Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:58, реферат
Писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени - в реальном училище, в Риге - в политехникуме, в Лейпциге - в университете. Получил специальность агронома. Первая его книга - о русском Севере - "В краю непуганых птиц". Главная тема творчества - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Заветная мечта - обрести своего Читателя, который сначала сам "поймёт, а уж потом всем скажет". Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.
Произведения
М.Пришвина в детском чтении.
Писатель Михаил Михайлович При
Первая его книга - о русском
Севере - "В краю непуганых птиц".
Главная тема творчества - человек и природа,
их взаимоотношения и взаимовлияние. Заветная мечта - обрести своего
Читателя, который сначала сам "поймёт, а уж потом всем скажет". Пришвин описывает в своих рассказах не просто
отношение людей к природе, а отношение
их к природе в процессе своего развития,
в процессе переделки своей собственной
человеческой природы. Пришвин никогда не делил своё творчество
на "взрослое" и "детское". "Я
всегда, всю жизнь свою работаю над одной
и той же темой, в которой и детская, и общая
литература сливаются в одно целое",
- утверждал писатель. Есть такое понятие
- лирическая проза. Лирика - это когда
автор вне сюжета, напрямую с читателем
разговаривает. Нам привычней встречать
это в стихах. Но недаром сам Пришвин называл свои пейзажные зарисовки
в несколько строк поэмами. А как ещё назвать
миниатюры вроде этой: "Думал, случайный
ветерок шевельнул старым листом, а это
вылетела первая бабочка. Думал, в глазах
это порябило, а это оказался первый цветок".
И вот ещё: "Лес берегами как руками
развел, и вышла река". Зарисовки Пришвина похожи на японские
танки или хокку, в основе лежит то же пристальное
внимание к миру, вглядывание в цветок,
в круги на воде, в молодые еловые иголки
и ощущение кровного с ними родства. А сколько еще в рассказах Пришвина
наблюдений за листками, грибами, муравьями,
птицами, ветром, зайцами - наблюдений,
полных нежности и сочувствия! Природа
живет, чувствует, играет, тоскует и радуется
- и просится к человеку. Ждет его внимания,
любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный своим
разумом, добрый "сердечной мыслью",
всматривается, вслушивается в нее, любуется,
понимает - и принимает под свою защиту.
Если говорить о восприятии природы Михаилом
Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал
ее двойным зрением: как писатель и как
ученый. У него весьма достоверные и зоркие
наблюдения, у него нет случайных слов
- каждое выверено, взвешено и накрепко
уложено во фразу. Главное действующее
лицо в рассказах Пришвина о природе -
он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник
- искатель слов, точных и поэтических,
искатель правды. Переживания детства
"через посредство охоты" Эта мысль
объясняет, почему так много охотничьих
рассказов, как, впрочем, и других, писатель
адресовал детям. Одностраничный рассказ "Лисичкин
хлеб ", очевидно, важен писателю, его
название вынесено в заголовок цикла,
объединяющего четырнадцать рассказов.
Рассказ этот о силе поэтического слова,
которое простой хлеб преображает в сказочный
и тем делает его желанным. В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: "Чувство природы есть чувство
жизни личной, отражённое в природе: природа
- это я. Труднее всего говорить о себе,
от того так и трудно говорить о природе".В
своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый
образ в его рассказах индивидуален и
красочен.
Звери и птицы у Пришвина "шипят,
гудят, орут, кукуют, свистят, пищат ";
каждый из них по-своему движется. Даже
деревья и растения в пришвинских описаниях
становятся живыми: одуванчики засыпают
по вечерам и просыпаются по утрам ("Золотой
луг"); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб ("Силач");
шепчет лес ("Шёпот в лесу"). Писатель
не только великолепно знает природу,
умеет заметить то, мимо чего люди часто
проходят равнодушно, но и обладает умением
передать поэзию окружающего мира в описаниях,
в сравнениях ("Ель, как дама в концертном
платье до самой земли, а вокруг молоденькие
ёлочки-голоножки"). В природе людей поражают её творческие
силы, вечное обновление жизни, вечное
движение. Постоянное возникновение и
уничтожение, непрерывное движение и изменение
- всё это воспринимается нами как прекрасное
начало.
У детей формируется понятие
о добре и зле, совести и чести.
Так, Пришвин в рассказе "Ёж" очень хорошо описал
свои взаимоотношения с ёжиком, показал,
как с помощью доброго отношения можно
приручить дикого зверька: "Так вот
и устроился у меня жить ёжик. А сейчас
я, как чай пить, непременно его к себе
на стол и то молока ему налью в блюдечко
- выпьет, то булочку дам - съест".
Рассказ "Ребята и утята"
учит маленьких слушателей быть добрыми
и внимательными к живым существам: "И
те же самые шапки, запылённые на дороге
при ловле утят, поднялись в воздух; все
разом закричали ребята: "До свидания,
утята!" "
Также и многие другие эстетические
категории вызревают в процессе общения
с природой. Особенно близкой детям является
идея единства человека и природы. Так
в рассказе "Этажи леса" автор проводит
параллель между людьми и животными. Как
люди живут в многоэтажках на определённом
этаже, так птицы и звери живут на своём
этаже. Но если люди без труда могут спуститься
на другой этаж, поменяв квартиру на другую,
то животные этого никак не могут: "Гаечки
ничего не могли нам ответить, но, самое
главное, не могли понять, что такое случилось,
куда делось дерево, куда исчезли их дети
Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором
находилось гнездо, сломили верх соседней
берёзы и поставили на него наш кусок с
гнездом как раз на такую высоту, на которой
находился разрушенный этаж". Только
тогда гаечки нашли своих птенцов.
Здесь воспитателю важно помнить
о значении книги для детей, о том, как
она должна быть оформлена, какой материал
содержать и какие вопросы решать. Если
книга по-настоящему хороша, то в ней должны
реализовываться познавательные, художественные
и эстетические функции. В рассказе Пришвина "Пиковая Дама"
показаны отношения между курицей и утятами,
которых ей подложили. Для писателя это
явилось интересным предметом для размышления,
психологического анализа поведения курицы.
Также есть у писателя цикл рассказов
- "Рассказы егеря", где егерь беседует
с рассказчиком. Особенно выделяются два
рассказа из этого цикла - "Ёж" и "Гаечки",
где описаны моменты из жизни синиц, а
также наблюдения за ёжиком в квартире
автора. Писатель подробно описывает жизнь
животных - это даёт детям возможность
увидеть животный мир, кроме того, узнать
повадки зверей. В текстах очень часто встречаются моменты,
где автор служит примером в плане бережного
отношения к природе. Его рассказы способны
пробудить и развить те лучшие качества
человека, которые необходимы в жизни.
Читая рассказы, мы расширяем кругозор
детей, получаем реальную информацию,
в которой могут содержаться события,
фактически сходные с ситуациями, которые
могут случиться в реальной жизни. Рассказ позволяет увидеть
характер реального героя, способен разобраться
в мотивах его действий и, что особенно
важно, сделать вывод: следовать его примеру
или нет. Понимание окружающего мира, его
действительности также идёт через рассказ.
Многие свои рассказы Пришвин наделяет долей сказочности, звери у
него "разговаривают", "мыслят",
почти как люди, но очеловечивание в произведениях
писателя никогда не бывает полным, то
есть звери и птицы могут думать, но про
себя, слушать, смотреть, но не выполняют
не свойственных им действий, так как живут
в реальной для них обстановке. В творчестве Михаила Михайловича
Пришвина существуют и рассказы, и повести,
и романы. В детских садах, в основном,
для знакомства детей с природой используют
рассказы писателя и небольшие зарисовки
о природе.
Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы
умеют разговаривать, есть у них свой язык. Это бывает только в сказках?
А вот и нет! "Чудеса не как в сказках
о живой воде и о мёртвой, а настоящие,
как они совершаются везде и всюду, и во
всякую минуту нашей жизни, но только часто
мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не
слышим", - так писатель писал, который
всё знал о природе, понимал её язык. Человек
часть природы. Вырубит он леса, загрязнит
реки и воздух, уничтожит зверей и птиц
- и сам не сможет прожить на мёртвой планете.
Поэтому и обращается Пришвин к детям: "Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами
жизни Для рыбы нужна чистая вода -
будем охранять наши водоёмы. В лесах,
степях, горах разные ценные животные
- будем охранять наши леса, степи и горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю
- лес, степь, горы. А человеку нужна родина.
И охранять природу - значит охранять родину". Книги Пришвина "Лисичкин
хлеб", "В краю дедушки Мазая", "Золотой
луг", - азбука природы. Многому она научит,
многое объяснит. Зимний лес. На снегу следы зверюшек и
птиц. Ничего не сможете вы прочесть по
этим следам, из рассказов Пришвина дети
узнают о белочке, которая доставала свои
запасы, припрятанные на зиму, о лисичке,
которая пробежала к лесной речке водицы
напиться. Есть в лесу и свой доктор - дятел.
Дерево выслушал и "приступил к операции
извлечения червя".Любил Михаил Михайлович
Герои рассказов и повестей
М. М. Пришвина формируют представления
о том, каким должен быть человек и как
он должен относиться к окружающему его
миру.
Анализ произведения «кладовая солнца»
«Кладовая солнца» — сказка-быль.
Вполне реальные дети отправляются во
вполне реальное путешествие — за клюквой. Но им приходится
сталкиваться с одушевленными силами
природы — как благосклонно настроенными,
так и враждебными (волк Серый помещик).
Пришвин — большой знаток и любитель природы.
Он поэтически описывает пробуждение
весенней природы, голоса птиц и зверей,
сливающиеся в единый волшебный хор.
Природа — тоже действующее лицо в сказке-были.
Пришвин очень внимателен к детям. Он с
мягким юмором и большой любовью описывает
двух самостоятельных крестьянских детей,
умеющих справляться с большим хозяйством.
Пришвин в образах брата и сестры утверждает
крестьянскую основательность, любовь
к труду, практическую сметку и умении
бороться с трудностями. Брат и сестра
— вовсе не идеальные, правильные и послушные
детки. Они спорят из-за того, кто из них
главнее. Митраша, чтобы доказать свою
правоту, идет узкой тропкой — и чуть не
погибает в болоте. Настя девочка жадноватая:
увлекшись сбором невиданного урожая
клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые
испытания делают детей умнее и добрее.
Настя отдает всю собранную ягоду детям,
эвакуированным из блокадного Ленинграда.
Название «Кладовая солнца» — это многозначный
образ. «Кладовая солнца» — это не только
торф, который можно использовать как
источник энергии. Это и вся заповедная
северная природа, это и доброе сердце
народа.
Информация о работе Произведения М.Пришвина в детском чтении