Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:11, реферат
Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес.
Очевидной основой действия спектакля является абсурдный и нелепый спор. Преодоление надуманных противоречий между людьми, нелепых амбиций и во имя общего благополучия – очень сложная проблема, которую хотелось бы затронуть в спектакле. Для решения этой проблемы люди должный научиться глубоко анализировать свое поведение, свои решения, поступки. К сожалению, люди часто находят этой проблеме самое простое решение – уйти от нее и сослаться на свой взрывной темперамент, плохое настроение или невозможность идти на компромисс (что в нашей жизни и происходит чаще всего). Мы спорим друг с другом очень часто беспричинно, отстаивая во что бы то ни стало право последнего слова. Как говорил Декарт, "в большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит". И только тогда, когда мы начинаем осознавать последствия спора, замечать его разрушительную силу, мы пытаемся что-то изменить. Мы потому и не любим конфликты, что они заставляют нас посмотреть на себя без прикрас, заставляют задуматься над своим поведением и отказаться от своих привычек. Ведь увидеть самого себя и попытаться что-то изменить ради другого человека – это самое трудное задание, с которым справляются немногие. Поэтому сверхзадачу спектакля (под которой Г.А.Товстоногов понимает "идею произведения, обращенную в сегодняшнее время" [25]) я определяю как безобидную и легкую игру со зрителем, в результате которой он незаметно для самого себя сможет спроецировать происходящую на сцене нелепую ситуацию на свою жизнь, увидеть себя в зеркале конфликта амбиций героев спектакля.
Анализ предлагаемых обстоятельств позволяет сделать вывод, что все они пронизаны единым сквозным действием – борьбой с "бесом противоречии". Все герои хотят одного и того же – свадьбы, поэтому сначала пытаются уйти от конфликта и всего лишь мягко уличить противника в неправоте. Но конфликт обостряется, действие накаляется и мягкость переходит в визг, согласие становится недостижимым. В пьесе мы можем выявить следующий событийный ряд:
К.С.Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Г.А.Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий: исходное, основное, центральное, финальное и главное событие.
Постановка спектакля иногда требует от режиссера некоторой корректировки событий, данных в пьесе. В первую очередь, видится необходимым ввести в спектакль затактовое исходное событие, создать завязку спектакля. Согласно Г.А.Товстоногову исходное событие – своеобразный эмоциональный "зачин" спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды – океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах [12]. Этим эмоциональным зачином спектакля "Предложение" становится обстоятельство "нависший в воздухе брак".
Таким образом, исходное событие спектакля "Нависший в воздухе брак" призвано окунуть нас в эмоциональное энергетическое поле спектакля. Что ярче всего характеризует наэлектризованность подобной атмосферы (и во многом дает заявку на характеры героев, намекает на истинную причину проблемы)? На мой взгляд, это постоянный нескончаемый скандал, царящий в доме Чубуковых. "Стародевичество" часто проявляется в немотивированной "колючести" и жесткости "дев", и Наталья Степановна не исключение. Поэтому спектакль я предполагаю начать с изнуряющего конфликта и ругани отца и дочери – Натальи Степановны и Степана Степановича Чубуковых.
Событие "Несостоявшееся предложение" будет основным, так как в нем начинается борьба по сквозному действию с "бесом противоречия" и в силу вступает ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы – противоречивость характеров.
Событие "Отрезвляющая новость" будет центральным, так как это высший пик борьбы по сквозному действию, это момент, когда Наталья Степановна узнает истинную цель визита и меняет линию своего поведения.
Событие "Обморок или Мнимое примирение" будет финальным, так как в нем кончается борьба по сквозному действию, Ломов не может больше спорить и доказывать свою правоту, он падает в обморок от ужаса сложившейся ситуации, ведь его язык говорил помимо его воли и сказал так много всего ненужного, а самого главного не сказал.
Событие "Семейное счастье" будет главным, так как здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства. Мы узнаем о том, что стало с ним, изменилось оно или осталось прежним.
Задачи персонажей.
Задача Чубукова: выяснить цель визита Ломова.
Задача Ломова: заручиться поддержкой Чубукова в предложении брака. Ломов парадоксальным образом ищет помощи в Чубукове для того, чтобы произнести сами слова предложения. Для него это очень сложно, ведь это решающий шаг в его жизни. Ситуация осложняется тем, что от Ломова, судя по всему, предложения ждут очень давно.
Задача Ломова: убедить себя жениться, подготовить себя к тому, чтобы сделать новый решительный шаг – предложить руку и сердце самой Наталье Степановне.
Задача Натальи Степановны: раскрыть истинные намерения Ломова, ведь он никогда не приходил к ним в таком виде, да еще в поведении его много странного. Он волнуется, постоянно пьет воду, заикается и начинает свой рассказ издалека. Когда Ломов говорит про лужки, происходит ошибка: Наталья Степановна делает вывод, что он пришел не к ней, а отвоевывать ее землю.
Задача Ломова: избежать возможных упреков со стороны Натальи Степановны за то, что он так долго не решался на предложение. Ведь предложения от него ждут очень давно, он это понимает. Поэтому Ломову трудно сразу сделать предложение, и он подготавливает себя и Наталью Степановну, начинает издалека, приводя массу аргументов на близость их родов, тем самым намекая ей на предложение руки и сердца.
Задача Чубукова: успокоить дочь.
Задача Натальи Степановны: заставить отца вернуть Ломова.
Задача Натальи Степановны: усмирить своего "беса противоречий", предотвратить возможность новой ссоры.
Задача Ломова: попытаться уступить в споре.
Задача Чубукова: держать оборону семьи, он всегда настороже – как флюгер ловит настроения своей дочери. В то же время он стремится к тому, чтобы брак Ломова и дочери состоялся.
Задача Чубукова: Удерживая сторону дочери, попробовать помирить "влюбленных". Он в этой ситуации не хочет остаться в проигрыше, поэтому стремится сделать так, чтоб было "и нашим и вашим", и старается одновременно защитить достоинство дочери и всего их рода, а также позаботиться об устройстве ее замужества.
Задача Натальи Степановны: подтолкнуть Ломова к тому, чтобы он сделал предложение немедленно.
Задача Ломова: постараться сгладить последствия скандала с помощью игры "в беспамятство".
Ломов и Наталья Степановна делают последнюю безуспешную попытку удержать в себе "беса противоречия". Чубуков стремится перекрыть скандал, пытается переключить внимания жениха и невесты на свадьбу.
Герои спектакля в споре часто уклоняются от основной темы, вспоминают о множестве других вещей, непосредственного отношения к их намерениям не имеющих. Столкновения между героями Чехов строит так, что они не идут вразрез с характерами, а помогают увидеть участников в разнообразных ситуациях и прийти к пониманию глубины типа. Ломов и Чубуковы в споре раскрываются с новых сторон. Помимо страсти к спору, их поведение определяется тем, что они помещики, однако не похожи друг на друга, каждый из них – хозяин, владелец земли и собак. Возьмем для начала Чубукова. Чубуков, измученный своей 25-ти летней дочерью, хочет побыстрее устроить ее жизнь, чтобы его жизнь стала спокойнее ("Женитесь вы поскорей и тому подобное, она согласна! Благословляю вас и прочее, только оставьте вы меня в покое!"). Также он постоянно пытается выступить в качестве примирителя между дочерью и Ломовым, но бес противоречия вселяется и в него. Он всегда и во всем пытается всем угодить. Зерно его характера я определили как "подщипанный индюк". Под этим образом я подразумеваю человека, которого постоянно "подщиповают", подсмеиваются над ним и в чем-то упрекают. В его адрес всегда летят колкости и недовольства, из-за которых он становится дерганный и ворчеливый. Я сравнила его с индюком, так как ему, как и этим домашним птицам, присущ неуживчивый характер, манерность и ворчание только тогда, когда их тронешь или издашь в их адрес какой-то звук. Вот так и Чубуков, как индюк, ходит и ворчит себе под нос с недовольным видом, когда дочь высказывает ему свои недовольства.
Наталья Степановна Чубукова (25 лет, "отличная хозяйка, недурна, образована", как характеризует ее отец) очень гордая, капризная и принципиальная. Ее зерно я определила как "пороховая бочка". Это женщина сама для себя очень опасна, она не может контролировать все то, что она делает и что говорит в возбужденном состоянии. Она ходит по лезвию ножа и боится соскочить, постоянно находится во взрывоопасной для себя ситуации из-за дурного характера. Пытаясь себя успокоить, она тем самым еще больше накручивает себя, и ее злость и возмущение нарастают все больше и больше, и при малейшем вздохе она может лопнуть или взорваться, что она, в принципе и делает.
Ломов Иван Васильевич (35 лет, "сосед Чубукова, здоровый, упитанный, но очень мнительный человек" – так характеризует его Чехов. Зерно его характера – "слизняк-ипохондрик". Слизняк, потому что он такой же скользкий, медлительный сильно вытянут в длину, способный быстро изменять форму и мнение. А ипохондрик, потому что находиться постоянном беспокойствия по поводу своего возраста и здоровья, жалуется и всегда озабочен своим физическим здоровьем, воспринимает свои обычные ощущения за ненормальные и рассматривает их, как угрозу жизни!
Жанр пьесы "Предложение" – любовный водевиль или шутка в одном действии. Я определила жанр своего спектакля как "комедийное трио в абсурдных тонах". Сама ситуация в пьесе очень смешная и нелепая. Чехов весело смеется над комическими чертами провинциальных помещиков – их вздорностью, склонностью к сутяжничеству (ведь Ломов приходит для того, чтобы сделать предложение, а сам ввязывается в бессмысленный спор, Наталья Степановна мечтает выйти замуж за Ломова, а сама его же оскорбляет и унижает, Чубуков мечтает выдать дочку замуж за Ломова, но выгоняет его из дома). Это уникальное трио двух мужчин и одной женщины. "Спектакль на три голоса" рассказывает нам об одном желании трех людей, которые не могут существовать в дружном ансамбле из-за своей вздорности. Но именно эта вздорность и противоречивость добавляет красок и индивидуальности каждому из них, создавая тем самым яркий контраст между героями. Чем дальше заходит разговор, тем больше герои повышают тон друг на друга, забывая о манерах и социальном статусе. Ситуация достигает пика абсурда. Если исходить из понимания абсурда (от лат. "нестройный, нелепый") как явления нелогичного, нелепого, глупого, противоречащего здравому смыслу, то развивающийся в спектакле конфликт глубоко абсурден.
В "Предложении" сама мысль о семейном счастье героев кажется смешной, она словно изнутри взрывается раздирающим их "бесом противоречия". Страсть всех персонажей к спорам, взаимным оскорблениям сильнее сердечной любви и мечты о браке.
Художественный образ спектакля создается при помощи многих компонентов. Кроме видения его режиссером и художником, в решении сценографического образа участвуют обязательно и актеры, принимающие участие в постановке. Это необходимо для того, чтобы актеры чувствовали себя комфортно в предлагаемых обстоятельствах не только предложенных драматургом, но и в реально созданных декорациях, костюмах, предметах интерьера. Вот именно поэтому художественным образом своего спектакля я выбрала генеалогическое древо, которое должно быть фоном всего действия и помогать актерам в игре. Оно находится в центре сценической площадки, у его корней изображен родоначальник рода Чубуковых, на стволе представители основной линии рода Чубуковых, а на ветвях различные родословные линии, и эти линии пересекались с семейством Ломовых. Поэтому в самом верху древа – два пустых места для фотографии будущих потомков рода. Чубуков мечтал, что на этой фотографии окажется его дочь и Ломов. На протяжении всего спектакля актеры обращались к нему то в качестве свидетеля, то за советом, то с жалобами на жизнь и на окружающие обстоятельства.
Информация о работе Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова