Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:11, реферат

Описание работы

Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Yanukovich.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Республики Беларусь

УО "Белорусский государственный университет культуры и искусств"

Кафедра театрального творчества

 

 

 

 

 

Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова

 

 

 

Дипломная работа

студентки 515 гр. ФТБК и СИ

Янукович Натальи

 

Научный руководитель

кандидат культурологии,

доцент В.В.Сащеко

 

Художественный руководитель

курса доцент В.В.Сащеко

 

 

 

 

Минск 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.

Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию  его зрелых пьес. В них, так или иначе, проявляется мировоззрение большого художника, создателя "Вишневого сада", "Чайки", "Трех сестер".

Обращение автора данной работы к одноактной пьесе-шутке А.П.Чехова "Предложение"  продиктовано не только учебным интересом. Безусловно, работа над произведением дает возможность молодому  режиссеру прикоснуться к чеховскому миропониманию в пределах "малой формы", подготовить  его к серьезным, солидным  пьесам русского классика.

Первые впечатления от пьесы у меня были самые яркие, очень понравились персонажи, их характеры, специфическая речь. Сама ситуация, в которой находятся персонажи, очень смешная, так как все они хотят одного и того же, но из-за своих характеров и подходов к делу не могут объясниться. С самых первых минут прочтения пьеса будила мою фантазию и горячее желание взяться за работу. Искрометный юмор ситуации чрезвычайно увлек меня еще и тем, что... в главной героине я увидела саму себя. На мой взгляд, это пьеса  идеально подходит для студенческой работы, так как персонажи здесь прописаны ярко, автор дает простор для актерской и режиссерской фантазии. Я часто вспоминаю слова нашего художественного руководителя: "Нужно брать для работы тот материал, мимо которого ты не можешь пройти". Именно таким для меня материалом и оказалась пьеса "Предложение".

Чеховский водевиль актуален для современного зрителя как формой (непринужденность и доступность), так и содержанием, вращающимся около извечной проблемы человеческих взаимоотношений. Автор, врачеватель человеческих душ, не дает готового "рецепта", – он лишь фокусирует наше внимание на некоторых симптомах и заставляет вместе с собой посмеяться над ними. В каком бы веке мы не жили, – человеческая природа, увы, не меняется. Мы также как и чеховские герои готовы ссориться по пустякам, тем самым разрушая возможность подлинного человеческого общения.

Дипломная работа основана на методе К.С.Станиславского, методических открытиях В.И.Немировича-Данченко, а также методологии режиссерской школы Г.А.Товстоногова.

Целью работы является создание режиссерского постановочного плана спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова.

Задачи:

  • исследовать жизнь и творчество драматурга А.П.Чехова;
  • выявить специфику мировоззрения А.П.Чехова, суть его творчества;
  • выявить особенности водевилей А.П.Чехова;
  • провести анализ пьесы "Предложения" в контексте творчества драматурга;
  • осуществить режиссерский анализ пьесы;
  • разработать режиссерский замысел спектакля.

 

ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ОБ АВТОРЕ

 

 

Антон Павлович Чехов – насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию – вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.

Чехов вошел в литературу в трудное время 80-тых годов прошлого века. 80-тые годы являются одним из наиболее сложных и противоречивых периодов в общественном развитии России. Злейшая реакция, откровенный террор и беспощадное подавление свободной мысли, осуществлявшиеся царским самодержавием, пропаганда либерально-буржуазной публицистической "мудрости" и "прелести" мещанско-обывательского мирного и тихого существования создавали в стране гнетущую обстановку, которая воспринималась как трагическое крушение идей русского освободительного движения. К демократическому крылу литературы 80-тых годов, к писателям, которые стремились своим творчеством пробудить  и совесть молодого поколения принадлежал и А.П.Чехов [4, с. 639].

Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.

В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров – Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.

Любовь к сценическому искусству зародилась у Чехова рано. Пожалуй, самые яркие впечатления гимназических лет, сыгравшие огромную роль в пробуждении у будущего писателя творческих стремлений, были связаны с театром. Гимназист Чехов был одним из наиболее ревностных молодых театралов Таганрога. Унаследовав музыкальность от отца – большого любителя пения, он хорошо знал музыкальную жизнь города. Пробудившаяся в детские годы любовь Чехова к музыке останется на всю жизнь и, как справедливо пишет М. Семенова, "отзовется в его писательской работе: в настойчивых поисках "музыкальности композиции", во внимание к ритму, к звучанию каждого слова" [3, с. 53].

Так же как  великий Гоголь, Чехов не только очень любил театр, но и впервые проявил свое творческое дарование, как актер. По воспоминаниям членов семьи и школьных приятелей, Антоша был неистощим на  смешные импровизации. Он придумывал комические сценки и с успехом разыгрывал их с братьями. В сюжетах этих произведений мы без труда можем увидеть зародыши будущих юмористических рассказов и пародий Чехова 80-тых годов "Хирургия", "Экзамен на чин" и т.д.

Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 – 1885 гг.).

В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова – "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, – ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина – все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу "Остров Сахалин" (1893 – 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № 6". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др. В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.

 В последние  годы писатель был занят подготовкой  своего собрания сочинений, вышедшего  двумя изданиями (1899 – 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса. В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

Основные темы творчества А.П.Чехова – идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная "смиренность" перед пошлостью жизни других. Чуждый абстрактному морализаторству Чехов считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них [6, с. 166-167].

Особенности драматических образов:

  1. Главный герой Чехова – рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами.
  2. Героями чеховских драматических миниатюр всегда являются не условные маски, а представители определенной социальной среды, наделенные индивидуальными чертами человеческого характера, – живые человеческие индивидуальности.
  3. У Чехова нет "не стреляющих ружей", нет необязательного участника [6, с. 173].

Художественные особенности драматургии А.П.Чехова.

  1. Стремление к правде жизни, более того, к правде быта, действительно нашедшее яркое отражение в театре Чехова, явилось дальнейшим закономерным развитием реалистических традиций русской драматургии.
  2. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия.
  3. Отсутствие борьбы между действующими лицами естественно в пьесах Чехова, так как источником  несчастья героев оказывается не воля представителей той или иной враждебной силы,  а сама повседневная жизнь в бесконечном многообразии ее будничного проявления [6, с. 167].
  4. Важнейшей особенностью чеховской драматургии, является постоянная внутренняя погруженность его героев, постоянная их сосредоточенность на своих мыслях и переживаниях.
  5. Чехов-драматург вошел в историю русского и мирового театра как смелый новатор, создавший новый вид драматического искусства – "Лирическую комедию" ("Вишневый сад", "Дядя Ваня").
  6. Для героев чеховских пьес характерна неудовлетворенность своим существованием.
  7. Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося на рубеже веков в России общественного пробуждения.
  8. В 1900-е годы, в период наступления нового общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие "здоровой и сильной" бури, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе [3, с. 383]. Существенно изменяется само понимание героического: на смену героизму одиночек идет недовольство всех. Именно на этих общественных "дрожжах", на новой исторической почве и вырастает "новая чеховская драма" со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.

Чеховский водевиль.

Глубокое новаторство Чехова-водевилиста состояло в следующем:

  • Драматург стремился решительно порвать с традиционными представлениями о водевильном жанре в духе бездумной комедии-шутки.
  • В своих водевилях драматург шел значительно дальше простой шутки, стремясь вывести водевиль за обязательные рамки комедии в собственном смысле этого слова. Так, в письме 14 октября 1888 года он пишет: "Между большой пьесой и одноактной разница только количественная. Напишите и вы потихоньку водевиль…"
  • Чехов стремился приобщить водевиль к большой русской литературе, подхватывал и продолжал борьбу против традиционной театральной условности, в том числе и условности жанровой.
  • Принципиальное отличие чеховских одноактных пьес от всех разновидностей современного водевиля состоит в том, что они являются не комедиями положения, а комедиями характеров.
  • Парадоксальная особенность комического в водевиле – его одномоментная трагичность. Трагизм чеховского водевиля заключался не во внешних событиях, они были только забавны, а в ощущении нелепости и бессмысленности самой жизни.
  • В водевилях мелкие разногласия осложняют основное противоречие одноактной шутки и создают дополнительный конфликт столкновения. Несогласие и противоречия могут быть несерьезны и незначительны, но участники тратят  на их разрешение массу энергии, и это несоответствие между причиной спора и затраченной энергией заставляет смеяться, следовательно, многоконфликтность утверждает пьесу как шутку [8, с. 151].

Отмеченные особенности чеховского водевиля позволяют выявить важнейшие для нас особенности мировоззрение автора. Серьезное отношение к веселому смеху – это способ отношения к жизни и одна из сторон мироощущения А.П.Чехова. Жизненная позиция писателя: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", – объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности.[7, с. 376]

Композиционные принципы и особенности водевилей.

А.П.Чехов сформулировал положение, которым он руководствовался при написании водевилей:

  • Сплошная путаница;
  • Каждая "рожа" должна быть характером;
  • Отсутствие длинны нот (Движущей силой развития служат диалоги, построенные на коротких репликах. Нет ощущения затянутости и однообразия. Действие развивается интенсивно с быстрой сменой "кадров");
  • Непрерывность движения;
  • Анекдотическая основа – отличительная черта в сравнении со старым водевилем. Место анекдота меняется, он не причина конфликта, а скорее его следствие.

Информация о работе Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова