Поэтика и проблематика поэмы "Двенадцать"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

С одной стороны, борьба двух культур отразилась и в теоретических работах Блока и в его художественном творчестве, а это — при всем их единстве — далеко не тождество: противоречия между творчеством и идейными позициями автора — явление нередкое, и у Блока это особенно остро выражено. А с другой стороны (и это главное), буржуазная культура рассматриваемой эпохи проявлялась чрезвычайно разнообразно. Это был сложный мир различных концепций философии истории, теории государства, эстетики и т. п., часто даже враждовавших друг с другом.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. Поэма А.Блока «Двенадцать» как художественное воплощение революционной эпохи.
1.1. Особенности начала ХХ века как эпохи перемен.
1.2. Концепция революции в мировоззрении поэта.
1.3. История создания поэмы.
ГЛАВА 2. Проблемный узел блоковской поэмы и основные тенденции её рецепция.
2.1. Поэма «Двенадцать» – одно из наиболее амбивалентных и загадочных произведений ХХ века.
2.2. Проблематика поэмы в зеркале советских и современных литературоведческих исследований.
ГЛАВА 3. Поэтика и художественная концепция поэмы А.Блока «Двенадцать».
3.1. Символическая основа текста поэмы.
3.2. Семантические возможности интерпретации образов-символов
«Двенадцати».
3.2.1. Магия чисел поэмы: 12 апостолов, 12 глав, 12 человек
3.2.2. Образы стихий (огня, пожара, метели, ветра) как символы разрушения и перемен.
3.2.3. Образы представителей «старого» мира.
3.2.4. Образы Катьки и Петьки как авторская интерпретация Блоком традиционного сюжета о любви в художественном пространстве поэмы.
3.3. Евангельские мотивы поэмы и проблема финала.
3.4. Глубина контрастов поэмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.

Файлы: 1 файл

Магистерская работа 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Для Блока, как  и для других символистов, характерно представление, что чаемая народная революция — это победа новых  людей и что в прекрасном мире будущего нет места его лирическому  герою и людям, близким ему но социально-психологическому складу.

Вот они далёко,

Весело  плывут.

Только  нас с собою,

Верно, не возьмут!

                                      (Декабрь 1904)

Гражданская лирика была важным шагом в осмыслении мира художником, при этом новое восприятие отразилось не только в стихотворениях с революционной темой, но и на изменении общей позиции поэта.

Дух революционной  эпохи Блок ощутил прежде всего как  антидогматический, догморазрушающий. Не случайно именно в 1903—1906 гг. поэт отдаляется от мистицизма Соловьева и сам определяет новую фазу своей эволюции как «антитезу» по отношению к соловьевской «тезе». Изменяется не только направленность поэтического внимания («голоса миров иных»), но и представление о сущности мира. Поэтическое царство Пре-красной Дамы ощущалось Блоком как вечное и «недвижное» в основах: меняются лишь суетливые дела мирские, а Душа Мира—«в глубинах несмутима». Новый поэтический символ, характеризующий глубинную природу бытия, — «стихия» — возникает в тесной связи с настроениями и взглядами других русских символистов, и прежде всего со взглядами Вячеслава Иванова. «Стихия» воспринимается Блоком с 1904 г. как начало движения, всегдашнего разрушения и созидания, неизменное лишь в своей бесконечной изменчивости. Если контрасты в «Стихах о Прекрасной Даме», при всем их разнообразии, укладывались в платоновскую идею «двоемирия» и составляли в целом царство высокой гармонии, то теперь жизнь предстает как дисгармония, как иррационально сложное и противоречивое явление, как мир множества людей, событий, борьбы:

Есть  лучше и хуже меня, И много людей  и богов, И в каждом — метанье  огня, И в каждом — печаль облаков.

                                 («Есть лучше и хуже меня…»   Сентябрь 1906)

«Стихия» (в  отличие от «Души мира») не может существовать как чистая идея: она неотделима от земных воплощений. Материальная воплощенность «стихийного» мира реализуется в важнейшей для Блока «Нечаянной Радости» теме земной страсти, сменившей мистическое поклонение «Деве, Заре, Купине». Героиня новой лирики, которой восхищен поэт, — не только земная, но и шокирующе «посюсторонняя» женщина. Быть может, эта героиня, как и лирический герой «Нечаянной Радости», когда-то «небо знала». Однако в своем сегодняшнем воплощении—это «падшая звезда» (и «падшая женщина»). Встреча с «ней» происходит «в неосвещенных воротах», в «змеином логовище», в хмельном чаду загородного ресторана. Лирический герой Блока потрясен переживанием бурной земной страсти, дурманящим запахом духов и туманов .

Поэтому в период «Нечаянной Радости» резко и неожиданно меняется общий облик лирики Блока. Здесь большое место занимают стихотворения о городе, о природе, где нет ни образа лирического героя, ни мотивов любви. С другой стороны, полностью меняется характер лирического переживания: вместо рыцарского. поклонения Даме — земная страсть к «многим», к «незнакомке», встреченной в мире большого города. Новый облик любовной темы вызван многими причинами: общемировоззренческими (исчезновение высокой веры в «Деву, Зарю, Купину»), социальными (рост интереса к городской жизни, к «низам» города), биографическими (сложность и драматизм отношений Блока с женой). Мотивы дикой страсти находят вершинное выражение в цикле «Снежная маска» (1907). Не менее ярко «стихия» воплощается и в других дуновениях жизни: в теплоте и прелести «низменной» природы (стихотворения 1904—1905 гг., позже составившие цикл «Пузыри земли»), в опьяняющем водовороте городских событий. «Здесь и теперь» оказывается не только главной темой, но и высшей ценностью блоковской лирики этих лет. В иррациональной дисгармонии вечно движущейся, материально воплощенной «стихии» поэт обнаруживает красоту, силу, страстность, динамизм и праздничность.

Апология «стихий» имела  и еще одну важную особенность. Начав  с интереса к «низшей» природе («Пузыри земли»), Блок постепенно все чаще изображает «людей природы», наделенных притягательными чертами стихии. Не случайно героиня лирики этих лет всегда — прямо или опосредованно — связанная с блоковским поэтическим идеалом, — это зачастую пламенная и страстная дочь народа («Прискакала дикой степью...»). Впоследствии Блок начинает относиться к своему творчеству периода «антитезы» весьма настороженно, порой пронзительно ощущая «бездны», подстерегающие человека на путях пассивной самоотдачи «стихиям».

Блок постоянно ощущает тревожную необходимость искать какие-то новые пути, новые высокие идеалы. И именно эта неуспокоенность, скептическое отношение к универсальному скепсису, напряженные поиски новых ценностей отличают его от внутренне самодовольного декадентства. В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) лирический герой взволнованно вглядывается в прекрасную посетительницу загородного ресторана, тщетно пытается узнать, кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий», или Незнакомка — женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов»? Миг — и герой готов поверить, что перед ним — просто пьяное видение, что «истина в вине» . Но, несмотря на горькую иронию заключительных строк, общий эмоциональный строй стихотворения все же не в утверждении иллюзорности истины, а в сложном сочетании преклонения перед красотой, волнующего чувства тайны жизни и неутолимой потребности ее разгадать.

И медленно, пройдя меж пьяными. Всегда без спутников, одна, Дыша духами в туманами, Она  садится у окна.

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

И странной близостью  закованный, Смотрю за темную вуаль, И  вижу берег очарованный И очарованную  даль.

                                                         («Незнакомка» 24.04.1906.)

Новое мироощущение породило изменения в поэтике. Тяга назад, в гармонический мир Прекрасной Дамы, совмещается в творчестве Блока  этих лет с резкой критикой соловьевского  утопизма и мистики, а влияния  европейского и русского модернизма — с первыми обращениями к реалистической традиции (Достоевский, Гоголь, Л. Толстой).

Разрушение  поэтического мифа о мистической  красоте, спасающей мир, заметно  расшатывает систему блоковских символов Мир предстает теперь перед  лирическим героем как смена хаотических  впечатлений, смысл которых сложен и порою непостижим. Стремление показать сложность мира иногда вызывает нарочитое нагромождение образов, связанных не внутренним сходством, а внешним пространственно-временным соседством.

Стены фабрик, стекла окон, Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон — Все закатом залито.

                                                  ("Город в красные пределы..." 28.06.1904)

Появляются  характерные черты импрессионистической поэтики. Идее сложной «несимметричности» мира соответствует обилие метафор, оксюморонов, полемическое соотнесение образов «Нечаянной Радости» с образами «Стихов о Прекрасной Даме».

В годы революции  отходит в прошлое вера поэта  в «золотой век», в тот «рай», где  жили только двое. Мир «Нечаянной Радости» многолик и многолюден, это царство многообразных персонажей и не связанных друг с другом сюжетов. Блоковской лирике суждено было пройти через этот мир релятивной множественности, прежде чем поэт вновь обрел чувство единства жизни, ее связи с высоким идеалом человечности.

Раздел  странный, опять же без опоры на блоковедение, без единой цитаты, без  упоминания поэмы «Двенадцать», которой  посвящено исследование. Это просто реферирование кусков  из работ  блоковедов без указаний источников.

1.3.  История создания поэмы

Поэма была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота.

Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в  состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную  доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»7 С. 238: Что это за странная программа, в которой такие смены шрифта?

Страшный  шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить  его —призывы к семейному порядку и православию)…

       Сегодня я — гений.

                               — ( 29 января 1918, А.А.Блок, записные  книжки).

Необходимо  очень хорошо представлять себе, в  какой обстановке создавалось это  произведение, совершенно необыкновенное и для Блока, и для всей русской поэзии. Всего два месяца после большевистского переворота, меньше года — после всеобщей эйфории демократической Февральской революции… Резкий душевный подъём и вместе с тем — усталость после двух лет, проведённых на фронте, пронизывающий зимний холод и начинающаяся разруха, расправы и разбой на улицах столицы и — тревога перед наступающими на Петроград немецкими войсками.

«…Я задал вопрос о том, как была написана поэма  Двенадцать, и Александр Александрович  охотно рассказал:

— Поэма  писалась довольно быстро. Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Блок тут же достал черновую рукопись. Я заметил, что в ней мало зачёркнутых строк, а на полях написаны варианты.

— Слова  „Шоколад Миньон жрала“ принадлежат Любови Дмитриевне, — сообщил Блок. — У меня было „Юбкой улицу мела“, а юбки теперь носят короткие».8 С. 210

                                       (Самуил Алянский, «Воспоминания о Блоке»).

3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете эсеров «Знамя труда», а в мае — впервые вышла отдельной книгой. Вот что писал о тонком внутреннем настрое Блока художник Юрий Анненков, первый иллюстратор поэмы «Двенадцать», весьма тесно общавшийся с поэтом именно в этот год.

«…В 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. „Мировой пожар“ казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был „мировой оркестр народной души“. Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. „Ураган, неизменный спутник переворотов“. И снова, и всегда — Музыка. „Музыка“ с большой буквы. „Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра“,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В 1918-ом, повторив, что „дух есть музыка“, Блок говорил, что „революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать“, и заверял интеллигенцию: „Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию“. Эта фраза была ровесницей поэмы „Двенадцать».9 С. 357-358. 

                                          ( Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).

Блок рассказывал, что начал писать «Двенадцать» с  середины, со слов: «Уж я ножичком полосну, полосну!», затем перешёл к началу и единым духом написал почти всё: первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: «Двенадцать (человек и стихотворений)». Из другой пометки видно, что Блок вспомнил и поэму Некрасова об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках.10 С. 510-512.  В записных книжках этого времени Блок пишет: «Барышня за стеной поёт. Сволочь подпевает ей... Это слабая тень, последний отголосок ликования буржуазии». «Жильцы дома продолжают шипеть, трусить и нашёптывать слухи... «Значит, буржуев будут резать?»[10 С. 510-512].  Совершенно в унисон с воспоминаниями Анненкова, написанными в эмиграции спустя почти полвека, в Америке — звучат и слова Блока — о самом себе и о своей поэме „Двенадцать“.

»…В январе 1918-го года я в последний  раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией (с тем звуком органическим, которого он был выразителем всю жизнь), например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы. [9 С. 357-358.] 

                                                 ( Александр Блок, «Поздние статьи»).

В апреле 1920 года Блок добавляет эти слова, полные внутренней борьбы и сомнения: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией...» Тем не менее, через год, в предсмертном бреду Блок требовал от своей жены обещания сжечь и уничтожить все до единого экземпляры поэмы «Двенадцать». Это было напрямую связано с той эволюцией в отношении Блока к революции и большевикам, которую он прошёл после создания поэмы. [11— С. 104.] 

Словно услышав сомнения автора, сразу же после публикации и первых концертов поэма была принята буквально в штыки большинством представителей русской интеллигенции. Многие из бывших обожателей, поклонников, попутчиков и даже друзей Блока просто порвали с ним всякие отношения, что вполне объясняется накалом страстей (особенно в первые зимние месяцы) после Октябрьской Революции большевиков. На одном из митингов, организованных с целью поддержки политических заключённых, жертв большевистского террора, прошедшем под заглавием «Утро о России», Ахматова читала своё старое, печально знаменитое стихотворение «Молитва», в новых условиях получившее ещё более зловещий, мистический оттенок. Выступала она в окружении своих друзей: в том же антибольшевистском концерте танцевала Ольга Судейкина, и играл на рояле Артур Лурье. Блок на это собрание, разумеется, не пошёл. Позже ему рассказали, что публика на этом концерте кричала в его адрес: «Изменник!» [12— С. 223.] 

Информация о работе Поэтика и проблематика поэмы "Двенадцать"