Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 12:23, реферат
Цель работы – исследовать поэтику телесности в повести О. Сомова «Русалка»
Задачи вытекают из цели и конкретизируют ее.
изучить научную литературу по проблеме телесности,
проанализировать специфику телесности в повести «Русалка»,
выяснить, как «телесность» конкретизирует художественный метод писателя.
19 «Поэтическое имя (поэтоним) – имя в художественной литературе, имеющее в языке произведения, кроме номинативной, характеризующую, стилистическую и идеологическую функции. Как правило, относится к категории вымышленных имен, но часто писателем используются реально существующие имена или комбинация тех и других» [Подольская, 1988].
20 а) нейтральные имена, в которых значение основы и фонетическая форма никак не отражает особенности характера и поведения героя, не имеют ассоциаций с его именем: Домби, Копперфильд в романах Ч. Диккенса, Форсайт в саге Л. Голсуорси и др.; б) описательные (характеризующие) имена, основы которых дают прямую или косвенную характеристику их носителей: Дедлюк (от мертвая точка, тупик), Крук (обманщик, плут), Хэдстоун (каменная голова) в произведениях Ч. Диккенса; в) пародийные имена, имеющие ярко-выраженную эмоционально-экспрессивную окраску обычно негативного характера: лорд Будл, лорд Гудл, сэр Дудл, герцог Фудл и др. в «Холодном доме» Ч. Диккенса (ср. перечень имен в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»); г) ассоциативные имена, которые своей зрительной и звуковой формой вызывают у читателя различные ассоциации, уточняющие и углубляющие характеристику персонажей: мисс Флайт (ср. полет) – маленькая, сухонькая старушка, мысли которой порхают, как птицы (Ч. Диккенс «Холодный дом»), мистер Тутс (играть на дудочке) – несерьезный, недалекий богатый недоросль (Ч. Диккенс «Домби и сын») [Щетинин, 196, с. 126–132]. Особую группу составляют «блуждающие» поэтонимы – смысловое содержание их первичного употребления сохраняется и в дальнейшем; ввод таких поэтонимов в новый художественный текст предусматривает и обязательный перенос прежней оценочной содержательности при обязательном появлении каких-то новых характерных признаков [Никонов, 1974, с. 237]. Это поэтонимы-аллюзии, цитаты, реминисценции.
21
См.: [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.takzovut.ru/
22
См.: [Электронный ресурс. Режим доступа:
http://yandex.ru/yandsearch?
23
См.: [Электронный ресурс. Режим доступа: http://znachenie-imen.narod.
24
Потом девушки гадают по этим веникам,
бросая их с крыши бани через плечо: куда
ляжет вершинками, туда и замуж идти; ну
а если по направлению к кладбищу – стало
быть, скоро девице помереть. В этот день
ставят в дверях скотных дворов осиновое
дерево, вырванное с корнем, для предохранения
от ведьм [Электронный ресурс. Режим доступа: http://to-name.ru/names/woman/
25
См.: Электронный ресурс. Режим доступа: http://imena.uaua.info/imya/
26 Далее цитируется по этому изданию.
27 Неслучайно, мать пугает дочь, поздно вернувшуюся из леса: «Мать пожурила ее и пугала дикими зверями и недобрыми людьми» [Сомов, 1984], звери и люди приравнены.
28
[Электронный ресурс. Режим доступа: http://knigaimen.narod.ru/
29
[Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nameinfo.ru/names/?
30 См. о щекотании: «Рассматривая основные характеристики лешего и других лесных демонов в верованиях восточных славян в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» А.Н. Афанасьев пишет, что щекотка изначально связывалась с резкими звуками: “От понятия издавать резкие звуки слово “щекотать” перешло к обозначению того действия, которым они вызываются, и именно к обозночению щекотанья, которым возбуждается громкий, непроизвольный смех» [Афанасьев, 1868, с. 339]. В восточнославянском фольклоре русалки манят людей и щекочут их, пока те не потеряют сознание или не умрут. Малурусское (лоскотуха) и белорусское (казытка) названия русалок говорят о склонности к щекотанию.
31 «Берегись, – говорила ей старушка, сомнительно покачивая головою, – берегись лиходея; он насмеется над тобою, да тебя и покинет. Кто знает, что на душе у иноверца, у католика?.. А и того еще хуже (с нами сила крестная!), если в виде польского пана являлся тебе злой искуситель. Ты знаешь, что у нас в Киеве, за грехи наши, много и колдунов и ведьм. Лукавый всегда охотнее вертится там, где люди ближе к спасенью» [Сомов, 1954]. Лиходей, иноверец, поляк, злой искуситель – именования «чужого».
32
[Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.myfhology.info/
33 Согласно европейской демонологии, «на шабаше ведьм считалось высшим изыском отведать тушку жабы, утонченно приготовленное для подобного праздника» [Федосеенко, 1998, с. 148].
34
См. подробнее: Мифологическая энциклопедия:
Животные в мифологии: Змей, змея. Электронный
ресурс, Режим доступа: http://myfhology.narod.ru/
35
См.: Словарь синонимов ASIS, Тришин, 2010. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.
36
[Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%
37
В народных же поверьях сыч и сова часто
имели негативный смысл, особенно вследствие
того, что они ведут ночной (светобоязнь)
образ жизни, из-за их нелюдимости и необщительности,
бесшумного лета и издаваемых ими специфических
звуков. Сова также может встречаться
в качестве атрибута аллегорических фигур
Ночи и Сна» [http://www.crimeazoo.narod.
38
[Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.megaskop.ru/%D1%81%
39
Отмечая, что «главное для романтика Сомова
– дух народа, выражающийся в его поверьях
и мифологических представлениях», О.Б.
Костылева подчеркивает: «…в его «небылицах»
народные побасенки рассказываются как
бывальщина, не подвергаются скептическому
анализу, предание остается преданием,
хотя и облечено в одежды повествования
литературного» [Петрунина, электронный
ресурс. Режим доступа: http://az.lib.ru/s/somow_o_m/
40 О семантике черного как демонического пишет Н. Дроздов [Дроздов, 2007].
41
Семи́к (Зелёная неделя, Русалочья неделя,
Русалии) – русский
народный праздник весенне-летнего календарного
периода, отмечается в четверг перед Троицей
(седьмой четверг после Пасхи,
откуда и название). Знаменует окончание
весны и начало лета. Считается женским
праздником и совмещается с обрядами «проводов русалок».
Кроме того, включает в себя обряды поминовения
усопших, сливаясь в этом с Троицкой
родительской субботой. Русальная
неделя, или Русалии – это время, когда русалки пребывают
на земле. Считалось, что на Семик, то есть
в июне, когда становится тепло, русалки
появляются на берегах рек, в лесах и рощах
и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка
на ветвях сидит»). В течение всего
периода русалки находятся в непосредственной
близости от человека, так что даже могут
вступать с ним в контакт. С Русалиями
связаны многочисленные запреты и обычаи,
например, повсеместным был запрет на
большие работы, нельзя было ходить в лес
поодиночке, водить туда скот, полоскать
бельё и заниматься шитьём. Один из древних
обычаев, связанных с этим праздником,
– это запрет на купание в реке, особенно
в полдень и в полночь. Существовало поверье,
что русалки утаскивают утопленников
к себе. В Русальную неделю следовало задабривать
русалок – тогда можно было рассчитывать
на их помощь.Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%
42
См.: Электронный ресурс. Режим доступа:
http://flower.wcb.ru/index.
43
В старину всякому сколько-нибудь загадочному
и непонятному явлению приписывалась
волшебная сила. Людей всегда пpивлекала
таинственность этих pастений, загадка
их pазмножения пpи отсутствии цветков.
Папоротник – зеленое растение, которое
не может цвести. Все растения цветут,
а этот нет – значит, оно особенное, отмечено
тайной. Они считались особыми, таинственными
и затаёнными растениями, не похожими
на все остальные. Они вечно что-то скрывали,
росли в полутёмных, сырых, страшноватых
местах и, видимо, хранили в себе какое-то
тайное знание. Так вокруг начинают возникать
легенды о папоротнике, сказания, сказки.
В них – скромный обитатель лесов и наделяет
теми свойствами, которых человек наяву
не наблюдал – папоротник расцветает,
но не просто, а волшебно. См.: Электронный ресурс. Режим доступа:
http://flower.wcb.ru/index.
44
Согласно одной легенде, в том месте, где
упала с утеса прекрасная девушка, возник
чистый источник, а волосы ее превратились
в папоротник. Другие легенды о папоротнике
связывают его возникновение с богиней
любви и красоты Венерой: замечательное
растение выросло из оброненного ею волоса.
Один из видов его так и называется адиантум
– венерин волос. Широко распространённое
предание об огненном цветке папоротника,
который нужно было найти в ночь на Ивана
Купалу, связано с папоротником щитовник
мужской, но и кочедыжник женский так же
получил свою долю в этом древнем ритуале.
Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник
женский считался «надёжным» и сильно
действующим «ведьминским корнем». Рассказывают,
что у крестьян Вологодской области издавна
существовало такое поверье, что если
в ночь на Ивана Купалу найти большой женский
папоротник, терпеливо посидеть около
него, не шевелясь и накрывшись плотной
тканью, то можно узнать все тайны лесных
трав и целебных растений. Якобы, спустя
какое-то время можно будет увидеть в полумраке
не очень тёмной северной ночи, как мимо
папоротника женского пробегут одна за
другой все лечебные травы, каждая назовёт
себя и скажет, от какой болезни помогает.
См. об этом подробнее: [Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.mith.ru/cgi-bin/
45 Корень осоки, носимый с собой – хорошая защита от нечистых помыслов со стороны сильного пола. Цветы же помогают отогнать любовное наваждение, показывая избранника таким, каков он есть на самом деле.
46
Вступая в полемику с М. Журиной, считающей,
что «языческое и христианское в произведениях
Сомова в непримиримом конфликте» [Журина,
2007, с. 17], О.Б. Костылева подчеркивает, что
это «не исчерпывает всей глубины и сложности
демонологиических образов» [Костылева,
http://www.dissercat.com/
47 См. в этом плане замечание Н. Дроздова: «И после “смерти” Горпинка как бы возвращается в лоно природы, которой она и должна принадлежать» [Дроздов, 2007]. Венок из осоки обманчив: осоки похожи на травы, и большинство их растут на болотистых местах и вдоль водоемов. С первого взгляда растения можно спутать со злаками, но есть одна особенность, которая позволяет “узнать их в лицо”, - это трехгранный стебель, ребра которого могут быть острыми или закругленными.
48 Так, мать, схватив Горпинку «за левую руку» руку, втащила ее в свой круг. Обратим внимание на то, что круг неоднозначен: им очерчивают границы своего пространства колдун, потом Фенна, но «круг» присутствует в прядении – «веретено». Мать прядением сама определила судьбу дочери и свою.
49 Так, русалки не заметили исчезновения Горпинки: «Другие, видно, не заметили того на быстром, исступленном бегу своем и, гикая и аукая, пронеслись мимо» [Сомов, 1984].
Информация о работе Поэтика телесности в прозе О. Сомова (повесть «Русалка»)