Произведения М.Пришвина в детском чтении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени - в реальном училище, в Риге - в политехникуме, в Лейпциге - в университете. Получил специальность агронома. Первая его книга - о русском Севере - "В краю непуганых птиц". Главная тема творчества - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Заветная мечта - обрести своего Читателя, который сначала сам "поймёт, а уж потом всем скажет". Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.

Файлы: 1 файл

швина.docx

— 21.27 Кб (Скачать файл)

Произведения  М.Пришвина в детском чтении. 
Писатель Михаил Михайлович Пришвин родился  (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени - в реальном училище, в Риге - в политехникуме, в Лейпциге - в университете. Получил специальность агронома. 
Первая его книга - о русском Севере -  "В краю непуганых птиц". Главная тема творчества - человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние. Заветная мечта - обрести своего Читателя, который сначала сам "поймёт, а уж потом всем скажет". Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы. Пришвин никогда не делил своё творчество на "взрослое" и "детское". "Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое", - утверждал писатель. Есть такое понятие - лирическая проза. Лирика - это когда автор вне сюжета, напрямую с читателем разговаривает. Нам привычней встречать это в стихах. Но недаром сам Пришвин называл свои пейзажные зарисовки в несколько строк поэмами. А как ещё назвать миниатюры вроде этой: "Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок". И вот ещё: "Лес берегами как руками развел, и вышла река". Зарисовки Пришвина похожи на японские танки или хокку, в основе лежит то же пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства. А сколько еще в рассказах  Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами - наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется - и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный  своим разумом, добрый "сердечной мыслью", всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает - и принимает под свою защиту. Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов - каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства "через посредство охоты" Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям. Одностраничный рассказ "Лисичкин хлеб ", очевидно, важен писателю, его название вынесено в заголовок цикла, объединяющего четырнадцать рассказов. Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным. В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: "Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа - это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе".В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен. 
Звери и птицы у Пришвина "шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат "; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам ("Золотой луг"); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб ("Силач"); шепчет лес ("Шёпот в лесу"). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях ("Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки"). В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение - всё это воспринимается нами как прекрасное начало.  
 У детей формируется понятие о добре и зле, совести и чести. 
Так, Пришвин в  рассказе "Ёж" очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: "Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочку дам - съест". 
Рассказ "Ребята и утята" учит маленьких слушателей быть добрыми и внимательными к живым существам: "И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: "До свидания, утята!" "  
Также и многие другие эстетические категории вызревают в процессе общения с природой. Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе "Этажи леса" автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спуститься на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: "Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж". Только тогда гаечки нашли своих птенцов. 
Здесь воспитателю важно помнить о значении книги для детей, о том, как она должна быть оформлена, какой материал содержать и какие вопросы решать. Если книга по-настоящему хороша, то в ней должны реализовываться познавательные, художественные и эстетические функции. В рассказе Пришвина "Пиковая Дама" показаны отношения между курицей и утятами, которых ей подложили. Для писателя это явилось интересным предметом для размышления, психологического анализа поведения курицы. Также есть у писателя цикл рассказов - "Рассказы егеря", где егерь беседует с рассказчиком. Особенно выделяются два рассказа из этого цикла - "Ёж" и "Гаечки", где описаны моменты из жизни синиц, а также наблюдения за ёжиком в квартире автора. Писатель подробно описывает жизнь животных - это даёт детям возможность увидеть животный мир, кроме того, узнать повадки зверей. В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Рассказ позволяет увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет. Понимание окружающего мира, его действительности также идёт через рассказ. Многие свои рассказы Пришвин наделяет долей сказочности, звери у него "разговаривают", "мыслят", почти как люди, но очеловечивание в произведениях писателя никогда не бывает полным, то есть звери и птицы могут думать, но про себя, слушать, смотреть, но не выполняют не свойственных им действий, так как живут в реальной для них обстановке. В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах, в основном, для знакомства детей с природой используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе. 
Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы умеют разговаривать, есть у них свой язык. Это бывает только в сказках? А вот и нет! "Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши - не слышим", - так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц - и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни  Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы. 
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину". Книги Пришвина "Лисичкин хлеб", "В краю дедушки Мазая", "Золотой луг", - азбука природы. Многому она научит, многое объяснит. Зимний лес. На снегу следы зверюшек и птиц. Ничего не сможете вы прочесть по этим следам, из  рассказов  Пришвина  дети  узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной речке водицы напиться. Есть в лесу и свой доктор - дятел. Дерево выслушал и "приступил к операции извлечения червя".Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями: "Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался", - писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина. Например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин "поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными" на лжеца. Такими должны быть все дети, именно этого хотел писатель, придумывая рассказ. В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе. А также через ознакомление детей с его произведениями мы даем детям природоведческие знания, которые способствуют формированию у детей бережного отношения к окружающему миру. Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно по этому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми. 
Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Анализ произведения «кладовая  солнца»

«Кладовая солнца» — сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие — за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы — как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик). Пришвин — большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор. 
Природа — тоже действующее лицо в сказке-были. Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умении бороться с трудностями. Брат и сестра — вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее. Митраша, чтобы доказать свою правоту, идет узкой тропкой — и чуть не погибает в болоте. Настя девочка жадноватая: увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. Настя отдает всю собранную ягоду детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда. 
Название «Кладовая солнца» — это многозначный образ. «Кладовая солнца» — это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа.


Информация о работе Произведения М.Пришвина в детском чтении