Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:11, реферат
Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес.
Министерство культуры Республики Беларусь
УО "Белорусский государственный университет культуры и искусств"
Кафедра театрального творчества
Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова
Дипломная работа
студентки 515 гр. ФТБК и СИ
Янукович Натальи
Научный руководитель
кандидат культурологии,
доцент В.В.Сащеко
Художественный руководитель
курса доцент В.В.Сащеко
Минск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес. В них, так или иначе, проявляется мировоззрение большого художника, создателя "Вишневого сада", "Чайки", "Трех сестер".
Обращение автора данной работы к одноактной пьесе-шутке А.П.Чехова "Предложение" продиктовано не только учебным интересом. Безусловно, работа над произведением дает возможность молодому режиссеру прикоснуться к чеховскому миропониманию в пределах "малой формы", подготовить его к серьезным, солидным пьесам русского классика.
Первые впечатления от пьесы у меня были самые яркие, очень понравились персонажи, их характеры, специфическая речь. Сама ситуация, в которой находятся персонажи, очень смешная, так как все они хотят одного и того же, но из-за своих характеров и подходов к делу не могут объясниться. С самых первых минут прочтения пьеса будила мою фантазию и горячее желание взяться за работу. Искрометный юмор ситуации чрезвычайно увлек меня еще и тем, что... в главной героине я увидела саму себя. На мой взгляд, это пьеса идеально подходит для студенческой работы, так как персонажи здесь прописаны ярко, автор дает простор для актерской и режиссерской фантазии. Я часто вспоминаю слова нашего художественного руководителя: "Нужно брать для работы тот материал, мимо которого ты не можешь пройти". Именно таким для меня материалом и оказалась пьеса "Предложение".
Чеховский водевиль актуален для современного зрителя как формой (непринужденность и доступность), так и содержанием, вращающимся около извечной проблемы человеческих взаимоотношений. Автор, врачеватель человеческих душ, не дает готового "рецепта", – он лишь фокусирует наше внимание на некоторых симптомах и заставляет вместе с собой посмеяться над ними. В каком бы веке мы не жили, – человеческая природа, увы, не меняется. Мы также как и чеховские герои готовы ссориться по пустякам, тем самым разрушая возможность подлинного человеческого общения.
Дипломная работа основана на методе К.С.Станиславского, методических открытиях В.И.Немировича-Данченко, а также методологии режиссерской школы Г.А.Товстоногова.
Целью работы является создание режиссерского постановочного плана спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова.
Задачи:
Антон Павлович Чехов – насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию – вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
Чехов вошел в литературу в трудное время 80-тых годов прошлого века. 80-тые годы являются одним из наиболее сложных и противоречивых периодов в общественном развитии России. Злейшая реакция, откровенный террор и беспощадное подавление свободной мысли, осуществлявшиеся царским самодержавием, пропаганда либерально-буржуазной публицистической "мудрости" и "прелести" мещанско-обывательского мирного и тихого существования создавали в стране гнетущую обстановку, которая воспринималась как трагическое крушение идей русского освободительного движения. К демократическому крылу литературы 80-тых годов, к писателям, которые стремились своим творчеством пробудить и совесть молодого поколения принадлежал и А.П.Чехов [4, с. 639].
Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров – Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
Любовь к сценическому искусству зародилась у Чехова рано. Пожалуй, самые яркие впечатления гимназических лет, сыгравшие огромную роль в пробуждении у будущего писателя творческих стремлений, были связаны с театром. Гимназист Чехов был одним из наиболее ревностных молодых театралов Таганрога. Унаследовав музыкальность от отца – большого любителя пения, он хорошо знал музыкальную жизнь города. Пробудившаяся в детские годы любовь Чехова к музыке останется на всю жизнь и, как справедливо пишет М. Семенова, "отзовется в его писательской работе: в настойчивых поисках "музыкальности композиции", во внимание к ритму, к звучанию каждого слова" [3, с. 53].
Так же как великий Гоголь, Чехов не только очень любил театр, но и впервые проявил свое творческое дарование, как актер. По воспоминаниям членов семьи и школьных приятелей, Антоша был неистощим на смешные импровизации. Он придумывал комические сценки и с успехом разыгрывал их с братьями. В сюжетах этих произведений мы без труда можем увидеть зародыши будущих юмористических рассказов и пародий Чехова 80-тых годов "Хирургия", "Экзамен на чин" и т.д.
Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 – 1885 гг.).
В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова – "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, – ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина – все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу "Остров Сахалин" (1893 – 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № 6". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др. В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.
В последние
годы писатель был занят
Основные темы творчества А.П.Чехова – идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная "смиренность" перед пошлостью жизни других. Чуждый абстрактному морализаторству Чехов считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них [6, с. 166-167].
Особенности драматических образов:
Художественные особенности драматургии А.П.Чехова.
Чеховский водевиль.
Глубокое новаторство Чехова-водевилиста состояло в следующем:
Отмеченные особенности чеховского водевиля позволяют выявить важнейшие для нас особенности мировоззрение автора. Серьезное отношение к веселому смеху – это способ отношения к жизни и одна из сторон мироощущения А.П.Чехова. Жизненная позиция писателя: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", – объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности.[7, с. 376]
Композиционные принципы и особенности водевилей.
А.П.Чехов сформулировал положение, которым он руководствовался при написании водевилей:
Информация о работе Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова