Шпаргалка по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Файлы: 1 файл

русский ок.docx

— 683.12 Кб (Скачать файл)

№ 11 Морфологические нормы

Морфология — раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов, то есть грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Морфологичеекие нормы — правила использования морфологических норм разных частей речи.  
Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать ее. Умелое использование вариантов позволяет точнее выразить мысль, разнообразить речь, свидетельствует о речевой культуре говорящего.  
Самую большую группу составляют варианты, использование которых ограничено функциональным стилем или жанром речи. Так, в разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, пом дор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней вместо у нее, от нее. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической нормы.  
Вещественные существительные сахар, топливо, масло, нефть, соль, мрамор употребляются, как правило, в форме единственного числа. В профессиональной речи для обозначения разновидностей, сортов веществ используется форма множественного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мраморы. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления.  
Немало в русском языке морфологических вариантов, которые рассматриваются как идентичные, равнозначные. Например: токари-— токаря, цехи—цеха. 
В других случаях одна из форм нарушает норму литературного языка: рельс, а рельса неправильно, туфля, а туфель и туфля’ неправильно.  
В русском языке немало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание, возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов. Каковы они?  
Во-первых, в русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или (значительно реже) существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, парламентер и прачка, няня, модистка, маникюрша, повитуха, бесприданница, кружевница. Во-вторых, существуют названия как мужского, так и женского рода, оба они нейтральны. Например: спортсмен -— спортсменка, поэт -— поэтесса.  
В-третьих, образованы обе формы (и мужского рода и женского), но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской. Так, слова пр фессорша, докторша имеют значение «жена профессора», «жена доктора» и разговорньюй оттенок, а как названия должности становятся просторечными. Родовые параллели кассирша, сторожиха, бухгалтерша, контролерша квалифицируются как разговорные, а врачиха — как просторечная.  
Затруднения возникают в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о женщине, а нейтральная параллель женского рода  в языке отсутствует.

Какой же выход находят пишущие и говорящие?  
Как отмечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, деловой переписке все чаще и чаще используется синтаксическое указание на пол называемого лица, когда при существительном мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считаются допустимыми, не нарушающими норму литературного языка.  
Употребление существительных мужского рода, не имеющих словообразовательной параллели женского рода как наименования женщин, привело к тому, что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлеба -— молодая физик Яковлева.  
Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль.           Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из- за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать — из-за болезни.  
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляются только с дательным падежом . С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.  
Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог  в—-  с названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова. 
Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа - предлог в.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памаре и в Альпах, в Гималаях.,  
Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из и с: поехал б Ставрополь - вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ - приехал с Кавказа.

Правило.

1) Предложный падеж единственного  числа (окончания – у или –е):

-у используется в случае обстоятельственного  значения: в шкафу, в саду.

-е при объектном значении: разбираться  в саде.

2) Именительный падеж множественного  числа (окончания –а или –ы).

Различай!

Кондукторы – приспособления в технике

Кондуктора – работники транспорта

Пропуски – что-либо пропущенное

Пропуска – документа

Хлебы – печёные

Хлеба – злаки

   

 

 

3) Употребление форм рода

Различай!

женский род

мужской род

вуаль (смотрю за темную вуаль)

гуашь (белой гуашью)

мозоль (наступить больную мозоль)

тюль (красивым тюлем)

шампунь (мыть голову шампунем)


 

Имя прилагательное  и наречие (степени сравнения).

степень

форма

сравнительная степень(обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени)

превосходная степень(обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени)

простая форма:

суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ

суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,

иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

У наречия простой превосходной степени нет!

составная форма:

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме

1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)

2)  САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)


 

Правило.

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

Помни!

бойкий – бойчее и бойче,

гибкий – гибче,

гладкий – глаже,

глубокий – глубже,

горький (опыт) – горше,

горький (на вкус) – горче,

дикий – диче или дичее,

ловкий – ловче или ловчее,

мелкий – мельче,

узкий – уже,

хлёсткий – хлестче

Имя числительное.

склонение числительных

Различай!

количественные числительные

(сколько?)

порядковые числительные

(который по счету?)

склоняются все слова:

Р.п. (нет) семисот   восьмидесяти двух

Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

  • полтора:

И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.)

Р., Д., Т., П. – полутора

  • сорок, девяносто, сто:

И., В. – нулевое окончание,

Р., Д., Т., П.  – окончание –а

  • десятки

обе части оканчиваются одинаково

пятидесяти, пятьюдесятью

  • сотни:

склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

И.,В. пять нот – пять  сот   .

Р. пяти нот – пятисот   .

Д. пяти нотам – пятистам

Т. пятью нотами – пятьюстами

П. о пяти нотах – о пятистах

склоняется только последнее слово

до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году)

При указании даты после порядкового числительного  название месяца ставится в родительном падеже:

к пятому января,

перед первым сентября


 

сочетание собирательных числительных с существительными

Местоимение.

http://5-ege.ru/

Ошибка

Пример

Исправленный вариант

случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н)

я к ей с душой

я к ней с душой

Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его  (но: посреди него!), посредством его, согласно ему

сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер

от ней что годно можно ожидать

от нее что годно можно ожидать

ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько

Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается

Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается

неоправданный пропуск возвратного местоимения себя

Она ничего не представляет!

Позволю перейти к следующему вопросу

Она ничего собой не представляет!

Позволю себе перейти к следующему вопросу

местоимение как лишнее слово

Эта ведущая, она сама – слабейшее звено

Она, эта ведущая,  слабейшее звено

нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

У тех, кто выступают против меня, будут проблемы

Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру

У тех, кто выступает против меня, будут проблемы

Все, кто не знает ответов, должны покинуть игру

двусмысленность при употреблении местоимения

Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал

 

 

Глагол.

Правило.

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.

Алгоритм действий.

1)                      Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

2)                      Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

3)                      Подумай, где могут содержаться ошибки.

Разбор задания.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в тысяча восьмисотом году

2) несколько горячих оладий

3) лягте на пол

4) идти навстречу ним

Вариант №1.

В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.

Вариант №2.

Несколько горячих оладий. Обращаем внимание на существительное оладий, которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья, это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано  правильно.

Вариант №3.

В словосочетании лягте на пол использован глагол в повелительном наклонении (см.: Глагол. Помни!) От глагола совершенного времени лечьобразуется форма повелительного наклонения лягте.

Вариант №4.

Идти навстречу ним. В этом словосочетании используется форма дательного падежа единственного числа личного местоимения в сочетании с предлогом. Хотя мы знаем, что после предлогов личные местоимения имеют наращение н-, но есть и исключения (см. Ловушка!). К ним и относится предлог навстречу, поэтому правильная форма будет навстречу им.

Таким образом, правильный вариант №4.

 

№ 12 Научный стиль

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья). Также бывают научно-технический, научно-публицистический, научно-справочный, научно-информативный.

Сфера употребления: научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцом научного типа.

Статьи в научных журналах и сборниках, монографии, дискриминации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература.

Черты научного стиля:

  • Логичность изложения (сначала факты, потом выводы; связь предложений путем существительное + местоимение, наречия и выводы)
  • Точность является нормой (прямое значение слов; повторяемость слов; схемы, чертежи, формы множественного числа абстрактных существительных)
  • Отвлеченность и обобщенность
  • Объективность
  • Терминированность речи (термины)
  • Лаконичность в выражении мысли (краткость, точность)
  • Строгая нормированность (соблюдение правил русского языка)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Русский язык и культура речи"