Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:11, реферат

Описание работы

Едва ли слово "водевиль" сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому "предку оперетты". Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями "легковесными", уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап "инструментального" освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес.

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Yanukovich.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

В водевилях Чехова стереотипы поведения обычно соотносятся со штампами старой сценичности, отличающейся правдоподобием "внешним", но не "внутренним". Отсюда парадоксальность концовок водевилей Чехова. Читатель или зритель, привыкший к определенному сюжетному стереотипу, вдруг сталкивается с его нарушением. Так, в пьесе "Предложение" Ломов во фрачной паре является к Наталье Степановне, чтобы сделать "предложение". Сама ситуация настраивает читателя на привычный лад, и тем неожиданнее оказывается развязка, когда они начинаю спорить из-за собак и лужков [6, с. 172].

Борьба человеческого естества c пошлостью навязанного шаблона и является выражением внутреннего конфликта во многих чеховских произведениях.

Глубокое новаторство Чехова-водевилиста состояло в том, что он стремился решительно порвать с традиционными представлением о водевильном жанре в духе комедии-шутки. Он шел значительно дальше, стремясь вывести водевиль за обязательные рамки комедии в собственном смысле этого слова. Принципиальное отличие чеховских одноактных пьес от всех разновидностей современного водевиля, в том, что они являются не комедиями положений, а комедиями характеров. Писатель часто наделяет персонажей излюбленными словечками и выражениями: высказывания "вот именно, мамочка", "тому подобное" у Чубукова в "Предложении" не случайны, т.к. каждая "рожа должна быть характером и говорить своим языком". Термин "рожа" тут не случаен. Он  означает, что автор должен выделить основные черты характера, стремиться к их заострению, то есть идти по линии художественного преувеличения, которое должно лишь подчеркивать основное, типическое в данном образе.

В отличие от большинства водевилистов эпохи, А. П. Чехов – автор одноактных комедий – смотрит на создание веселой комедии, как на серьезное дело. Серьезное отношение к веселому смеху – это способ отражения жизни и одна из сторон мироощущения писателя [1, с. 301].

Еще одна из отличительных особенностей пьесы-шутки, не претендующая на серьезность, – ее анекдотическая основа. В сравнении с традиционным водевилем, место и значение анекдота в чеховской пьесе меняется: он не причина конфликта, а скорее, его следствие. Кроме того, он помогает раскрыть противоречия внешнего вида и поведения героя (к примеру, обморок Ломова в "Предложении") и тем самым обнажает черты конфликта, участвует в создании образа "перевернутого мира".

Принципиально новой делает Чехов основу конфликта маленькой пьески: несерьезные водевильные противоречия приобретают смысл и значимость  и становятся средством характеристики участников, а "мелочи" дополняют содержание конфликта, заставляют зрителя поверить в него.

Итак, конфликты  в традиционном водевиле сознательно суживают изображение жизни, Чехов же благодаря конфликту получает возможность представить полнее и разностороннее участников сценки и изображаемую жизнь.

Отмеченные особенности чеховского водевиля позволяют выявить важнейшие для нас особенности мировоззрение автора. Серьезное отношение к веселому смеху – это способ отношения к жизни и одна из сторон мироощущения А.П.Чехова. Жизненная позиция писателя: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", – объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности [7, с. 376].

Итак, в пьесе "Предложение" мы можем выявить основные принципы, используемые А.П.Чеховым при создание водевилей (которые и создают неповторимый авторский стиль его одноактных пьес):

  • Сплошная путаница (в "Предложении" путаница возникает с самого начала в неверном истолковании намерений Ломова);
  • Каждая "рожа" должна быть характером ("Предложение" является комедией характеров, каждый персонаж прописан с невероятной психологической точностью, которая ярко проявляется в их речи);
  • Отсутствие длинны нот (в "Предложении" нет ощущения затянутости и однообразия: действие развивается интенсивно с быстрой сменой "кадров");
  • Анекдотическая основа (в "Предложении" место анекдота меняется: он не причина конфликта, а скорее его следствие).

 

2.6 Анализ характеров в пьесе

Чехов наделяет каждого участника относительно сложной гаммой чувств, делая разносторонним их характер. Узнаванию персонажа помогают  "мелочи". Возьмем для начала Степана Степановича Чубукова. Гостеприимный помещик, любящий отец и хороший хозяин, – но это только на первый взгляд. Проанализировав происходящие события в пьесе и диалоги между персонажами, я могу предположить, что все не так просто. После смерти своей жены ("Всем известно, что покойная жена вас била!") воспитание дочки осталось на его плечах, и ему трудно с ней приходилось, так как раньше он был под властью своей жены, а теперь стал под власть дочки, а Наталья Степановна была похожа на свою мать. Поэтому он и подталкивает Ломова, чтобы тот сделал предложение его дочери, так как Ломов для него последняя надежда, его спасательный круг ("Голубушка моя…Давно желал. Это было моим всегдашним желанием. И всегда я  любил вас, ангел мой, как родного сына"). Он  во всем пытается  угодить Ломову ("Голубушка, кого я вижу! Иван Васильевич! Весьма рад. Вот именно сюрприз, мамочка…Как поживаете?") так как хочет, чтоб от него отстала его дочь, чтобы чуть-чуть пожить в свое удовольствие ("Несчастный я человек! Застрелюсь, повешусь! ", "Женитесь вы поскорей и – ну вас к лешему! Только оставьте меня вы в покое!"). Также он постоянно пытается выступить в качестве примирителя между дочерью и Ломовым, но бес противоречия вселяется и в него, он сначала пытается его усмирить, чтоб не спугнуть жениха ("Я, вспыльчив, вот именно, попрошу вас, прекратить этот спор! "), но когда начинается спор, Чубуков в него вступает и не может остановиться, выговаривая Ломову всю "правду" о нем и его семье. Чубуков, измученный своей 25-ти летней дочерью, хочет побыстрее устроить ее жизнь, чтобы его жизнь стала спокойнее ("Женитесь вы поскорей и тому подобное, она согласна! Благословляю вас и прочее, только оставьте вы меня в покое!"). Слова "и прочее и тому подобное" подчеркивают бессвязную речь этого персонажа.

Наталья Степановна Чубукова (25 лет, "отличная хозяйка, недурна, образована", как характеризует ее отец) очень гордая, капризная и принципиальная ("Мне не дороги эти лужки! Меня возмущает несправедливость! Говорите что угодно, а несправедливости я не потерплю"). Сначала она пытается деликатно переубедить Ивана Васильевича: "Виновата, я вас перебью, Вы говорите "мои Воловьи Лужка"… Да разве они ваши?" Но потом в споре проявляется ее истинная суть – вспыльчивость, мелочность и ничтожное честолюбие: "Лужки наши, вот и все! Вы хоть два дня доказывайте, хоть наденьте пятнадцать фраков, они наши, наши, наши", "До сих пор мы вас считали хорошим соседом, другом, в прошлом году давали вам свою молотилку, и через это самим пришлошь домолачивать в ноябре, а вы поступаете с нами как с цыганами", "Я сама могу подарить  вам их, они мои!", "Я вам докажу! Сегодня же пошлю своих косарей на эти лужки!" Из-за своей гордости она не может признаться ни себе ни Ломову в своих истинных желаниях, а делает это только тогда, когда уже почти все разрушено: "Простите, мы погорячились, я теперь припоминаю: Воловьи Лужки и в самом деле ваши", "Да, да, я согласна! Я тоже счастлива! Но все-таки……", – и тут вновь ее  противоречивая сущность берет над ней вверх: "Не люблю я, когда человек говорит не то, что думает! Но согласитесь хоть теперь".

Ломов Иван Васильевич (35 лет, "сосед Чубукова, здоровый, упитанный, но очень мнительный человек" – так характеризует его Чехов). Очень себя жалеет и любит ("Я весь дрожу, как перед экзаменом. Главное − нужно решиться", "А не жениться мне нельзя. Мне нужна правильная регулярная жизнь…У меня порок сердца и постоянные сердцебиения"). Ждет помощи от Чубукова, т.к. сам не обладает той степенью решительности, которая необходима в сердечных делах: "Видите ли в чем дело, я приехал к вам, уважаемый Степан Степаныч, чтоб обеспокоить вас одной просьбою, но я простите, волнуюсь, одним словом, вы один только можете мне помочь". Он рассудительный, т.к. хочет себе благополучия, комфорта, заблаговременно заботится о своей старости, но в то же время наивный, т.к. думает, что счастье само приплывет ему в руки без всяких усилий. К тому же, не смотря на его мнительность и робость, он очень вспыльчивый и темпераментный  мужчина: "Я вспыльчив и всегда ужасно волнуюсь". Ломов, как и другие герои спектакля, хочет уйти от скандала, так как цель его визита совершенно другая, но его страсть к спором, мелочность берут над ним вверх, и он не может остановиться точно так же, как и Наталья Степановна с Чубуковым: "Я вижу, Наталья Степановна, что вы меня считаете за слепого или дурака. Сударыня, прошу вас, замолчите! "

 

 

 

ГЛАВА 3 ЗАМЫСЕЛ И ВОПЛОЩЕНИЕ  ЗАМЫСЛА СПЕКТАКЛЯ

 

 

3.1 Предлагаемые обстоятельства спектакля

Действие спектакля будет проходить жарким летним днем в гостиной – т.е. в комнате для приема гостей. Следует учитывать, что гостиная является общей комнатой, т.е. предназначена не только для гостей, но и для всех живущих в доме людей. Важно отметить, что в больших домах гостиная служила для деловых бесед. Эти особенности гостиной делают ее идеальным местом действия для спектакля. В спектакле сохраняются предлагаемые обстоятельства времени действия – конец 19 в. Такое решение предполагает особое внимание к костюмам, манерам героев и интерьеру гостиной.

Ведущее предлагаемое обстоятельство спектакля можно определить как "Нависший в воздухе брак". Познакомившись с эпохой  конца 19 в., можно сделать вывод, что 25 лет для девушки – т.е. Натальи Степановны (как и 35 лет Ломова) – это "критический" возраст. К этому времени уже должна быть семья, а если семьи нет, то это большой повод для разговоров и сплетен. Раньше перед обрядом бракосочетания устраивались смотрины, чтоб жених и его семья могли "разглядеть" невесту, и если всех все устраивало, то играли свадьбу. Проанализировав ситуацию в "Предложении", можно провести с этим обрядом параллель: Наталья Степановна – "девица 25 лет", а посему ей необходимо выйти замуж, так же  как и  Ломову "очень мнительному помещику", обязательно нужно жениться. Судя по их разговору, Ломов  очень часто приходит к ним в гости, и они давно дружат родами (как обмолвился Ломов: "Род Ломовых и род Чубуковых всегда были в тесных отношениях"). Очевидно, что Ломов уже давно захаживает к Чубуковым. Частые посещения холостяком дома, где есть незамужняя девушка, не могут быть истолкованы иначе, как намерение сделать предложение. И все вокруг (и сама Наталья Степановна, и ее отец) явно ожидают этого. Но есть одна проблема: Ломов никак не может решиться сделать предложение. Всеобщее ожидание затягивается, напряжение возрастает. Поэтому в самом начале спектакля должна царить атмосфера  "нависшего в воздухе брака": он как грозовая туча повис в воздухе и не дает покоя ни Чубукову (который "давно желал", "это было его всегдашним желанием"), ни Наталье Степановне (которая понимает, что Ломов – это ее последняя надежда выйти замуж), ни самому Ломову. Эти предлагаемые обстоятельства и будут исходными предлагаемыми в спектакле.

Ведущим предлагаемым обстоятельством спектакля видится противоречивость, мелочность и вздорность характеров героев. На протяжении всего спектакля это обстоятельство будет неизменным: из-за пустого мелочного спора герои ставят под угрозу свое счастье, в момент спора героям не важно ничего, кроме стремления к утверждению своего "последнего слова".

Одним из важнейших предлагаемых обстоятельств спектакля видится страх Натальи Степановны "остаться в девках" (вспомним: когда она узнает про цель визита, то всеми силами пытается перебороть в себе все противоречия, т.к. хочет замуж и боится остаться одна). Не менее важным представляет встречное намерение Ломова сделать предложение, а также горячее желание отца Натальи Степановны выдать дочь замуж. Эти обстоятельства героев в совокупности с вздорными характерами и создают комизм спектакля.

Важно отметить постановочные обстоятельства спектакля, осуществление которого предполагается на учебной сцене (125 ауд.) кафедры театрального творчества Белорусского государственного университета культуры и искусств. Сцена не является стандартной. Отличительной ее особенностью является отсутствие глубины, что в свою очередь диктует специфику пластического и художественного рисунка спектакля.

 

3.2 Идейно-тематический замысел спектакля

Легкость одноактной  комедии  и интерес зависит в значительной мере от характера конфликта, от того, какие формы он принимает и как развивается в пьесе. Наиболее яркая, острая и, пожалуй, традиционная форма выражения конфликта в одноактной драматургии – спор между участниками. Спор вращается вокруг вопросов, жизненно важных для самих участников. С самого начала спектакля Ломов изо всех сил старается произнести слова предложения и ждет помощи от Чубукова, но тот его не понимает, и все приходится делать самому. Ломов и Наталья Степановна в основном событии ссорятся попусту, бескорыстно из-за угодий, которые после свадьбы станут общим достоянием. Жених и невеста ведут себя наперекор своим намерениям. Их намерения – одно, а натура – другое, натура над намерениями берет верх. В пылу спора герои вспоминают множество фактов, не имеющих прямого отношения к основному разногласию. На фоне того, что должно произойти, разговор о лужках, казалось бы, особого смысла не имеет. Но раз о них упомянуто, ссоры не избежать, потому что это спор о престиже хозяина. Споря, участники обнажают свои истинные характеры, которые неожиданно оказываются не такими, как предполагалось вначале. Несогласия и противоречия могут быть  несерьезны и незначительны, но участники спора тратят на их разрешение массу энергии. Бессмысленные споры вступают в противоречия с реальными жизненными потребностями и стремлениями героев, поэтому и основной конфликт спектакля можно определить как противоречие между стремлением героев к браку и склочностью и мелочностью их характеров.

Анализируя пьесу, я нашла свою "болевую точку" – пьеса послужила для меня зеркалом, во многом я увидела в ней себя. Как часто я замечала в своем характере эту черту – захлестывающую меня страсть к спору, невозможность совладать с собой: когда понимаешь, что не прав, что надо бы остановиться и не раздувать конфликт, но не в силах это сделать. Возникает ощущение, что ты не владеешь собой, будто кто-то другой вселяется в тебя и говорит от твоего имени. Много позже, после того как спор отгремел, ты начинаешь понимать, что ссора не стоила и гроша, а ты попросту не находишь в себе сил побороть свою натуру – в точности то, что проживают герои  "Предложения". Персонажи пьесы позволяют мне взглянуть на себя саму не только критическими, но и ироническими глазами. В них я вижу себя: как они самозабвенно спорят, как их захватывают мелочные амбиции, как из-за пустяка разворачиваются настоящие баталии, – и как за всем этим разрушаются человеческие отношения – что я и решила взять за тематическую основу спектакля.

Информация о работе Режиссерский постановочный план спектакля "Предложение" по пьесе А.П.Чехова