Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:11, реферат

Описание работы

Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Yanukovich.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Сценическая площадка должна быть оформлена, как гостиная. Мебель и планировка в гостиной подобраны в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами пьесы "большого круга" (термин Г.А.Товстоногова), а именно, помещичья усадьба конца 19-го века. В левом углу стоит круглый стол, накрытый белой кружевной скатертью. На столе стоит кувшин и два стакана для воды. В правой части сцены стоит диван с розово-белой накидкой и розовыми подушечками. На сцене возле дивана висят фотографии рода Чубуковых в форме генеалогического древа. Вверху абажур белого цвета, который в финальной сцене должен спуститься и превратиться в свадебный букет для Ломова и фату для Натальи Степановны. Важно отметить, что сценографическое решение моего спектакля достаточно скупое, поскольку основной акцент я делаю на актерскую игру.

 

3.7 Музыкально-шумовое и световое оформление спектакля

В силу того, что спектакль основан на одноактной пьесе, его сценическое время небольшое. Поэтому не может быть значительного разнообразия в музыкально-шумовом и световом оформлении. Избыток музыки и света в коротком спектакле может даже помешать. Поэтому моей задачей было выбрать скупые средства, которые подчеркнут мой замысел и игру актеров.

 Спектакль начинается с неприятного пилящего звука, что символизирует постоянное нытье, упреки и недовольство дочери в адрес отца о ее плохой жизни. Эти звуки вызывают дискомфорт не только и Чубукова, который появляется под их сопровождение, но и у самих зрителей: можно понять, как чувствует себя и изведенный дочерью Чубуков, мечтающий выдать ее замуж.

В самом начале спектакля  свет приглушенный,  для того, чтобы создать мрачную, угнетающую атмосферу. Вверху под потолком висит абажур, который то загорается, то потухает на протяжении всего спектакля, – как и надежда Чубукова пристроить свою двадцатипятилетнюю "дочурку". В предпоследней кульминационной сцене спектакля – сцене обморока Ломова – абажур загорается на полную мощность, свет на площадке делается очень ярким. У всех замирает дыхание – жив Ломов или "погиб в неравном бою"? Несколько секунд в момент обморока Ломова на сцене царит "гробовая тишина". Свет тускнеет, в этом проявляется умирающая мечта Натальи Степановны выйти замуж и обреченность  Чубукова  жить со своей незамужней дочкой. Но когда Ломов делает первый вздох и произносит слово, сразу включается свадебный марш Мендельсона, постепенно свет на площадке становиться ярким, для того, чтоб подчеркнуть момент возможного рождения новой семьи и новой жизни для всех героев, но на последнем споре между ними, зритель  слышит, как звук марша переходит в точно такой же пилящий звук, как в начале спектакля, между героями начинается ссора, свет убирается, затемнение.

 

3.8 Воплощение замысла: распределение  ролей

Известная в театре истина: от верного распределения ролей зависит успех будущего спектакля. Поэтому распределение ролей – это очень важный момент в работе над спектаклем, здесь главное не ошибиться в выборе актеров. У режиссера есть две дороги в подборке актеров. Первая дорога – это когда человек совпадает внешне и внутренне с ролью, когда с первой репетиции он почти уже готов сыграть спектакль и найти тысячу находок для образа, так как он ему очень знаком. И вторая дорого – это дать роль на сопротивление, чтоб актер сам ее понял, нашел свои краски, попробовал себя в другом, не свойственном для него ракурсе. Когда я думала, кого выбрать на роль Чубукова, то я решила пойти по первому пути и предложить ее студенту пятого курса кафедры театрального творчества Апановичу Сергею, который на мой взгляд очень совпадает по внутреннему миру с Чубуковым. Все годы обучения он хотел, чтобы мы его не трогали, чтоб все от него отстали и дали ему спокойно поспать, он мечтал о том, чтобы поскорее закончить университет и пойти в вольное плавание. Когда я смотрела на него со стороны в те моменты, когда его отчитывали за опоздание или невыполненное задание, то я видела персонажа из пьесы "Предложение", а именно-Чубукова, мне казалось, что ему там даже играть ничего не придется, только себя показать в этих моментах – и уже будет абсолютное попадание в роль. Поэтому роль отца Натальи Степановны и досталась ему.

Роль мнительного Ломова досталась Антону Макуха. Мне кажется, что это актер, с одной стороны, совпадает "фактурой" с героем, а с другой, эта роль немного на сопротивление. Антон немного мнительный человек, у него есть страсть к спорам и справедливости, – он напоминает главного героя. Но в отличие от Ломова, с решительностью у Антона проблем никогда не было, и ему пришлось понять и ощутить на себе, что значит быть нерешительным и где-то боязливым человекам. Когда мы на первом курсе делали задания по режиссуре, то он вел себя как Ломов, а я как Наталья Степановна. Мы могли доказывать друг-другу элементарные веще, которые на тот момент были абсолютно не важны, лишь бы последнее слова оказалось за нами. А еще Антон,  так же как и Ломов, очень обидчивый человек, и часто его обиды возникают "на ровном месте". Понаблюдав за ним и его работами в течение трех лет, я сделала вывод, что для Антона эта роль очень важна, так как он способный артист, который подходит на эту роль; он с удовольствием работает на сценической площадке, "купается" в том, что делает, наслаждается нахождением на сцене и заражает своей игрой окружающих. Окончательно я поняла, что роль достанется ему после того, когда Антон рассказал мне один случай из жизни. Он рассказывал его точно так же – с тем же темпераментом и комизмом, – как это должно быть и у Ломова. Это окончательно определило мой выбор актера на роль.

Роль Натальи Степановны досталась мне. Когда я прочла эту пьесу, то мне показалось, что Чехов ее для меня написал, так много у меня общего с этой героиней, и я просто не смогла отдать ее кому-то другому. На мой взгляд, это прямое попадание в мой характер и в мою актерскую природу, сочетающую в себе такие качества характера как упрямство, целеустремленность, капризность, кокетство и властность. Однако тот факт, что я очень хорошо понимала главную героиню и находила в ней много общего с собой,от этого сыграть роль Натальи Степановны было для меня сложно. Нужно было сыграть другого человека, оставаясь собой, погрузить себя в конец XIХ в.и найти ей другие краски, другую манеру поведения, другие реакции, что было  для меня очень сложно. Однако когда эти краски находились, и не только у меня, то мы с Сергеем и Антоном получали неописуемое удовольствие от игры.

 

3.9 Использование режиссерских средств выразительности в работе по воплощению замысла спектакля

Организация сценической атмосферы и решение пространства.

По определению А.Д.Попова, атмосфера – это "воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей". Это как бы материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи и др. В самом начале спектакля "Предложение" в атмосфере царит напряжение. И это напряженную, наэлектризованную атмосферу важно задать с самого начала, с первой сцены спектакля. Ведь исходное событие недаром определено как "Нависший в воздухе брак". Это событие тяжелое, вызывающее дискомфорт в жизни всех героев спектакля. И эта атмосфера "нависшего брака" задается с самого начала – режиссерского зачина спектакля.

 Изначально, когда зритель зайдет в зал и посмотрит на сцену, то увидит вычурно-розовую комнату, свет приглушенный. Но вот мы слышим какофоничный неприятный звук скрипки (возникает образ женщины, "пилящей" своими нотациями), и появляется Чубуков в домашнем халате. Музыкальный фон не дает ему покоя. Он очень дерганный, суетливый, в каком-то возмущении, недовольстве. Чубуков постоянно вытирается платком, потому что ему жарко, плохо, он изведен  своей дочерью и мечтает поскорее выдать ее замуж, чтоб вздохнуть спокойно. Чубуков затыкает себе уши. Вверху над ним висит абажур, который по действию спектакля то загорается, то потухает, как его надежда пристроить свою двадцатипятилетнюю "дочурку". И эта атмосфера напряжения будет так или иначе динамично развиваться в спектакля: от самых напряженных моментов, когда вот-вот желаемое осуществится, до резких взрывов и "скачков" напряжения.

Физическое самочувствие героев.

Физическое состояние Чубукова с самого начала пьесы можно определить как "изможденный, изведенный дочерью отец". Он очень обеспокоен этим вопросом, ведь дочке 25 лет, а она еще не пристроена. Ломов часто к ним ходит, но не решается на серьезный шаг, и Чубуков боится, что его дочь с "ангельским характером" останется жить с ним до конца дней своих, ведь с ее боевым характером она возьмет  бразды правления в свои руки и не даст ему спокойно жить. Это могут подтвердить слова из пьесы: "О, что за комиссия, создатель быть взрослой дочери отцом! Зарежусь! Обязательно зарежусь!" "Голубушка моя…Я так рад и прочее…Вот именно и тому подобное (обнимает и целует.) Давно желал. Это было моим всегдашним желанием. (Пускает слезу) Опешил от радости".

Физическое состояние Ломова можно определить как "нервный  жених". Это состояние у него будет в событии "Официальный визит" и перейдет в событие "Сорванное предложение", но градус его волнения повысится. За "нервозностью" у него стоит страх получить отказ, затянувшееся решение женитьбы, неудовлетворение своей жизнью, но самое страшным для него является решение сделать предложение дочке Ломова, ведь вся сложность  заключается  в слабости навыков самоконтроля, которые у него  нарушаются в непривычной обстановке. Это можно подтвердить словами из пьесы:

"– Видите ли, Уважаемый Степаныч…виноват, Степан Уважаемыч…то есть я ужасно волнуюсь, как изволите видеть…Одним словом…"

"– Брр!..Холодно! Наталья Степановна отличная хозяйка, недурна, образована…чего же мне еще нужно? Однако у меня начинается от волнения шум в ушах".

Ломов пытается начать делать предложение Наталье Степановне  издалека, чтобы все было ясно и понятно, чтобы к нему не было никаких упреков, и этим он успокаивает себя:

"– Видите ли, уважаемая Наталья Степановна…Дело в том, что я решился просить вас выслушать меня…Конечно, вы удивитесь и даже рассердитесь, но я…(в сторону) Ужасно холодно!"

Градус его волнения начинает расти, когда он понимает, что цель его визита срывается и все пошло не так, как хотелось.

Физическое состояние Натальи Степановны  в основном событии "Сорванное предложение" можно определить в начале сцены как "кокетливый флирт". Когда она выходит к Ломову, то начинает оправдываться, что выглядит неподобающим образом. Но как только она приводит себя в порядок, то пытается поразить Ломова своими способностями общения, комплиментами и старается поддержать интересную беседу с потенциальным женихом:

"– Извините, я в фартуке и неглиже…Мы горошек чистим для сушки. Между прочим вы похорошели…"

Основными  компонентами, которые выбирает Наталья Степановна для "кокетливого флирта" являются: выдержка, способность владеть собой и кокетливая легкая улыбка, которую она без страха дарит Ломову, чтобы привлечь  его. Делает вид, что для нее это привычная манера общения. Она ждет признания в любви и предложения руки и сердца. Когда Ломов говорит про лужки, происходит ошибка: Наталья Степановна делает вывод, что он пришел не к ней, а отвоевывать ее землю и состояние ее меняется. Она чувствует себя оскорбленной, униженной женщиной, которая пыталась понравиться, а ее отвергли.

Физическое состояние Ломова  в событии "Судейское фиаско" можно определить как "состояние крайнего возмущения". Его возмущает сложившаяся ситуация и он пытается все объяснить Чубукову и  переманить его на свою сторону:

"– Да помилуйте, Степан Степанович, откуда они ваши? Будьте хоть вы рассудительным человеком! Бабушка моей тетушки отдала Лужки во временное безвозмездное пользование крестьянам вашего дедушки".

Но Чубуков оказался не таким уязвимым и не подыграл Ломову:

"– Позвольте драгоценный!...Вы забываете, что Лужки были спорным  и прочее…А теперь всякая собака знает, что они мои! "

Ломов находится в такой ситуации, когда кажется что все против тебя и ты бросаешься в крайности от возмущенной несправедливости:

"– Я не понимаю! Какое вы имеете право дарить чужую собственность? Вы меня за дурака  считаете  и смеетесь надо мной! Так хорошие соседи не поступают! Вы не сосед, а узурпатор!"

Физическое состояние Чубукова в событии "Судейское фиаско" можно определить как  состояние "разочарованного недовольства".

Когда Чубуков слышит крики, он прибегает в комнату  и видит там совсем не то, что он ожидал. Ведь все начиналось так хорошо, наконец-то его дочурку заберут от него – а тут спор! Чубуков  очень недоволен ситуацией, поведением Ломова, обстоятельствами. Он сначала пытается решить ситуацию мирным путем. Но потом терпение его лопается, и он ныряет в яростный спор!

Физическое состояние Натальи Степановны  в событии "Судейское фиаско" можно определить как:  состояние "яростного протеста".  Ее протест обращен к Ломову, цель которого, как она поняла – забрать их Лужки. Она решительно заявляет, что не согласна с ним и что Лужков не отдаст. Она объявляет ему войну и готова идти до конца.

В событии "Отрезвляющая новость"  Наталья Степановна огорошена, потрясена, неожиданной новостью и кардинально  меняет тактику поведения. Узнав об истинных намерениях Ломова, Наталья Степановна теряет способность двигаться и исступленно приказывает вернуть жениха:

Информация о работе Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова