Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование «Моби Дика» с точки зрения романтической поэтики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть творчество Германа Мелвилла как писателя - романтика, классика американской литературы;
- исследовать романтизм в произведениях американской литературы XIX века;
- раскрыть произведение «Моби Дик» с точки зрения романтической поэзии.
Мелвилл отлично отдавал себе отчет, что не у всякого читателя найдутся достаточные запасы «строительного материала», и никогда об этом не забывал. Фантазия писателя не должна уходить произвольным путем, в сторону. Она должна работать самостоятельно, но в то же время подчиняться авторскому замыслу. Авторский же замысел заключался в том, что читатель, перечитывая «Моби Дика» вновь и вновь, находит в нем все больше информации для размышления.
Мелвилл принадлежал к поколению, завершавшему романтический период развития американского романа. Отдавая должное титаническим усилием Купера, он чувствовал, что дальнейшее экспериментаторство в куперовском духе лишено смысла. Огромные задачи, стоявшие перед писателем, не могли быть осуществлены через один какой-нибудь тип романтического повествования. Поэтому его эксперимент был направлен
в противоположную сторону. Он попытался синтезировать достижения американской романтической прозы (не только куперовской), сплавить их воедино. Это ему вполне удалось, и напрасно некоторые историки литературы гадают, что есть «Моби Дик» — роман приключенческий, морской, философский, социальный, фантастический, роман-эпопея или роман из истории нравов? Он не принадлежит ни к одному из этих жанров, и в то же время — ко всем. Его невозможно расчленить, не умертвив художественной ткани. Он не распадается на фантастические, приключенческие или философские «куски». Его синтетизм обладает монолитностью, и элементы разных типов повествования спаяны в нем стилистическим единством.
Заключение
Учить справедливости и стойкости в испытаниях – одна из благородных задач искусства. Этой задаче и служили книги Германа Мелвилла, и в каждом, кто их читал, остается отблеск их света. Мелвилл великолепен в описании моря. Для него оно священно. Роман «Моби Дик, или Белый Кит» описывает приключения и море. Казалось бы, все как обычно, но именно этого мы ждем, когда берем в руки книгу Мелвилла. Ведь не только он был романтиком, благодаря ему другие тоже становятся мечтателями. А этого так не хватает нам на сегодняшний день.
Мелвилл, как и все романтики, не раскрывает внутренний мир героев, их переживания, настроения через внешние проявления. Поэтому во всех сферах — эпической, лирической и драматической — у него много риторического, живой разговор людей приобретает налет книжной речи, в которой много архаизмов и патетической метафоричности. При всем этом произведение, напоминающее симфонию по своей мастерской оркестровке, поражает гармонией различных тональностей в мелодике языка, гармонией закономерно сменяющихся ритмов.
В системе художественных средств Мелвилла немалое место занимает юмор, разный по окраске. В романе есть традиционный для американского фольклора «хвастовской» диалог — с грубоватыми широкими, «гигантскими» метафорами, есть юмор комической ситуации, юмор как
ораторский прием, остроумие разговорной речи, горький юмор, приближающийся к иронии, юмор, в котором чувствуется печаль и отчаяние. Многообразие оттенков и само присутствие юмора в трагическом произведении делает его еще более впечатляющим и близким сердцу читателя.
Творя морскую легенду из явлений американской общественной и духовной жизни, Мелвилл не просто фантазирует. Он оперирует фактами и событиями из жизни приморских поселений. Часовня, о которой он рассказывает, действительно существовала, так же как существовал проповедник, послуживший прообразом отца Мэппла.
Образ океана в «Моби Дике» — один из самых «романтических» и самых значительных. В нем слышатся отзвуки горького недоумения Натти Бумпо, речи старого могикана над могилой Ункаса, трагической судьбы Тестер Принн, демонически загадочного «Nevermore» и брайентовского
«Гимна смерти».
Все исследователи сходятся на том, что Мелвилл замыслил «Пекод» с его интернациональной командой как символическое воплощение Америки. Вместе с тем мало кто обратил внимание на одну существенную деталь: судьба «Пекода» и его команды находится в руках трех новоанглийских квакеров — капитана Ахава, его первого помощника Старбека и владельца корабля Вилдада. От них зависит, как будет оснащен «Пекод», какое направление и цель он изберет и каков будет конечный результат плавания. Каждый из упомянутых персонажей романа не просто определенный характер, но в то же время символ, занимающий важное место в картине трагического рейса «Пекода».
«Моби Дик» — своего рода энциклопедия американского романтизма. Здесь в обобщенной форме присутствуют тысячи частных наблюдений и открытий, касающихся развития американской буржуазной демократии и
американского общественного сознания. Эти открытия и наблюдения были сделаны писателями и поэтами — предшественниками Мелвилла. Здесь в сконцентрированном виде представлен соединенный протест американской
романтической мысли против буржуазно-капиталистического прогресса в его национальных американских формах.
Прав был Паррингтон, когда писал о Мелвилле: «Если бы современники не сочли его безумцем, если бы до них дошел разрушительный смысл его философии, какой вопль подняли бы они, требуя крови святотатца, посмевшего осквернить их священные кумиры. Ведь он
стремился сравнять с землей все барьеры, с помощью которых они отгораживались от всего уродливого, что создал их век. В своем презрении к современным ему материальным идеалам он превзошел самого Торо. Пренебрежительно отвернуться от победоносных достижений своих современников, облить презрением плоды промышленного переворота и романтическое евангелие прогресса — ведь это было неслыханным кощунством! Но что общего было у Мелвилла с буржуазной Америкой?»
Мелвилл подвел итог многолетним усилиям романтической мысли и пришел к важному заключению о том, что антигуманные силы, направляющие общественное развитие Америки, действуют не извне, а изнутри. Они коренятся в самой природе буржуазного общества, в его сознании, в его нравственных принципах. Отсюда перед американской литературой возникала новая задача: исследование общественных нравов, их исторической природы, современного состояния и перспектив развития.
Вернувшись из забвения во 2-й трети XX века, «Моби Дик» прочно вошёл в число самых хрестоматийных произведений американской литературы. Самым известным иллюстратором «Моби Дика» был художник Рокуэлл Кент. Потомок Г. Мелвилла, работающий в жанрах электронной музыки, попа, рока и панка, взял псевдоним в честь белого кита — Моби. Крупнейшая в мире сеть кафе Starbucks также позаимствовала своё название и мотив логотипа из романа. При выборе имени для сети сначала рассматривалось имя «Пекод», но в итоге оно было отвергнуто, а выбрано имя первого помощника Ахава — Старбека.
Список литературы
Информация о работе Романтическая поэтика в романе Германа Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит"