Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование «Моби Дика» с точки зрения романтической поэтики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть творчество Германа Мелвилла как писателя - романтика, классика американской литературы;
- исследовать романтизм в произведениях американской литературы XIX века;
- раскрыть произведение «Моби Дик» с точки зрения романтической поэзии.
Следует отметить, что произведения Германа Мелвилла отличаются художественной многоплановостью повествования, благодаря которой он достиг наивысшей оригинальности и самобытности прозы. Прочный сплав разнородных жанровых начал явился основой творческого успеха писателя, его величайшим достижением в области развития американского романа.
Документальные повествования, создающие элемент достоверности, в сочетании с неограниченной фантазией, обширные публицистические
отступления, философские размышления, глубокий психоанализ,
социальная обусловленность
ретроспективное повествование, ирония различных оттенков, сарказм и трагизм, - образуют сложное жанровое и стилистическое единство, названное в литературоведении синтетизмом (или синкретизмом).
Таким образом, главная особенность мелвиллской художественной системы состоит в необычайном сочетании ракурсов реалистического и символического видения мира писателем, мастерском умении синтезировать два типа мышления: рациональное (логическое) и мифологическое (прелогическое).
Глава 2. Романтизм в американской литературе XIX века
Раньше всех романтизм получил распространение в европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У. Ирвинг, Купер, У.К. Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э. По, Готорн, Г.У. Лонгфелло и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Мелвилл, Эмерсон, Г. Торо, Готорн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.
Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.
Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которого необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.
Можно говорить о романтике, как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.
Дж.К. Полдинг в эссе «Национальная литература» писал: «Американский автор должен освободиться от привычки к имитации, осмелиться думать, чувствовать и выражать свои чувства по-своему, учиться у природы, а не у тех, кто ее искажает. Только это приведет к созданию национальной литературы. Этой стране не суждено вечно плестись в хвосте литературной славы, и непременно настанет время, когда свобода мысли и действия, давшая такой взлет национального гения в других сферах, произведет те же чудеса и в литературе».
Налицо были все основные условия развития американской словесности: молодая энергичная нация, хорошо владеющие пером писатели, подходящие темы, растущее издательское дело, книжные магазины, школы, библиотеки. Осталось только создать подлинно самобытную национальную литературу, которая не воспринималась бы как провинциальная ветвь литературы английской. А для этого, как выяснилось, было недостаточно одного лишь патриотизма и горячего желания. Требовалась оригинальная идея, способная одухотворить нацию и направить развитие ее литературы в новое русло.
Такой одухотворяющей «идеей» стало романтическое движение, которое уже давно развернулось в европейских странах, в Америку же пришло с опозданием на два десятилетия. Причиной этого опоздания была не только и не столько «культурная отсталость» США; дело в том, что лишь к 1820-м здесь сложились предпосылки возникновения романтизма — исторический момент кризиса и неопределенности, надежд и разочарований. В Европе он был связан с результатами Великой Французской революции 1789—1793 годов и оформлением капиталистического общества. В США же, как мы помним, мощный порыв воодушевления после ощутимых побед Американской революции и обретения страной независимости стал постепенно спадать к концу второго десятилетия XIX века и вылился в недоумение относительно судеб культуры в демократическом государстве.
Однако воодушевление не покидало нацию окончательно еще очень долгое время, так как постоянно подпитывалось новым порывом — движением на Запад и освоением необозримых пространств, открывавшим новые возможности. Романтизм оставался ведущим направлением в литературе США вплоть до Гражданской войны между Севером и Югом, и только после нее, когда в США окончательно утвердилось индустриальное капиталистическое общество в его наиболее резких и устойчивых очертаниях, исчезла питательная среда для всякого рода чаяний и сомнений, а значит, и для романтического мироощущения. Когда же был исчерпан свободный фонд необжитых земель на Западе и в результате Реконструкции исчезли остатки, как южного аристократизма, так и пуританской духовной культуры Новой Англии, кончилась и эра романтизма в США.
Напомним, что романтическая эпоха в Америке была в то же время эпохой формирования национальной литературы, и потому интерес к вопросам национальной специфики в искусстве приобретал особенную остроту. Америка жаждала духовного самоутверждения, и национальная
литература должна была стать одним из главных его средств.
Специфика американского романтизма заключалась, во-первых, в смещенных, по сравнению с европейскими, хронологических границах и чрезвычайно долгом периоде господства — с 1820-го до конца 1880-х и, во-вторых, в более тесной связи с просветительским рационализмом. Как и в Европе, связь романтизма с Просвещением имела негативно-преемственный характер, но здесь компонент преемственности был выражен ярче: творчество некоторых романтиков (В. Ирвинга, Дж.К. Полдинга) начиналось в русле просветительской эстетики, кроме того, в произведениях романтиков-американцев, даже таких известных «иррационалистов», как
Н. Готорн, Э. По, Г. Мелвилл, практически отсутствовал момент дискредитации человеческого разума, отрицания его возможностей.
Американский романтизм призван был отразить новые закономерности общественной жизни, складывающиеся нормы новых социальных установлений. Переход от колониального общественного уклада к национально независимому государству делал каждого американца безмерно гордым за свою родину. Рождался патриотизм и страстная, почти фанатическая вера в американскую демократию. Отшумевшая война за независимость набрасывала героические покровы на недавнее прошлое — это ли не благодатное поле для деятельности романиста!
Для своего времени романтизм — наиболее действенный метод художественного освоения действительности; без него процесс эстетического развития наций был бы неполным.
Опыт прошедших полутора веков дает нам сейчас возможность видеть уязвимые, хотя и характерные, черты романтизма. Так, например, американские романтики, так же как и европейские, от жизни индивидуума шли сразу же к оценке жизни страны в целом, минуя такие звенья, как семья, общественные и государственные установления. Это тоже историческая черта — стремление к обобщению при минимальном опыте; с другой стороны — желание понять частное и общее в их единстве. Сказывалось
это во многом — прежде всего в яростной обличительности творчества романтиков, в грандиозности символики, в наличии жанра утопии и сатирического памфлета.
Примечательно, что у ранних романтиков — Ирвинга и Купера — нет героев с надломленной психикой, столь характерных для европейского романтизма. Литературные герои Ирвинга и Купера не ведают разочарований, внутреннего раздвоения, внутреннего конфликта. Их душевный мир целостен, они всегда знают, чего хотят, за что стоят или против чего борются; не потому, что сама жизнь не была сложной, а потому, что такой была еще живая для литературы просветительская традиция рационалистически спрямлявшая отражение реальности в художественной литературе, был жив в сердцах писателей (и их литературных героев) оптимизм, рожденный революционным временем борьбы за независимость. Выступая против «искажений» общественно-политической системы, эти писатели продолжали верить в ее принципы. Ирвинга смолоду, а Купера в течение всей жизни характеризует бурная общественная активность; Купер - «кипит в огне политических страстей».
Иное дело у Эдгара По, который вступает в литературу на четверть века позже Ирвинга и почти на два десятилетия позже Купера. Он открывает собой плеяду поздних американских романтиков (хотя умер он раньше
Ирвинга и Купера). Эдгар По интересуется научными достижениями своего времени, современной ему философией и литературой, ненавидит «торгашеский мир», но от политики далек. Неприятие «испорченного века» порождает в его творчестве тему одиночества; человек у него противопоставлен не только «толпе стяжателей и пошляков», но вынужден бороться и с «темными силами» собственной психики. В его поэзии возникают темы скорби, тоски, страдания. Эдгар По не приемлет ни норм буржуазной жизни, ни догм буржуазного общества. Его произведения выдержаны в скорбных и мрачных тонах.
Готорн и Мелвилл, вступившие в литературу за восемь - десять лет до смерти Эдгара По, завершают ряд поздних романтиков и историческую эволюцию этого литературного направления в США. Ими не только утеряна вера в справедливость общественно-политической системы, — у них возникла ненависть к ней (например, с этим чувством Готорн говорит о государственной эмблеме США в начале романа «Алая буква»).
Проблемы классического наследия составляли неотъемлемую часть полемики о национальной литературе. Нельзя забывать, что на протяжении по крайней мере полутора столетий вкусы американцев воспитывались на
английской литературе, а сами они, будучи колонистами, считали себя англичанами. Со времен первых поселений они привыкли видеть в Шекспире, Мильтоне и т. д. «своих» писателей. Мысль о том, чтобы отказаться от этой духовной «собственности», представлялась им нестерпимой. Такого рода опасения, вызванные, вероятно, деятельностью
энтузиастов, требовавших полного культурного разрыва с Англией и «немедленного» создания своей литературы, разделяли многие участники дискуссии. В их число входили и Купер и Лоуэлл, хотя оба они были сторонниками литературного самоопределения Америки. Отстаивая идею национального своеобразия американской литературы, они вынуждены были в то же время вести борьбу с крайностями и своеобразными националистическими «перегибами», которая была в то же время борьбой за классическое культурное наследство. И самой большой ценностью в этом наследстве был, конечно, Шекспир. Естественно, что без Шекспира не обходилась ни одна полемическая статья, ни одна лекция. Шекспир становился орудием, аргументом, знаменем в литературных битвах. Никогда еще великий английский драматург не был столь известен и популярен в Америке, как в эти годы.
Однако была еще и другая причина всеобщего интереса к Шекспиру, вероятно не менее существенная. Своеобразное «возрождение» Шекспира, сопутствовавшее европейскому романтизму, огромное увлечение шекспировской драматургией, попытки осмыслить и истолковать ее принципы — все это в какой-то мере затронуло и американскую
философско-эстетическую мысль. Отношение американских романтиков к Шекспиру было сложным. Эстетика американского романтизма все еще находилась под сильнейшим влиянием теорий европейских (особенно
английских и немецких) романтиков. Шекспир воспринимался в Америке не только непосредственно, но и через Колриджа, Лэма, Шлегеля и т. д. Это породило весьма любопытное представление о Шекспире, о смысле его великих художественных открытий, о сущности его творческого гения.
Среди многочисленных очерков, заметок, высказываний о Шекспире, которые можно обнаружить в американских журналах этой поры, наиболее характерным является сочинение Эмерсона, входящее в серию «Представители человечества» (1850). При всем индивидуальном своеобразии оценок этот очерк дает нам наиболее точное представление относительно общего отношения американской романтической критики к Шекспиру.
Информация о работе Романтическая поэтика в романе Германа Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит"