умирает на пороге «домишки  ветхого». Этот дом стал символом его «домашнего» счастья. Он пуст.

    Пушкин, как художник, не с Петром I, а с Евгением. Он как бы говорит нам, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье. Изображая «маленького» человека, Пушкин отвечал на вопросы: «Кто он? Обречённый? Жертва, покорно принимающая удары судьбы? Но таков ли удел человека – быть жертвой?»(14,стр.13)

    Кредо автора: человек рождается  не для мучений и несчастий, каждый человек имеет право на хорошую  жизнь и на борьбу за своё счастье. 

     

     

     

     

     

     

                             

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Художественные образы в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя ( «Записки сумасшедшего», «Шинель»)
  •  

     

    Тему человеческого страдания, тему «маленького» человека

    вслед за А.С.Пушкиным продолжает Николай Васильевич Гоголь в своём цикле «Петербургские повести». В цикл повестей входят пять произведений: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего».

    Одна из наиболее трагических  повестей петербургского цикла – «Записки сумасшедшего».

     Герой этой повести  – Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, но очень беден. И это причина его унижения в обществе, его горестных переживаний. Но он пока ни на что не претендует. С чувством собственного достоинства он сидит в директорском кабинете и чинит

     ему перья. И  величайшего уважения преисполнен  он к его превосходительству. Многое, очень многое роднит Поприщина с пошлой действительностью. Он – само её порождение и плоть от её плоти. Как и все люди его круга, он мечтает сделать карьеру и убеждён, что у него есть к тому не меньше оснований, чем у ненавистного начальника отделения. В глазах Поприщина только чин и создаёт человеку репутацию. Не душевные, нравственные или деловые его качества, а именно чин, должность определяют репутацию. Неожиданно в голову бедного Поприщина западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» И вот здесь наступает перелом. Поприщин окончательно теряет рассудок. Теперь – то он поднимает форменный бунт. Всё, что открылось ему, настолько потрясло его, что он уже не в состоянии совладеть с собой. И безумный вопль внезапно пробудившегося оскорблённого человеческого достоинства вырывается у него: «Чёрт возьми! Я не могу более читать… Всё, что есть лучшего на свете, всё достаётся или камер – юнкерам, или генералам».

    Почему же он бесправен, отчего так несправедливо устроен  мир? Он мучительно пытается доискаться причины своего унижения и общественного  неравенства вообще. С какой стати  одним дано всё, а другие лишены всего? По мере того как растёт безумие Поприщина, усиливается в нём чувство человеческого достоинства. По мере того как прогрессирует безумие Поприщина, ожесточается его отношение к миру, усиливается его бунт и, что самое интересное, всё более осмысленным и разумным становится его отношение к действительности.

    В самом финале повести, когда последние остатки разума покинули Поприщина (дата этой завершающей дневниковой записи обозначена уже вверх ногами), в этот момент происходит новое, удивительное превращение героя. С потрясающей силой трагизма звучат его слова: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня! Что я сделал им? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя и всё кружится передо мною. Спасите меня! Возьмите меня!...»

    Этот крик боли, вырвавшийся  из груди «маленького» человека, который  словно вобрал в себя страдания и обиды всего мира. Хотя «бунт» Поприщина кончается ничем, и он сам осознаёт свою полную несостоятельность, тем не менее острота выраженного им социального протеста придаёт повести глубокое идейное звучание.

    Повесть «Шинель» - лучшее произведение петербургского цикла, «одно из глубочайших созданий Гоголя»(7,стр62). Башмачкин, герой повести, переписчик, ревностный труженик, умевший быть довольным своим жалким жребием. В начале повести «Шинель» автор пишет, что над бедным человеком «натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться».

    В отличие от литераторов, для которых забитый чиновник был часто предметом насмешки, Гоголь увидел в Акакии Акакиевиче Башмачкине страдающего человека, достойного сочувствия и сожаления. «Шинель» - это негодующий протест против тех общественных порядков, которые порабощают человека материально, духовно и морально.

    Акакий Акакиевич живёт  в страшной нищете. Чтобы сшить  новую шинель, он долгое время ограничивает себя во всём: вечерами не пьёт чай и не зажигает свечу, ходит осторожно, «почти на цыпочках», сохраняя подмётки, «приучается голодать».(9,стр.105) До предела узок духовный мирок Башмачкина.  

     

    Он занят только службой, которая состоит в переписывании бумаг. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой – то свой разнообразный и приятный мир».

    Информация о работе Образ «маленького» человека в произведениях А.С.Пушкина («Медный всадник», «Повести Белкина») и Н.В.Гоголя («Петербургские повести»)