Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:14, дипломная работа
Целью исследования является идентификация стереотипизированных образов в тексте анекдота с учетом национально-культурных особенностей рассматриваемых народов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную литературу по теме исследования
определить содержание базовых для данного исследования понятий “стереотип”, “национально-этнический стереотип” и “анекдот”;
выделить основные особенности процесса стереотипизации
выявить лингвокультурные особенности анекдота;
проследить способы реализации стереотипов в текстах анекдотов;
выявить стереотипные представления о представителях той или иной нации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анекдот как текст, отражающий этнические стереотипы……………5
1.1. Стереотип, его функции и свойства…………………………………………5
1.2. Сущность и специфика национально-этнических стереотипов…………...7
1.3. Особенности структуры и содержания анекдота…………………………12
1.4. Роль анекдота в процессе стереотипизации……………………………….15
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Реализация национально-этнических стереотипов в тексте анекдота…………………………………………………………………………..18
2.1. Стереотипные образы русских в английских анекдотах…………………18
2.2. Стереотипные образы русских в немецких анекдотах…………………...19
2.3. Стереотипные образы немцев в русских анекдотах……………………...21
2.4. Стереотипные образы немцев в английских анекдотах………………….25
2.5. Стереотипные образы англичан в русских анекдотах……………………26
2.6. Стереотипные образы англичан в немецких анекдотах………………….28
2.7. Стереотипные образы американцев в русских анекдотах………………..28
2.8. Стереотипные образы американцев в немецких анекдотах……………...30
2.9. Стереотипные образы американцев в английских анекдотах……………31
Выводы по главе 2……………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Факультет иностранных языков
Кафедра прикладной лингвистики
Работа допущена к защите
заф. каф. прикладной лингвистики
____________М.А. Акопова
«___» ___________2011 г.
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
Тема:
Отражение национально-
в тексте анекдота (на материале английского, немецкого и русского языков)
Направление 031100.62 «Лингвистика»,
степень бакалавр лингвистики
Выполнила студентка гр. 4264/2 _____________ Исаева Ф.Ш.
Руководитель _____________ к.п.н., доцент Савушкина Т.А.
Рецензент _____________ к.п.н., доцент Бободжанова Л.К.
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анекдот как текст, отражающий этнические стереотипы……………5
1.1. Стереотип, его функции и свойства…………………………………………5
1.2. Сущность и специфика
1.3. Особенности структуры и
1.4. Роль анекдота в процессе стереотипизации……………………………….15
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Реализация национально-этнических
стереотипов в тексте анекдота…………………………………………………………
2.1. Стереотипные образы русских
в английских анекдотах…………………
2.2. Стереотипные образы русских
в немецких анекдотах…………………...
2.3. Стереотипные образы немцев в русских анекдотах……………………...21
2.4. Стереотипные образы немцев в английских анекдотах………………….25
2.5. Стереотипные образы англичан в русских анекдотах……………………26
2.6. Стереотипные образы англичан в немецких анекдотах………………….28
2.7. Стереотипные образы
2.8. Стереотипные образы
2.9. Стереотипные образы
Выводы по главе 2……………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Настоящая дипломная работа посвящена реализации национально-этнических стереотипов в текстах американских, английских, немецких и русских анекдотов.
На сегодняшний день исследование отношений между нациями и структур образов одного народа в восприятии другого является одной из наиболее важных задач в решении вопроса национальной культуры.
Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к анекдоту как отдельному литературному жанру, изучению его специфики и небольшим количеством научных работ, посвящённых сравнительной характеристике стереотипизированных образов в анекдотах. В нашем исследовании мы опирались на труды таких учёных и социологов как А.В. Аксентьев, В.Г. Крысько, Е.Л. Березович, Р. Бинкли, Д. Кац, К. Брейли и др.
Объектом исследования являются тексты анекдота как распространенная сфера проявления этнических стереотипов.
Предметом исследования выступают различные образы этнических стереотипов в текстах анекдотов.
Целью исследования
является идентификация
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения вышеизложенных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования, которые состояли в анализе отечественной и зарубежной литературы. Также были применены методы эмпирического исследования, заключающиеся в качественном анализе этнических анекдотов на английском, немецком и русском языках.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Анекдот как текст, отражающий этнические стереотипы
1.1. Стереотип, его функции и свойства
Для того чтобы понять происхождение термина стереотип, обратимся к источнику его образования. Термин «стереотип» пришел из типографского дела, его автором является американский журналист Уолтер Липпман. Он определяет стереотип как «принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте». [13, с. 266] Из этого определения мы понимаем, что стереотип, как социальное явление, не несет в себе отрицательную коннотацию, следовательно, нельзя отождествлять его с предрассудком.
В противовес Липпману выступает определение Н.Г. Бердяевой. «Стереотип – это симулякр банальности». Иными словами, результат воплощения в слове невыразимого, мистического «внутреннего опыта» который формирует обыденное сознание. Его основной функцией в тексте является приписывание кому-либо «само собой разумеющихся свойств». По природе своей стереотип мифологичен, он, как и миф, деформирует действительность, отклоняясь от неё, ничего не скрывая и не демонстрируя. Посредством мифа стереотип проникает в обыденное сознание как составная часть «само собой разумеющегося, здравого смысла, врождённых знаний». Таким образом, он закрепляется в сознании и вербализуется с помощью устойчивых фраз и выражений. [4, с. 412]
Большинство исследователей, сторонников рассмотрения стереотипизации как положительного явления, считают, что наиболее важной функцией стереотипа является упрощение большого количества информации, которую человек получает из окружающей среды (когнитивная функция по Г. Тэджфелу). Стереотип, таким образом, обеспечивает человека необходимыми знаниями при минимальной затрате усилий. Однако, избавляя от необходимости интерпретировать окружающий мир в собственном сознании человека, стереотип предстает как низшая форма представлений о социальной реальности.
Что же касается систематизации всех функций стереотипа, их наиболее точно описывает Г. Тэджфел. Он выделяет четыре функции, реализующиеся как на индивидуальном уровне, так и на групповом.
Функции стереотипа на индивидуальном уровне:
–когнитивная;
–ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»).
Функции стереотипа на групповом уровне:
–идеологизирующая (создание и поддержание идеологии группы);
– идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа», т.е. потребность принадлежности к группе). [14, с. 91]
Исходя из функций стереотипа можно выделить основные его параметры:
Чтобы полностью понять и определить природу стереотипа следует также рассмотреть его свойства. Березович Е.Л. относит к основным свойствам стереотипа аксиологичность т.е. формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, априорность (стереотип почти не обоснован личным опытом), регулярность, устойчивость. Из данных свойств следует ряд следствий:
- субъективность, оценочность (реализуется с помощью аксиологичности стереотипа);
- обобщённость, типизированность, посредствам чего стереотип легко генерализируется;
- широкая включённость в сферу наивного сознания (стереотипы охватывают основные координаты наивной модели мира: время, пространство, общество, коммуникация);
- повышенная
вариативность (один и тот же
смысл может включаться в
- широта манифестаций т.е. широкое распространение и представление стереотипа с помощью разных способов и в разных кодах культуры (система языка, фольклор, верования). [3, с. 22]
Исследованием стереотипов также занимались многие зарубежные социологи. Например, М.Монтрелли попытался проанализировать стереотипы сознания средствами психоанализа. Он доказал, что границы между сознательным и бессознательным весьма подвижны. Информация стереотипизируется на бессознательном уровне и только затем переходит в сознательный. [5]
Французский математик К.П.Брутер, используя сочетание принципов математического знания, отдельные положения биологии и социологический анализ, выявил, что процесс стереотипизации образуется на уровне отдельных сочетаний нервно-психических возбуждении в качестве решения воспринимающего на воспринятое. [5]
Разработкой теории стереотипов занимались также американские ученые, продолжая исследования, начатые Липпманом. Например, социолог Р. Бинкли назвал стереотип «величайшим всеобщим знаменателем» [19, с. 393]. Под этим высказыванием он подразумевал, что наличие стереотипа помогает адекватно оценивать политические отношения, людям, удаленным от данной сферы деятельности.
Таким образом, мы понимаем, что явление стереотипизации по своей природе субъективно, оно обобщает все априорные знания и создает единую структуру мышления и восприятия той или иной информации. Стереотип не отражает действительность, но в то же время он является первой ступенью в формировании сознания человека.
1.2. Сущность и специфика
Свойства стереотипа в целом относятся также и к национально-этническому стереотипу, под которым мы понимаем «устойчивый комплекс наивных представлений о каком-либо народе, нации, отражающий особенности народной «ксенопсихологии» [11, с. 133], а именно психологии разумного поведения. Более развернутое определение национально-этнических стереотипов нам представляет В. Крысько – «схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное (иногда одностороннее или неточное, искаженное) знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе». [11, с. 72] Национально-этнические стереотипы описывают членов этнических групп и рассматриваются как вид социальных стереотипов. На примере национально-этнического стереотипа наиболее четко и ясно можно рассмотреть общее понятие стереотипа, т.к. механизм стереотипизации здесь наиболее ярко выражен. Это объясняется тем, что стереотип абсолютно субъективен и не соответствует рациональному знанию. [3, с. 23]
Американские ученые Д. Кац и К. Брейли провели эксперимент среди студентов Принстонского университета, где участники выбирали из списка характеристики наиболее подходящие определенным этническим группам. Проанализировав результаты данного эксперимента, исследователи определили этнический стереотип как «устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать». [20, с. 288]
В основе формирования национально-этнических стереотипов лежит оппозиция понятий «свой - чужой», поэтому зачастую они имеют этноцентрический характер, т.е. их механизм заключается в восприятии окружающего мира сквозь призму традиций своего конкретного этноса. Национально-этнические стереотипы могут нести в себе как негативную, так и позитивную оценку. [2, с. 130]