Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:14, дипломная работа
Целью исследования является идентификация стереотипизированных образов в тексте анекдота с учетом национально-культурных особенностей рассматриваемых народов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить научную литературу по теме исследования
определить содержание базовых для данного исследования понятий “стереотип”, “национально-этнический стереотип” и “анекдот”;
выделить основные особенности процесса стереотипизации
выявить лингвокультурные особенности анекдота;
проследить способы реализации стереотипов в текстах анекдотов;
выявить стереотипные представления о представителях той или иной нации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анекдот как текст, отражающий этнические стереотипы……………5
1.1. Стереотип, его функции и свойства…………………………………………5
1.2. Сущность и специфика национально-этнических стереотипов…………...7
1.3. Особенности структуры и содержания анекдота…………………………12
1.4. Роль анекдота в процессе стереотипизации……………………………….15
Выводы по главе 1……………………………………………………………….17
Глава 2. Реализация национально-этнических стереотипов в тексте анекдота…………………………………………………………………………..18
2.1. Стереотипные образы русских в английских анекдотах…………………18
2.2. Стереотипные образы русских в немецких анекдотах…………………...19
2.3. Стереотипные образы немцев в русских анекдотах……………………...21
2.4. Стереотипные образы немцев в английских анекдотах………………….25
2.5. Стереотипные образы англичан в русских анекдотах……………………26
2.6. Стереотипные образы англичан в немецких анекдотах………………….28
2.7. Стереотипные образы американцев в русских анекдотах………………..28
2.8. Стереотипные образы американцев в немецких анекдотах……………...30
2.9. Стереотипные образы американцев в английских анекдотах……………31
Выводы по главе 2……………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Из данных опросов и рассмотрения отношений и взаимодействия между Россией и Западом в целом можно сделать вывод, что российское общество в значительной степени чувствительно к переменам, происходящим в самосознании западного народа по отношению к России. Решающим же фактором дальнейшего развития отношения к Западу является социально-экономическое, политическое и культурное развитие самого российского общества.
Объектом шуток для россиян зачастую становятся культурные и политические различия. Так взгляды различных народов на Англию достаточно типичны и стереотипны, это представление англичан дипломатичными, принципиальными, сдержанными и даже чопорными как в данных анекдотах:
- Сэр, осмелюсь
доложить, что на кухне некоторым
образом возник пожар.
Хозяин дома медленно отложил "Таймс"
и сказал:
- Сообщите это леди. Вы же знаете, что я
не занимаюсь домашним хозяйством.
Существует большое количество анекдотов об англичанах с использованием таких стереотипизированных свойств как холодность и даже безразличие. Стереотипными являются также некоторые явления и слова, такие как лорд, леди, овсянка, сэр.
2.6. Стереотипные образы англичан в немецких анекдотах
Достаточно распространенный стереотип об англичанах, как об очень сдержанных людях не обошел стороной и Германию. Немцы также акцентируют свое внимание на английской консервативности и, преувеличивая, создают комичность ситуации.
Zwei Engländer spielen Golf. In der Nähe zieht eine Trauergemeinde vorüber. Einer der Spieler zieht seine Golfmütze, verharrt einen Moment und wendet sich dann wieder dem Spiel zu. "Eine edle Geste", meint der andere anerkennend. "Na ja", brummt der erste, "schließlich waren wir 20 Jahre verheiratet."
(Приложение №6)
Опираясь на данные проанализированные анекдоты, можно сделать вывод, что характер и поведение англичан является основной сквозной темой в большинстве анекдотов. А именно холодность и расчётливость стереотипизируются чаще всего в анекдотах о данном этносе.
2.7. Стереотипные образы американцев в русских анекдотах
Особняком стоит Америка и социальное мнение о ней, как о стране и народе проживающем там. Главным образом, эпицентром юмористических рассказов является стереотип невежественного и необразованного поведения американцев.
Рассмотрим данное мнение со стороны русского народа:
Также в связи с особыми юридическими и социальными установками, Америка считается страной, где царит всеобщая демократия. В подтверждение этому зачастую встречаются такие анекдоты как:
Политическое противостояние между Россией и Америкой также находит свое отражение в анекдотах, где стереотипизируется отрицательное отношение американского этноса к русскому:
Единственный
американец, не имеющий ничего против
нашей необъятной Родины-России - колорадский
жук!
Большое количество анекдотов об американцах как о народе несообразительном, свободолюбивом, а также часто выступающем за ужесточение мер политкорректности, дает возможность сделать вывод, что данные стереотипы широко распространены в сознании русского народа. Следует также заметить, что непрерывное противостояние между Россией и США не остается незамеченным и также находит свое отражение в анекдотах.
2.8. Стереотипные образы американцев в немецких анекдотах
Не только русский народ стереотипизируют свойство американцев как людей недалекого ума. Этот стереотип сильно влияет на восприятие этого народа немцами. Можно пронаблюдать за данной тенденцией анализируя следующие анекдоты:
"Say... what's that beeping noise for?"
"Oh, that's so blind people know when the lights have changed."
"Jeez! We don't let blind people drive in the States!"
What is your
opinion of American civilization?
Ghandi smiled and replied to the American journalist:
I think it would be an excellent idea).
В связи
с небольшим количеством
Выводы по Главе 2
Из всех
проведенных учеными
- как образ государства;
- как
совокупность образов
- как образ «народа». [10]
На основе количества проанализированных юмористичесих рассказов, а именно 115 анекдотов, мы можем определить некоторые стороны, затрагиваемые в процессе стереотипизации в тексте анекдота и конкретно о гетеростереотипах. Данный вид стереотипов был выбран для наиболее точного отображения сознания людей различных этнических групп и их восприятия друг друга. Для работы были выбраны наиболее яркие примеры, выражающие те или иные предубеждения и социально-исторические факторы, сложившиеся в опыт конкретного этноса. Исходя из результатов анализа, можно сказать, что стереотипные образы в различных странах об одном и том же народе зачастую похожи и пересекаются. Однако степень отрицательного коннотативного значения варьируется в зависимости от области, которую затрагивают анекдоты. Наиболее резко и «громко» звучащими можно выделить политические анекдоты, т.к. они зачастую являются искаженным и болезненно воспринимаемым отражением действительности или прошлого. В зависимости от того какие априорные качества приписаны тому или иному народу, строятся стереотипы. Их реализацию также можно найти в большинстве национально-этнических анекдотов.
Заключение
Целью данной работы являлась идентификация и анализ стереотипизированных образов в тексте анекдота с учетом национально-культурных особенностей рассматриваемых народов.
Основываясь на тщательно отобранных и проанализированных анекдотах, можно сделать вывод, что стереотипизированные свойства каждого отдельно взятого этноса в основном уникальны и широко распространены не только на территории одной страны, но и находят свое отражение на территории других народов. Однако каждый стереотип имеет свою коннотативную окраску и контекстуальное значение. Так как в процессе работы были проанализированы исключительно гетеростереотипные анекдоты, можно утверждать, что гетеростереотипы в большинстве своем смежные в анекдотах на разных языках.
Процесс стереотипизации это неотъемлемая часть восприятия одного народа другим. Следовательно, мы не можем рассматривать его с точки зрения исключительно отрицательного или положительного явления. Каждый этнос индивидуален по своей природе и именно это вызывает повышенный интерес к определенным неповторимым его чертам. Таким образом, рождаются стереотипы и свободно проникают в письменный и устный жанр анекдота.
Список использованной литературы
598 с.
16. Руднев В. Прагматика анекдота// Даугава, - Рига, - 1990. - №6. – 99-102 с.
17. Химик В.В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.17-31
18. Шаповалов В. Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность // ОНС: Общественные науки и современность. 2000. № 1 –
51-62 с.
19. Binkley, Robert C. The Common Concept of Public Opinion in the Social Sciences // Social Forces. 1928. - Vol.6.
20. Katz, D., Braly, K. Racial Stereotypes in One Hundred College Students // The Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol 28(3), Oct 1933, 280-290