Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:11, реферат

Описание работы

Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Yanukovich.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Основное стремление Чехова сделать драму идейной, обобщенной характеристикой жизни наблюдаемой среды и всей эпохи привело к созданию им новой драматической формы, к построению драматического действия новыми методами. В центре внимания драматургии Чехова стоит судьба не отдельно взятой личности, а более или менее однородной социальной группы, какого-то коллектива лиц. Чеховская драма в последних своих образцах, как "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Вишневый сад", не имеет единого героя, но слагается из ряда "жизней", имеющих сходные или же различные между собой черты психологические и бытовые, но одинаково важные для трактовки основной темы пьесы. В этом смысле драма Чехова – "безгероична", коллективна. Драмы Чехова необычайно действенны внутренней своей динамикой, внутренним эмоциональным своим развитием, внутренним движением, – внешний же статический ход его драм как бы знаменует тот застойный, замедленный, без "событий" и видимых глазу потрясений темп жизни, который был свойствен усадебно-поместному и интеллигентско-городскому быту. Все эти черты прослеживаются уже в водевилях автора.

Драмам Чехова в сильнейшей степени присуще сценическое "обаяние", особая человеческая притягательность, всепокрывающая душевность.

Такой путь Чехова-драматурга властно диктовался жизнью, раскрывалась ему все шире и глубже, которая звала к решению все более сложных общественных и социальных проблем.

 

ГЛАВА 2 РЕЖИССЕРСКИЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ

 

 

2.1 Пьеса "Предложение" в контексте истории

Творчество А.П.Чехова можно разделить на два периода – ранний до Сахалина и поздний после Сахалина. До Сахалина – это писатель-юморист Чехонте, после – А.П. Чехов. Про раннего Чехова можно сказать, что он прост, как жизнь, про позднего – что он, как жизнь сложен [7, с. 152]. Пьеса "Предложение" была написана до Сахалина в октябре 1888 г. и впервые поставлена в Петербурге Столичным артистическим кружком 12 апреля 1889 г. 22 мая 1889 г. К этому времени старый водевиль утратил куплеты и превратился  в маленькую комедию, сохранившую, однако, свои родовые признаки, что и позволило Чехову не отказываться от первоначального названия. В "Предложении",  обнаружена и заострена исходная коллизия его драматургии. Постоянный у Чехова мотив несостоящегося брачного предложения возникает уже в его ранних юмористических рассказах, а завершается  в "Вишневом саде" загадочной прощальной сценой Лопахина и Вари. Ситуация несостоявшегося любовного признания  в "Вишневом саде" выглядит непонятной, истинный смысл ее едва сквозит, а в юмористических рассказах, предваряющих  водевиль "Предложение", и в самом водевиле – открыт самому неискушенному восприятию. Комедийный накал  в водевилях Чехова сходом времени не снижается, насмешка становится все более острой, прицельной и беспощадной, обращаясь на вечного его врага-пошлость, ничем кроме быта и пустоты не обремененную. Две силы противоборствуют в его пьесах: тонкие, интеллигентные люди и пошлая обыденность; интеллигентных людей в водевилях нет – одна обыденность. Через пошлость показана многовековая, глубоко укоренившаяся Россия, но и новая Россия – новая цивилизация, приверженная материальной и бытовой стихии жизни [3, с. 55]. Дворянская и крестьянская жизнь, описанная русскими писателями, протекала в соответствии с издавна установившимся бытом и традициями, которые нельзя было нарушать. Так по традиции того времени девушка должна была выйти замуж в 16-17 лет, самое позднее 18. Считалось, что если в этом возрасте девушка не выходит замуж, то она старая дева и всю оставшуюся жизнь будет жить с родителями или одна. Двадцатипятилетняя Наталья Степановна, думает, что ее сосед, торжественно одетый во фрачную пару, явился к ней, чтобы сделать ей предложение руки и сердца, но он начинает издалека ей что-то рассказыватьи она понимает его не правильно, думая что он пришел отвоевывать ее землю и между ними разгорается спор. В чеховских водевилях высмеиваются пошлые люди, не способные соблюсти искони принятый между людьми ритуал торжественного или лирического общения, – и сам ритуал, потерявший всякий смысл, пустой и фальшивый. В "Предложении" герой сватается не потому, что влюблен, а потому, что ему тридцать пять лет  и он нуждается в правильной регулярной жизни.

Первые чеховские водевили представляют собой пародию на канонические ситуации усадебной тургеневской литературы. "Предложение" может  быть разыграно в декорациях "Рудина" или "Месяц в деревне", но тургеневская дама занята здесь лущением гороха. В этом водевиле пародируются традиционные реалии  дворянского быта и дворянской литературы. Чехову писал  А.Н.Плещеев: "Читал я в "Новом времени "Предложение". Это ужасно смешно, и на сцене будет гораздо забавнее "Медведя". Нельзя без хохота читать.

У водевилей была счастливая театральная судьба, они с успехом шли на столичных и провинциальных сценах. Не смотря на то, что "Предложение" заканчивается поцелуем молодых, благополучная развязка здесь не что иное, как пародия на традиционную концовку водевиля [1, с. 47].

 

2.2 Фабула, сюжетный рассказ, композиция пьесы

Фабула. Помещичья усадьба. Сосед Чубукова Ломов приходит просить руки дочери Натальи Степановны, но между ними разгорается отвлеченный спор, который доходит до скандала. Жениха, так и не сделавшего предложения, выгоняют. Чубуков говорит дочери, что Ломов приходил просить ее руки. Девушка, узнав об этом, приказывает вернуть жениха. Жених возвращается, но вновь разгорается скандал, в финале которого Чубуков с трудом благословляет брак.

Сюжетный рассказ. Помещичья усадьба. Наталья Степановна, помещица двадцати пяти лет, ждет не дождется, когда ее возьмут замуж. И вот наконец-то в один из дней, приезжает к ним Ломов, их сосед, который частенько у них бывает! Он приезжает, взволнованный и робкий, во фраке и в перчатках. На этот раз герой, и в самом деле, собирается сделать предложение, но вместо лирической сцены разгорается скандал.

Ссорятся попусту, бескорыстно, из-за собак и земли, которая после свадьбы станет общая. Наталья Степановна, расценивает сложившуюся ситуацию, как оскорбление и объявляет войну своему соседу. После долгих выяснений и скандалов, жениха выгоняют, после чего Чубуков, отец Натальи Степановны, говорит истинную цель визита Ломова. Девушка приходит в шок, ведь она понимает, что это был для нее последний шанс выйти замуж, который она упустила и тут же приказывает вернуть жениха. Ломов возвращается, а Наталья Степановна всячески искупить вину перед ним, но не тут-то было! Не проходит и пяти минут, как между ними разгорается скандал, в финале которого Чубуков с трудом благословляет брак.

Композиционное построение основывается на прямом – линейном – развитии сюжета. По большому счету сюжет основан на 6 событиях: приезд Ломова к Чубуковым, предложение Ломова, первая ссора Ломова и Натальи Степановны, попытка примирения, вторая ссора, объявление брака. Приезд мы можем отнести к экспозиции, предложение – к завязке действия, первую ссору и попытку примирения – к развитию действия, вторую ссору – к кульминации, а объявление брака – к развязке. Однако уже в самой композиции пьесы заложен комизм: по следованию событий (которые определяют фабулу) в пьесе можно выявить элементы детективной композиции, когда экспозиция затягивается на довольно продолжительное время, а герои постоянно вынуждены обращаться к началу и пытаться восстановить изначальный ход событий и намерений. Так, приезд Ломова и его истинные намерения никак не могут осуществиться, и герои все время вынуждены обращаться к началу, чтобы решить проблему.

 

 

2.3 Предлагаемые обстоятельства пьесы

Август, жара. Действие происходит в помещичьей усадьбе утром  в гостиной. Важно учитывать, что в конце 19 в. женщины начинают бороться за свободу и независимость, за равные права в мужчинами. Последствия этого движения мы можем увидеть и в пьесе, ведь Наталья Степановна сама распоряжается усадьбой, делает то, что хочет и никто ей не указ: "Погода великолепная, а вчера такой дождь был, что рабочие весь день ничего не делали. Вы сколько копен накосили? Я, представьте, сжадничала и скосила весь луг, а теперь сама не рада, боюсь, как бы мое сено не сгнило. Лучше было бы подождать".

Наталья Степановна 25-ти летняя женщина с очень сложным, властным характером. Она очень хочет  замуж и ждет  своего принца, но предложение ни от кого не поступает, и она  полностью погружается в домашние хлопоты, чтобы отвлечь и увлечь себя. Однако своими увлечениями и хлопотами она не дает спокойной жизни своему отцу, постоянно отчитывая его за любую провинность. Отец очень обеспокоен, что его любимая дочка в двадцатипятилетнем возрасте еще не замужем, ведь он ощущает ее сложный характер на себе и не может смириться с тем, что так будет всегда. Когда он видит Ломова у себя в гостиной во фраке и перчатках, то воодушевляется, ведь он для него последняя надежда выдать дочь замуж: "Голубушка, кого вижу! Иван Васильевич! Весьма рад! (Пожимает руку.) Вот именно сюрприз, мамочка… Как поживаете?"

 Ломов, судя по всему, частенько бывал у них в гостях и от него ждут предложение, но он почему-то его никак не может  решиться и сделать его. Во время разговора с Ломовым, Чубуков хочет услышить только одно – слова предложения: "Ах, да не размазывайте, мамочка! Говорите сразу! Ну?" И когда наконец Ломов решается и произносит волшебные слова, Чубуков от радости плачет: "Голубушка моя… Я так рад и прочее… Вот именно и тому подобное. (Обнимает и целует.) Давно желал. Это было моим всегдашним желанием. (Пускает слезу.) И всегда я любил вас, ангел мой, как родного сына. Дай бог вам обоим совет и любовь и прочее, а я весьма желал… Что же я стою, как болван? Опешил от радости, совсем опешил! Ох, я от души… Пойду позову Наташу и тому подобное".

Для Ломова же (здорового, упитанного, но очень мнительного помещика) самое сложное – произнести слова предложения, ведь когда он произнесет их, то у него больше не будет его привычной жизни, и он уговаривает себя, решиться на это не потому, что он любит Наталью Степановну, а потому, что по правилам жизни в тридцать пять лет у мужчины должна быть "правильная, регулярная жизнь".

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в доме Ломова и доме Чубукова царит атмосфера "Нависшего в воздухе брака".

Ломов хочет соответствовать ритуалу, одевает фрак и белые перчатки, просит руки у отца невесты, старается мужественно держаться, но натура побеждает  – ритуал проваливается, и вместо объяснения в любви он скандалит из-за собак и лугов. Это еще раз подчеркивает, что даже в незаурядной интимной ситуации герои ведут себя соответственно навыкам, заимствованным из пошлой повседневности [6, с. 400].

 

2.4 Идейно-тематический анализ пьесы

Проблема

Склонность героя и героини "Предложения" к противоречиям, их отважная, простодушная, чуть ли не феодальная амбициозность перебарывает желание соединить свои судьбы. Каждый из этих двоих мешает другому и себе самому – действует себе во вред, только чтобы последнее слова оказалось за ним.

Как часто в жизни мы ведем себя точно так же, не обращая внимание ни на что, кроме себя и своего мнения. Даже когда ты знаешь, что ты  не прав, в минуты спора ты не можешь остановится и признать свою неправоту. В тебя вселяется "бес противоречия" и управляет тобой. Побороть этого "беса" очень сложно, т.к. это требует глубокого критического отношения к самому себе. Анекдотическая нелепость в чеховской одноактной пьесе обнажает проблему нелепых амбиций и неспособности уступить другому во имя общего блага.

Тема

Как часто в жизни мы заостряем свое внимание на мелочах и не замечаем главного. Герои  "Предложении" ссорятся попусту из-за угодий и собак, которые после свадьбы станут общим достоянием. Жених и невеста ведут себя наперекор своим намерениям. Их намерения – одно, а натура – другое, и натура над намерениями берет верх.

Герой является с визитом, чтобы говорить о своих планах, героиня с нетерпением ждет жениха, но стоит им заговорить, как они ссорятся  из-за  Воловьих Лужков и достоинств их собак. Водевильные персонажи не подозревают за собой своих истинных качеств.

Персонажи водевилей сражаются запальчиво и самозабвенно – как подобает настоящим драматическим героям, демонстрируя публике отличный аппетит к жизни и темперамент гладиаторов, но за всем этим они не замечают главного – как мелочи могут разрушить жизнь – это можно определить как тему пьесы.

Конфликт

В основу своих одноактных пьес Чехов кладет бытовой факт, окрашенный в анекдотические тона. Герои комичны в своем желании казаться не тем, что они представляют в действительности. Чехов-водевилист изображает жизнь, которая не имеет права именоваться жизнью, и этим выражает свое неприятие окружающего мира. Даже в сценках, где, казалось бы, нет видимых противоречий, участники вступают в спор с невидимым противником – жизнью и обстоятельствами. Постоянные несогласия, столкновения по любому поводу составляют содержание то и дело вспыхивающих конфликтов. Мелкие разногласия осложняют основное противоречие и создают дополнительные конфликты-столкновения. Благодаря им, зритель получает более полное представление о персонажах сценки, а их разнообразие приводит к ряду комических эпизодов.

В "Предложении" осмеяно человеческое бытие, которое слилось с повседневностью и стало бытом. Герои пьесы, даже когда хотят казаться благородными и интеллигентными, не могут преодолеть свою "бытовую" природу, которая выявляет их истинную суть. Поэтому основной конфликт пьесы – между благими устремлениями и неспособностью преодолеть свои амбиции, свою склочную природу.

Идея

Идею пьесы можно определить следующим образом: чем больше человек потакает своим привычным страстям, амбициям, желаниям, тем стремительнее он удаляется от своего же счастья. Даже самые прекрасные и благородные устремления, столкнувшись с оборонительной крепостью из дурных привычек, склонностей, амбиций и тщеславия, не сломят этой стены.

Сквозное действие

Все герои хотят одного и того же – свадьбы, поэтому сначала пытаются уйти от конфликта и мягко уличить противника в неправоте. Они стараются "держать себя в границах", но у них это не получается из-за "беса противоречия", который в них вселился и не дает прийти к согласию. Поэтому сквозное действие можно определить как "борьба с бесом противоречия".

 

2.5 Жанр и стиль пьесы

А.П.Чехов определил жанр своей пьесы, как "шутка в одном действии". Среди драматургического наследия Чехова значительное место занимают его одноактные пьесы, которые часто называют пьесами-шутками, и которые правильнее было бы называть чеховским водевилем.

В целом водевиль чеховской поры делится в основном на две разновидности: миниатюрная комедия-шутка и комическая сценка. Комедия шутка, в подавляющем большинстве случаев, – это любовный водевиль, ни в какой мере не затрагивавший ни вопросов морали, ни тем более вопросов общественной жизни. В такой комедии, комедии положений, не нужны жизненные реалистические характеры, поэтому они и застывают в устойчивые маски [1, с. 44]. Понятно, что при таком построении водевиля все оказывается чистой условностью – и среда, и социальное положение действующих лиц, и само место действия. Другим типом водевиля – комическая сценка – в отличии от комедии-шутки лишена динамического действия, статична, чаще всего не имеет ни внутреннего логического начала, ни завершения. Это жанровые сцены, воспроизводящие внешние признаки быта и бытовые типажи. Разновидностью этих сценок были сценки-монологи (рассказ героя), пьесы-сценки (образ рассказчика или рассказчицы)

А.П.Чехов не продолжает традиции этого водевиля, а разрушает их, выдвигает свое представление о водевильном жанре. Одноактные "шутки" драматурга отличаются новаторскими для своего времени, присущими только А.П.Чехову стилевыми особенностями.

Информация о работе Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова