Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:14, дипломная работа
Целью исследования является идентификация стереотипизированных образов в тексте анекдота с учетом национально-культурных особенностей рассматриваемых народов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную литературу по теме исследования
определить содержание базовых для данного исследования понятий “стереотип”, “национально-этнический стереотип” и “анекдот”;
выделить основные особенности процесса стереотипизации
выявить лингвокультурные особенности анекдота;
проследить способы реализации стереотипов в текстах анекдотов;
выявить стереотипные представления о представителях той или иной нации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анекдот как текст, отражающий этнические стереотипы……………5
1.1. Стереотип, его функции и свойства…………………………………………5
1.2. Сущность и специфика национально-этнических стереотипов…………...7
1.3. Особенности структуры и содержания анекдота…………………………12
1.4. Роль анекдота в процессе стереотипизации……………………………….15
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Реализация национально-этнических стереотипов в тексте анекдота…………………………………………………………………………..18
2.1. Стереотипные образы русских в английских анекдотах…………………18
2.2. Стереотипные образы русских в немецких анекдотах…………………...19
2.3. Стереотипные образы немцев в русских анекдотах……………………...21
2.4. Стереотипные образы немцев в английских анекдотах………………….25
2.5. Стереотипные образы англичан в русских анекдотах……………………26
2.6. Стереотипные образы англичан в немецких анекдотах………………….28
2.7. Стереотипные образы американцев в русских анекдотах………………..28
2.8. Стереотипные образы американцев в немецких анекдотах……………...30
2.9. Стереотипные образы американцев в английских анекдотах……………31
Выводы по главе 2……………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Выводы по Главе 1
Стереотип – это сложившаяся система взглядов, основанная на предшествующем опыте и подсознательном инстинкте, что изначально делает его мифологичным и неравным действительности. Многие национально-этнические стереотипы являются основой в построении анекдотов. Они отражают социальные отношения между нациями, однако искажают их действительный облик.
Анекдот, как и всякий текст, принадлежащий к отдельному жанру, обладает особой структурой, содержанием и формой. Он обладает такими особенностями структуры как двучастность, асимметрия интродукции и развязки, предпочтительное использование видо-временных форм глаголов.
Анекдоты на этническую тему представляют собой один из наиболее древних пластов жанра. Для них характерно приписывание представителям других этнических групп стереотипных характеристик.
Глава 2. Реализация национально-этнических стереотипов в тексте анекдота
В целом, культура каждого значительного этноса, вступающего во взаимодействие с другими этносами, представляет собой многоуровневую систему различных культурных влияний. Эти влияния в разных странах, в разных исторических условиях и при разных традициях проявляются по-разному. «Воспринимаемые элементы культуры не переносятся механически на чужую почву, а критически перерабатываются с учётом местных традиций». [8, с. 8] В каждой значительной культуре того или иного народа можно уловить сочетание интернациональных черт. Следовательно, всякая культура национальна по форме. Она отражает внешнюю специфику данного народа, отличающую его от другого народа.
Рассмотрим взаимодействие культур
на примере развития культуры России.
Освоение полезного зарубежного
опыта в сфере науки и
Чтобы понять, какие качества стереотипизирует конкретный этнос, говоря о другом этносе обратимся к жанру анекдота. У каждого народа существует собственное сознание и на его основе формируются определенные стереотипы. С целью найти наиболее интересные и яркие примеры мы проанализировали большое количество анекдотов из разных интернет источников. [21, 22, 23, 24]
2.1. Стереотипные образы русских в английских анекдотах
Обращаясь к вопросу западного восприятия России, следует сказать, что для западного сознания отношение к ней неоднозначно и трансцендентно. Оно не разделяется на однозначно отрицательное или положительное, и не характеризуется четкими границами даже в период осложненных конфликтами отношений. Однако восприятие не ограничивается только влиянием политической деятельности, оно является феноменом более многосторонним и многообразным. Россия не укладывается в рамки западной цивилизации и представляет собой уникальную, своеобразную культуру, необычную и интересную западному народу. Следует отметить, что ядром западного мифа о России является представление о ней как о стране внутреннего деспотизма и внешней агрессивности. Вместе с тем, отношение к России, менявшееся в большей или меньшей степени в отдельные периоды на протяжении всей истории, склонялось к положительной оценке культурно-исторической сущности. По причине своей неповторимости, Россию тяжело, даже невозможно органически понять противоположному ей Западу. [18]
Особенное внимание стоит обратить на стереотипность представления функционировании коммунистического режима в СССР, т.к. данная тема встречается во многих иностранных анекдотах.
What's meant by an exchange
opinions in the Communist party of the Soviet Union?
It's when I come to a party meeting with my own opinion, and I leave
with the party's.
В этом анекдоте представлен стереотип о России как о стране, где люди сами ничего не решают, и только правительство принимает решения.
В следующем же анекдоте показан строгий политический устрой страны и своевольность.
A mummy was found in Egypt. The archaeologists could not determine its origin. Then a Soviet advisor offered his help. The mummy was delivered to the Soviet embassy. In two hours the Soviet advisor appeared and said, "His name was Amenkhotep 23 rd."
"How did you find out?"
"He confessed," the advisor said.
Такие качества как лень (If Russian decided to do nothing, nothing can stop him.), вороватость, а также употребление алкоголя зачастую стереотипизированы и встречаются в национально-этнических анекдотах. Развитое взяточничество и плохое качество автомобильного производства являются яркими примерами стереотипов о России. (Приложение №1)
Из большого количества западных анекдотов о России как о некой коммунистической, советской стране мы понимаем, что данный стереотип возникший уже давно, закрепился в сознании людей и имеет социально-политический характер. Стереотип ленивого рабочего-бездельника самый широко распространенный среди остальных стереотипизированных качеств.
2.2. Стереотипные образы русских в немецких анекдотах
Что касается взаимоотношений между Россией и Германией, а именно симпатий и антипатий по отношению к российскому народу, из результатов опросов, проведенных социологами в последние годы, следует, что почти половина опрошенных уклоняются от ответа [10]. В ответах остальных респондентов антипатия все же преобладает. В большинстве своем она подкреплена образом современной России в западном сознании, как страны, где господствует криминал. В противовес этому факту выступает источник симпатий к России, выраженный в неприязни своей национальности у немцев. Этот фактор уходит своими корнями в историю – политику Третьего рейха и господство националистического экстремизма. Память о войне с Советским Союзом является так же важной составляющей немецкого национального самосознания. [10]
Зачастую немецкие анекдоты базируются на стереотипах российского политического режима и высмеивают его.
1)Welcher Nationalität waren Adam und Eva? Natürlich waren sie Russen: Sie hatten nichts anzuziehen. Sie hatten kein Haus. Und sie glaubten sich im Paradies.
2) Boris Jelzin überlebt
einen Flugzeugabsturz nur knapp und liegt 3 Jahre im Koma.
Als er aufwacht, fragt er einen seiner Berater:
"Wie ist denn die Wirtschaftslage?"
Antwort: "Gut, jedes Jahr 2% Wachstum!"
"Wieviel Arbeitslose haben wir?"
"Quote unter 1,5%!"
Jelzin staunt und fragt: Was kostet dann ein Wodka"
Antwort: "2 Euro..."
Стереотипизируется также плохая организация строительства дорог в России и как следствие безответственность русского народа.
Die Russen haben
einen geländegängigen Superkraftwagen erfunden.
Eine Gruppe von Experten aus Deutschland wurde eingeladen, um die Neuheit
zu bewundern.
Das taten sie denn auch. Nach einer ganzen Weile sagte einer aus der
Gruppe zu einem anderen: "Was die Russen sich alles ausdenken -
anstatt lieber die Straßen zu verbessern!"
Пристрастие к алкоголю, а также завышенные цены на продукты и услуги являются достаточно популярными стереотипами о данном этносе в Германии. (Приложение №2: 6, 8) А также на основании того, что большое количество населения России мигрирует в европейские страны, в том числе и в Германию, появился стереотип о русском народе выезжающем за рубеж. (Приложение №2: 10)
Таким образом, из небольшого количества анекдотов можно подвести итог, что высмеиваются зачастую такие стереотипизированные качества как неорганизованность, пристрастие к алкоголю, желание большого количества граждан эмигрировать, а как следствие низкий уровень патриотизма.
Говоря в целом об образе русских в сознании народов других этносов стоит процитировать А. Здравомыслова :«образы России конструируются на основании определенной селекции из того материала, который создается в самом российском обществе и отбирается для использования в другой стране под определенным углом зрения». [10, с. 91]
2.3. Стереотипные образы немцев в русских анекдотах
Углубляясь в историю развития
славянского народа, можно сказать,
что в своем культурно-
компании
Бритиш Эруэйз. Ввиду плохой видимости
пилот промахивается и просит диспетчера
навести его самолет еще раз.
Диспетчер (раздраженно): Вы, что, никогда
не были во Франкфурте (имея в виду аэропорт)?
Пилот: Был в 1944. Но я тогда не садился.
(Приложение №3)
Существует также ещё один не менее важный мотив, послуживший причиной переоценки ценностей в сознании российского народа и конструирование немецкого образа как преимущественно положительного. Он связан с постсоветским периодом, а именно, с процессом десталинизации, когда были преданы огласке преступления совершенные в период сталинского режима. В результате осмысления, обсуждения этих фактов баланс восприятия немцев русскими изменился в пользу первых в основном за счет уменьшения самооценки вторых.
Более того, в российском самосознании утверждается критическое отношение к самим себе, а именно к таким чертам как лень, безответственность. Между тем, на восприятие немцев в российском сознании влияет формирование прагматической политики и прагматического образа мышления в Германии. [10]
Также зачастую
темой анекдотов является высокий
уровень иммигрантов в
Основываясь на данных анекдотах, мы можем утверждать, что наиболее распространенным стереотипом о Германии в России является военно-политическая активность и агрессивность, а также ее многонациональность.
2.4. Стереотипные образы немцев в английских анекдотах
В данном случае можно проследить похожую тенденцию высмеивания тех же пороков и исторических факторов, что и в русских анекдотах. Например шутки о военно-политическом состоянии Германии и её действиях во время Второй Мировой войны, а именно то как она выступала в роли инициатора:
- Germans like to march in the shade.
2) - What is the difference between the Dresden bombing and Germany's best comedian?
- Only the first one can make you smile.
(Приложение №4)
Англичане также зачастую высмеивают такой стереотип, как немецкая гордость и перфекционизм.
The German mind has a talent for making no mistakes but the very greatest.
Существуют также шутки на английском построенные на омонимии некоторых слов в английском и немецком языках. Например:
I was meeting a friend in a bar, and as I went in, I noticed two pretty girls looking at me.
"Nine," I heard one whisper as I passed. Feeling pleased with myself, I swaggered over to my buddy and told him a girl had just rated me a nine out of ten.
"I don't want to ruin it for you," he said, "but when I walked in, they were speaking German."
Исходя из данных анекдотов, можно сказать, что стереотипы о Германии схожи у людей разной этнической принадлежности, а именно у русских и англичан. У обоих народов основной темой шуток является Германия времен Третьего Рейха и Второй Мировой войны.
2.5. Стереотипные образы англичан в русских анекдотах
Отношение российского общества к Западу в целом, к его общественному устройству, безусловно, является фактором исторического развития России. Более того, рассматривая взаимоотношения между Россией и Западом, можно сказать, что от их развития во многом зависит дальнейший облик мира. Как уже было сказано ранее, взаимодействие между культурами отражает не только актуальные явления, события и проблемы международной жизни, но и исторически сложившиеся архетипы национального сознания. Стоит заметить, что национальное самосознание русского народа формируется за счет восприятия западного мира, в отличие от формирования самосознания и собственной идентичности многих народов Запада, которое проходило без особого взаимодействия с посторонними культурами.
Образ Запада в российском сознании сформировался как некое отображение своего собственного существования, представление в нем, прежде всего, того что не допущено или не достает у себя. Этот так называемый «комплекс зеркала» объясняется богатой историей, большим количеством переломов в процессе развития России.
Отношение российского общества к Западу складывается под влиянием противодействующих факторов и по природе своей амбивалентно. На основании опросов проведенных в середине 90-х годов можно утверждать, что представление об иерархии ценностей западного человека в российском сознании является отражением неудовлетворенных потребностей русских респондентов [9, с. 7]. Одним из наиболее глубоких источников амбивалентности отношений является, с одной стороны, постоянный конфликт между культурно-психологической традиционалистской инерцией с ее идеологическими стереотипами и мифами и с другой стороны, прагматическими потребностями и мотивами. [9]