Понятие лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:24, реферат

Описание работы

Лидерство – это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации саамы эффективным способом.
Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств.

Файлы: 1 файл

ответы к зачету по соц..doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)
 
  1. Понятие лидерства.

Лидерство –  это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы  они работали на достижение целей  организации саамы эффективным  способом.

Лидер влияет на окружающих главным образом по 2м  социально-психологическим каналам: по каналу авторитета, по каналу харизматических свойств. 
 
 

1.Понятие лидерства.

    1. Лидерство так же старо как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Оно существует в неформальных организациях, уличных шайках и массовых демонстрациях. Ж.Блондель считает, что лидерство, по всем своим намерениям и целям, есть признак номер один для любых организаций. «Для того чтобы существовало лидерство, необходимо наличие групп, и везде, где возникают группы, появляется лидерство».

    Понятие лидерства издавна привлекало внимание людей. Правда, до начала ХХ века чаще всего  речь шла о политических лидерах. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидера – власть, искусство управления, или знание законов. Анализируя природу лидерства и опираясь на практику, древнекитайские философы времен Конфуция утверждали: «Те, кто напрягает ум, управляет людьми, а те, кто напрягает мускулы, управляются другими».

    Знаменитая  книга Н. Макиавелли «Государь», написанная в 16 веке, по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиавелли к объяснению феноменов власти и лидерства в деловых организациях.

    Особенно  актуальна проблема лидерства для  современного постсоветского пространства – Беларуси, России и стран ближнего зарубежья. Демократизация этих стран, изменение социально-экономических условий жизни приводит к появлению новых видов групп и группировок, нуждающихся в новых лидерах. Прежнее традиционное руководство претерпевает изменения в новых условиях.

    Происходит  осознание некоторых общественных процессов, которые ранее либо отрицались, либо искажались под влиянием коммунистической идеологии. Это касается, прежде всего, процесса определения своей культурной принадлежности, этнической самобытности. В связи с этим становится очевидной неприемлемость простого заимствования результатов европейско-американской науки (в том числе и по проблеме лидерства) и культуры в целом и для Республики Беларусь, и для России, и для Казахстана, в частности. И не случайно социальные психологи не удовлетворены тем, что 90 % этих исследований проведено именно в европейско-американской культуре, где проживает всего 7 % населения земного шара.

    Понятие "лидерство" традиционно используется в двух смыслах:

    а) в широком (как это принято  в зарубежной психологии) - как процесс  сильного влияния одних членов группы на других, в результате которого некоторые из этих членов занимают центральную позицию в группе, имеют определяющее воздействие на принятие групповых решений и обладают одним или несколькими видами власти;

    б) в узком (как это принято в  отечественной науке), имея в виду процесс выдвижения стихийных лидеров; при этом используется понятие степени легитимности лидера - от минимальной, основанной только на психологической власти (как у стихийных лидеров) до максимальной, поддерживаемой государственными институтами власти (как у назначенных лидеров - руководителей).

    Но  до сих пор однозначного понимания  этого феномена нет. Несмотря на то, что определения лидерства варьируют  в зависимости от теории, в рамках которой дается это определение, в целом сложилось общее восприятие этого феномена как процесса взаимоотношений и взаимовлияний, который направлен на определение и совместное достижение поставленных целей. Между лидером и его последователями устанавливаются конкретные отношения взаимной зависимости. Эти личные контакты характеризуются определенной степенью доверия друг к другу, сбалансированным соотношением влияния друг на друга и добровольностью участия в отношениях лидерства.

    Важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.  

2.Типы лидерства 

    2. Лидерство в классическом варианте рассматривается как особое качество, модель поведения человека или компании, обеспечивающие передовые позиции. Марвин Вайсборд считает, что лидерство является тем механизмом, который удерживает все ячейки (цели, структуры, вознаграждения, вспомогательные механизмы и взаимоотношения) в равновесии.

    Концепция лидерства как системы управления еще не проработана в такой же степени, как концепция менеджмента. Есть лишь общее понимание, разделяемое практически всеми исследователями: лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях организации.

    С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

    - бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

    - социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

    - политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

    Существует  несомненная связь между судьбой  лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

    Современная психология выделяет две разновидности  лидерства: оно бывает формальным и  неформальным.

    Формальное, или управленческое лидерство, представляет собой процесс управления общением и деятельностью членов группы, который реализуется руководителем как представителем легитимной власти на основе правовых отношений и его личностного влияния. Управленческое лидерство предполагает, прежде всего, регуляцию официальных отношений в рамках определенной социальной организации.

    Неформальное  лидерство - это “процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в группах межличностных взаимоотношений на основе восприятия, подражания, эмпатии, самооценки, понимания друг друга и так далее”. Неформальное лидерство обретает конкретные сферы выражения, оформления и регуляции межличностных отношений, носящих неофициальный характер. Неформальное лидерство возникает стихийно, сосредотачивается в микросреде и крепится на неофициальных отношениях членов конкретной группы. Этот вид лидерства довольно сильно зависит от настроений членов группы и многих других факторов, влияющих на изменения отношений внутри группы. Поэтому неформальное лидерство отличается больше нестабильностью, чем формальное. Неформальное лидерство осуществляется вне пределов определенной системы санкций, действующих в отношении руководства и подчиненных, которые есть в управленческом лидерстве. Влияние лидера обусловлен исключительно его личным авторитетом среди членов группы. 
 

3 Особенности управленческого лидерства

    1. Управленческое лидерство - это особые отношения между руководителем организации и подчиненными, в результате которых облегчается или затрудняется выполнение должностных обязанностей каждым из участников взаимоотношений. Эти отношения основаны на добровольном и взаимном признании определенного баланса силы и власти между сотрудниками и подкрепляются способностью каждого из них оказывать влияние на изменение мотивации и целей, эмоций и настроений участников взаимодействия. Компетентность руководителя в вопросах лидерства и лидерский талант - это обязательные условия плодотворной деятельности организации.

    Существование управленческого лидерства обусловлено  особенностями макросреды и развивается в соответствии с потребностями и задачами социальной организации. Оно возникает и функционирует в результате целенаправленной и контролируемой деятельности целой системы социальных организаций и институтов. Сфера деятельности управленческого лидера весьма широка. К ней относятся

  • выдвижение групповых целей и постановка на их основе конкретных задач для каждого члена группы;
  • организация группы и контроль за ее структурой;
  • управление группой по реализации общих целей и задач;
  • поддержание широких официальных и неофициальных контактов с внешней средой;
  • обеспечение необходимых условий для успешного функционирования группы;
  • создание и контроль за социально-психологической атмосферой в группе и развитием межличностных отношений и т.п.

    Отношения управленческого лидерства могут  пронизывать всю организацию, крепко связывая всех ее членов единством видения цели, в контексте которого они понимают суть этого единства и его созидательной силы. Однако оно может существовать в рамках одного из подразделений организации. Управленческое лидерство может иметь место на всех уровнях организационной структуры, на нескольких уровнях или только на одном. В любом случае руководитель воспринимается не только как начальник, но и как лидер, а подчиненные становятся сторонниками своего лидера со всеми вытекающими из этого последствиями. 
 
 
 

4.Модель  управленческого лидерства Юлда. 

    Юлд (Yuld, 1989) предложил концептуальную модель понимания управленческого лидерства (рис.1.). Данная модель рассматривает лидера как ключевую фигуру. Конечный результат лидерства во многом зависит от индивидуальных способностей лидера, его склонностей и других социально-психологических особенностей.  

Личностные  черты лидера:   Управленческие  роли:   Желаемый

результат:

  • Потребности в достижении целей и власти
  • Интеллектуальные способности
  • Коммуникативные навыки
  • Уверенность в себе
 
  • Межличностная
  • Информационная
  • Принятие решений
 
  • Совместная  деятельность
  • Выгода
  • Достижение целей
  • Удовлетворенность работой
  • Обучение организации
         
Ситуационные  переменные:
на  уровне индивида на  уровне организации
  • Статусная власть лидера
  • Мотивация подчиненных
  • Ясность ролей подчиненных
  • Способности подчиненных
  • Ресурсное обеспечение
  • Задание и технологии
  • Организационная структура
  • Внешняя среда
   

    Рис. 1. Концептуальная модель управленческого  лидерства Юлда 

    Е.С. Яхонтова предлагает свою концепцию управленческого лидерства (рис 2.). Предложенная концепция управленческого лидерства исходит из следующих заключений:

  • Только лидер может осуществлять эффективное управленческое лидерство. Для этого ему надо иметь и постоянно развивать особые качества, определяющие индивидуальную эффективность.
  • Эффективность лидерства зависит от способности управленческого лидера управлять и оптимальным способом влиять на индивидов, группы подчиненных, коммуникацию, партнерские отношения, а так же от способности своевременно и эффективно воплощать в жизнь изменения.
  • Всю управленческую работу могут выполнять компетентные менеджеры, которые понимают и последовательно реализуют программу лидера в ежедневной деятельности организации.
 
Организационная культура
 
Эффективный управленческий лидер:

Личностные  черты

Стили лидерства  и влияния

Эффективное управление коммуникацией
Эффективное управление группами:

Групповая динамика

Команды

  Эффективное управление внешними связями:

Партнерство и коалиции

Эффективное управление изменениями
 
 

                      5. Эффективность деятельности лидера и ее оценка.

    1. Эффективность - это действенность, результативность усилий, которые производят благоприятное впечатление на окружающих. Эффективность любой социальной системы, включая организацию, определяется способностью обеспечивать конечный результат собственного функционирования. Эффективность - это оценочное понятие, которое тесно связано со сравнением целей, ожиданий и результатов деятельности. Она также связана со сравнением затраченных ресурсов и конечным результатом.

Информация о работе Понятие лидерства