Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование «Моби Дика» с точки зрения романтической поэтики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть творчество Германа Мелвилла как писателя - романтика, классика американской литературы;
- исследовать романтизм в произведениях американской литературы XIX века;
- раскрыть произведение «Моби Дик» с точки зрения романтической поэзии.
Введение
Американские романтики — создатели национальной литературы США. Это прежде всего отличает их от европейских собратьев. В то время как в Европе начала XIX века национальные литературы закрепили за собой качества, складывавшиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие их
специфически национальными чертами, американская литература, так же как и нация, еще только определялись.
«Кто читает американские книги?» — вызывающе спрашивал в 1820 г. Сидней Смит со страниц «Эдинбургского обозрения». Это был тем более оскорбительный вопрос, что молодая заокеанская республика уже имела своих литераторов — просветителей XVIII века, а в начале XIX века в литературу вошел Вашингтон Ирвинг и первым романом о себе заявил Фенимор Купер. Надменность, которая звучит в вопросе англичанина Смита, объясняется тем, что в Новом Свете не только в начале XIX в., но и позже, спустя несколько десятилетий, на книжном рынке господствовали главным образом произведения английских писателей и литература, переведенная с других европейских языков.
Двадцатые годы XX века отмечены возрождением внимания к творчеству американского романиста Германа Мелвилла. С этого времени «мелвилловский бум» перерос в «мелвилловскую индустрию», демонстрирующую широкий методологический диапазон зарубежной литературной критики XX века. Психоаналитические, мифопоэтические, структуралистские, неокритические, неопозитивистские и прочие интерпретации самого загадочного романа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» по разнообразию своих оценок и выводов, как было удачно замечено одним исследователем, словно перекликаются с главой «Дублон» из этого произведения. Однако проблема толкования данного романа никогда не утратит своего значения, сколько бы ни было уже написано о нем в мировой американистике. Богатство литературного, исторического и мифологического материала «Моби Дика» побуждает читателей и исследователей возвращаться к нему вновь и вновь.
«Моби
Дик» Германа Мелвилла (1819—1891) считается
самым великим американским
Роман "Моби Дик, или Белый кит" (1851) стоит в центре творчества писателя. Это мелвилловский шедевр, более того, это синтез всего идейно-художественного опыта американской романтической прозы.
«Моби Дик» — это приключенческий, морской, китобойный, социальный, фантастический, нравоописательный, роман-эпопея и философский роман одновременно. Причем, одно здесь нельзя отделить от другого; текст не распадается на приключенческие, фантастические, нравоописательные и философские куски, а представляет собой некий монолит, в котором различные типы повествования переплелись и проросли сквозь друг друга. В данной работе мы подробно рассмотрим произведение Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» как романтическую поэзию.
Целью данной работы является исследование «Моби Дика» с точки зрения романтической поэтики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть творчество Германа Мелвилла как писателя - романтика, классика американской литературы;
- исследовать романтизм в произведениях американской литературы XIX века;
- раскрыть произведение «Моби Дик» с точки зрения романтической поэзии.
Актуальность темы состоит в том, что творчество Германа Мелвилла остается до настоящего времени не до конца исследованным и понятым, а проблемы, которые он рассматривал в своих произведениях, не утратили остроты и на сегодняшний день.
Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на существующие десятки биографий и монографий, сотни статей и публикаций, тематические сборники и коллективные труды, посвященные различным аспектам, проблема романтической поэтики в творчестве Германа Мелвилла исследована достаточно поверхностно.
Практическая ценность работы. Результаты работы могут быть использованы учащимися старших классов в школах, лицеях, студентами колледжей, институтов при изучении творчества Германа Мелвилла.
Глава 1. Герман Мелвилл – писатель - романтик, классик американской литературы
Герман Мелвилл родился 1 августа 1819 г. в Нью- Йорке в семье купца. Мать его Мария Гансевурт была дочерью генерала — участника американской революции XVIII в. Дед Мелвилла по отцовской линии тоже был прославленным бойцом войны за независимость, участником бостонских событий. Вместо сказок мальчик слышал рассказы о знаменитом «бостонском чаепитии»; на камине фамильного дома стояла бутылка с чаем — символ революционного прошлого деда. Детство Германа счастливо протекало в большой дружной семье, где было 8 детей, в атмосфере разговоров на политические и литературные темы. Герман рано начал читать, им руководил старший брат Гансевурт, который хорошо знал историю, латинскую поэзию, романские древности, владел французским языком.
Герман учился в нью-йоркской школе, потом в так называемой «Академии» в г. Олбени. Внезапная смерть отца, умершего от потрясения при вести о полном разорении, которое его постигло, перевернула жизнь Мелвилла. Мальчику в то время не было и 13 лет, нищета семьи его ужасала, он изо всех сил стремился помочь матери: поступил клерком в олбенский банк, чтобы дать возможность сестрам продолжать учиться в школе, помогал брату Гансевурту, открывшему меховую лавку, работал летом на ферме своего дяди Томаса в Питсфилде. И все время сам учился, не порывая со школой, которую окончил в Олбени в 1835 г.
Когда непрактичный Гансевурт, подобно отцу, разорился, Герман отправляется из Олбени в Лэнсинбург и целую зиму 1838 г. изучает там топографию, чтобы потом получить работу на Эри-канале. Впервые в 1839 г.
он начинает печататься в лэнсинбургских газетах. Не найдя работы топографа, Мелвилл нанимается матросом в экипаж пакетбота, курсирующего между Нью-Йорком и Ливерпулем, а зимой 1839 г. учительствует в Гринбуше. Когда школу закрывают, Герман отправляется в
1840 г. на Запад к дяде Томасу, совершает путешествие по реке Миссисипи, которое позже юмористически опишет в «Располагающем человеке». В 1841г., подстегиваемый острой нуждой, Мелвилл становится матросом на китобойном судне «Акушнет», направляющемся на промысел в южные моря. Начинается полоса странствований и почти фантастических приключений, выпавших на долю юноши Мелвилла. Голод и жестокое обращение капитана с матросами заставляет Германа в июле 1842 г. бежать с корабля вместе с другим молодым матросом Грином, которого он потом описал в своих книгах под именем Тоби. Герман высаживается в Нуку Хива на Маркизских островах, попадает в плен к дикарям-каннибалам в долине Тайпи, бежит от них, присоединившись к команде корабля «Люси Энн» — австралийского китолова. Обвиненный в мятеже, вместе со всей командой корабля Мелвилл оказывается заключенным в тюрьму на островах Таити. В течение нескольких месяцев 1843 г. он бродяжничает по островам архипелага, совершает небольшое путешествие на корабле «Чарлз энд Генри», проводит лето 1843 г. в Мауи и Гонолулу; в августе этого же года он добровольно становится матросом американского военного корабля в Гонолулу и возвращается на родину.
Впечатления от пережитого были столь сильны и необычайны, что Мелвилл всю осень и зиму 1844 г. работает над книгой, описывая свое пребывание в плену у каннибалов.
Первое произведение Мелвилла «Тайпи» («Турее: A Real Romance of the South Sea», 1846) появилось одновременно в США и в Англии. В этот год Мелвилл пережил большое горе: умер любимый брат Гансевурт; это он, будучи секретарем американского консульства в Лондоне, помогал изданию первого романа Германа. В «Тайпи» писатель сохранил все реальные детали
своих приключений на Маркизских островах — бегство с судна, плен у дикарей, побег и то, как болела нога, и как расстался с другом. Судьбы и характеры моряков — причудливые и порой страшные — их ратоборство со стихией, их скудная и безрадостная жизнь с большой выразительностью запечатлены были в этой ранней книге Мелвилла. В центре же внимания он поставил природу и жизнь обитателей легендарных, таинственно-страшных
Маркизских островов.
«Тайпи» имела большой успех. Вашингтон Ирвинг увидел «ее в гранках в Лондоне и оценил «мастерское выполнение» замысла. Нью-йоркские рецензенты расхваливали «одно из наиболее приятных, прекрасно написанных произведений, вышедших из-под американского пера». В мартовской книжке нью-йоркского журнала «Дух времени» («The Spirit of the Times»), который четверть века редактировал и издавал Вильям Т. Портер, появились фрагменты из «Тайпи»; роман был прокомментирован, его стиль назван «чарующим». Писатель был окрылен успехом.
«До двадцати пяти лет я совсем не развивался,— писал он позже другу своему Готорну.— Лишь с 25-летнего возраста я начинаю жить».
Через год после «Тайпи» появляется ее продолжение— «Ому» («Omoo: A Narrative of Adventures in the South Seas», 1847). «Чудесная книга»,—писали газеты и называли автора «Дефо Америки». Оба произведения быстро приобретали широкую популярность, имя автора стало известно в США и в Европе. Мелвилл поселяется в Нью-Йорке, женится на дочери
главного судьи в Бостоне Елизабет Шоу, заводит литературные знакомства, определяет свое будущее как будущее профессионального литератора.
Однако третья книга «Марди» («Mardi, and a Voyage Thither», 1849), представлявшая собой философско-аллегорическое произведение, успеха не имела. О новом романе толковали вкривь и вкось; его явно не понимали. В «American Review» писали, что «мистер Мелвилл, к сожалению, потерпел поражение»; другие журналы открыто поругивали автора «Марди» за метафизичность и отвлеченность и подавали примитивные и вульгарные советы. Были и сдержанные похвалы («эпиграмматичность мысли», «прихотливость фантазии»). Лишь журнал «Дух времени» и его редактор Вильям Портер сердечно приветствовали новый роман Мелвилла.
В том же году он публикует новую книгу: «Редберн» («Redburn, His First Voyage», 1849), в сюжет которой была вплетена история самого раннего морского путешествия Мелвилла-юнги из Нью-Йорка в Ливерпуль на пакетботе «Сент-Лоуренс» в июне 1839 г. Герой повести — юный идеалист с пуританскими склонностями Веллиндбороу Редберн — стойко противостоит порокам и тирании. Описание трущоб Ливерпуля являет собой лучшие страницы произведения. Вместе с тем автор славит здесь малые, но праздничные для сердца человека радости: герой романа находит в Лондоне гостиницу, где когда-то останавливался его отец, любуется великолепием
столицы, по улицам которой ступала нога отца, и это вознаграждает его за тяжкое путешествие, перенесенные обиды и унижения.
Подготовив в этом же, 1849 году, третью книгу, Мелвилл предпринимает осенью путешествие в Европу, чтобы организовать издание нового романа. Пребывание в Англии, встречи и споры с писателями и философами укрепляют тяготение Мелвилла к философии Гегеля, Канта,
позже Шопенгауэра. Возвратившись из Англии, он поселяется в Питсфилде. Здесь он приобретает ферму и называет ее «Arrowhead» (Стрела). Место это привлекает его не только красотою ландшафта, но и интересным соседством: рядом, в Леноксе, в «маленьком красном домике» жил Готорн, соседями были знаменитая актриса Фани Кэмбл, писатель Оливер Венделл Холмс; из Нью-Йорка могли приезжать друзья и литераторы.
Уединенная жизнь на ферме была более благоприятна для работы, нежели коловращение Нью-Йорка. Но и здесь Мелвилл не обрел «спокойствия и душевной прохлады». В цитированном письме к Готорну он горько жаловался на материальные затруднения. «Я проклят долларами, — писал он, — и коварный Дьявол вечно посмеивается надо мной сквозь распахнутую дверь. Мой дорогой сэр, у меня есть предчувствие, что работа выжмет из меня все, и я погибну... То, что мне более всего хотелось бы писать, закрыто для меня — за это не станут платить. Однако писать что-нибудь совершенно другое я не могу».
Год, протекший с осени 1850 года, был временем огромного творческого напряжения и титанического труда. Мелвилл чувствовал себя рабом, прикованным к галере. Он вставал до света, колол дрова или гулял, затем садился за стол, и только в четыре-пять часов пополудни жене удавалось заставить его спуститься в столовую и поесть. Острая боль в глазах, на которую он неоднократно жаловался, мешала ему перечитывать написанное. Ему приходилось держать в памяти целые главы и разделы
книги. Его бесконечно мучила мысль о возможности коммерческого провала романа. Все это порождало огромное нервное напряжение и усталость, прорвавшуюся однажды в словах, обращенных к Готорну: «И если когда-нибудь, мой дорогой Готорн, в грядущей вечности мы с Вами усядемся в тенистом уголке в раю; и если нам удастся, хоть контрабандой, протащить
туда шампанского, бутылок десять (ведь я не верю в трезвенные небеса), мы вытянем святые наши ноги на святой траве, мы сдвинем рюмки так, чтоб звон пошел по райским кущам, и потолкуем... О, собрат мой смертный, как мы потолкуем о множестве вещей, которые приводят нас в отчаяние; земля же будет для нас всего лишь воспоминанием, а разрушение ее — делом давно минувших дней».
По-видимому, обстановка на ферме изменилась к лету 1851 года. Мелвилл не находил там больше необходимого покоя и уединения. Длительные визиты родственников, неизбежные хлопоты хозяйственного порядка — все это отвлекало его от работы. В начале июня он решил бежать
Информация о работе Романтическая поэтика в романе Германа Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит"