Все, что нас окружает, имеет названия.
Поэтому, чем больше человек знает слов,
чем богаче его язык, тем точнее он выражает
свои мысли. В речи существует много подводных
камней, например омонимы – слова, одинаковые
по написанию, произношению, но разные
по значению. Нельзя употреблять их в нескольких
смыслах. Опасна в речи и синтаксическая
омонимия.
Одно из требований, предъявляемых к
речи говорящего и пишущего, – понятность
речи. Это важнейшее коммуникативное качество
речи. Соблюдать данное требование необходимо
потому, что оно связано с действенностью,
эффективностью устного слова.
Еще один момент – это выразительность
речи. Речь, наполненная сравнениями, пословицами
и другими стилистическими средствами,
привлекает внимание.
Все перечисленные выше направления
нуждаются в постоянном совершенствовании
как в письменной речи, так и в устной.
№ 18 основные
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов
Нелишне будет
знать и использовать классическую схему
ораторского искусства. В основе ее лежат
5 этапов:
1. Поиск необходимого материала,
содержание публичного выступления.
2. Составление
плана, распределение собранного
материала в необходимой логической
последовательности.
3. Литературная
обработка речи, насыщение ее
содержания, использование вспомогательных
материалов.
4. Заучивание,
запоминание текста речи.
5. Произнесение
речи с соответствующей интонацией,
мимикой, жестами.
I.Поиск материала
Материал для выступления должен быть
интересным и разнообразным. Поиск материала
– очень серьезное дело и требует времени,
поэтому подготовку к выступлению следует
начать заранее. На этом этапе подготовки
наиболее эффективной и познавательной
для автора может стать работа в библиотеке.
Отсюда возникает необходимость умения
пользоваться разными видами каталогов
(алфавитным, систематическим и предметным),
библиографическими изданиями, справочной
литературой. На сегодняшний день все
более распространяющаяся компьютерная
сеть Интернет может стать хорошим подспорьем
в поиске необходимого материала. Причем
это может быть как непосредственно материал
по заданной теме, так и информация о том,
где вы можете найти ту или иную книгу.
Это помогает сильно сэкономить время
и изучить как можно больше материала.
Причем источники для выступления могут
быть самыми разнообразными. Это могут
быть всевозможные словари и справочники,
научная литература и официальные документы,
статистические сборники и художественная
литература. Также это могут быть статьи
из газет и журналов, программы телевидения
и т. д. И самое главное – не следует пренебрегать
собственным опытом и наблюдениями. Если
вы хотите рассказать слушателям о чем-то
новом, то ваши наблюдения должны лежать
в основе работы. Очень важно умение работать
с книгой. И это зависит от того, какую
задачу ставит перед собой оратор, хочет
ли он изучить по книгам какой-Ллибо вопрос
или получить как можно более обширные
теоретические знания. Изучение книг по
вашей теме также очень полезно с критической
точки зрения. Составив какое-либо свое
мнение о предмете, стоит сравнить его
с мнением других исследователей. Следует
также сделать выписки из этих книг –
наиболее яркие факты, примеры, интересные
положения. Подобные установки помогут
оратору более целенаправленно работать
с книгой. Следует определить для себя
вид чтения: сплошное, выборочное или комбинированное.
При сплошном чтении книга прочитывается
от начала до конца без пропусков. Иногда
для разрабатываемой темы достаточно
изучить не всю книгу, а лишь отдельные
главы или параграфы. Такое чтение называется
выборочным. Комбинированное чтение –
это сплошное чтение одних частей и выборочное
других. Важно обратить внимание на год
издания книги. Если заинтересовавшая
книга выпущена десять-двадцать лет назад,
то материал в ней скорее всего устарел,
поэтому следует ознакомиться с более
современной литературой по интересующему
вопросу.
При чтении желательно делать записи
или краткие конспекты. Наиболее простой
вид записи – это выписки. Выписывают
то, что относится к изучаемому вопросу,
а также материалы, которые могут быть
использованы. Выписки рекомендуется
делать на карточках одинакового размера.
На каждой карточке указывается материал,
относящийся только к одному автору. В
верхней части карточки указывают книгу,
а в нижней – подробно и в определенной
последовательности записывают выходные
данные источника, т. е. фамилию и инициалы
автора, название книги, место и год издания.
Имеется четыре источника накопления
материала: 1) личный опыт, 2) размышление
и наблюдение, 3) интервью и беседы, 4) чтение.
II.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вспомогательный материал речи: А. Определения;
Б. Сравнения; В. Примеры; Г. Ссылки на авторитеты;
Д. Статистические данные; Е. Наглядные
пособия.
А. Определения
«Что вы этим хотите сказать?» - такой
вопрос почти неизбежен в частном разговоре.
К сожалению, слушатель во время речи не
может его задать. Нет ничего более важного
и более связанного с неуловимыми трудностями,
чем бережное обращение со словом.
Б. Сравнения
Умственный процесс сравнения - существенный
фактор познания. Пока мы не знаем, на что
вещь похожа и чем она отличается от остальных
вещей, мы не можем понять ее. Поэтому,
хотя вопрос об уподоблениях и противопоставлениях
затрагивается при обсуждении других
вспомогательных данных речи, по своему
значению он заслуживает особого освещения.
В. Примеры
Примеры - наиболее эффективный доходчивый
прием, к которому прибегают ораторы. При
их помощи удается как бы приблизить предмет
к слушателю. Существенные качества примера
- конкретность и уместность. В речах информационного
характера главные его достоинства - ясность
и возбуждаемый им интерес; в речах агитационных
- убедительность и заключающийся в нем
призыв к чувству.
Г. Ссылки на авторитеты
В некотором смысле все, что говорит оратор,
имеет за собой те или иные авторитетные
источники. Большинство примеров, определений
и статистических данных, предлагаемых
им вниманию аудитории, представляет собой
наблюдения и выводы, которые он непосредственно
или косвенным путем тщательно собирал
из других источников.
Кроме того, как бы ни было обработано
и значительно содержание речи, слушатель
не склонен относиться к оратору с почтительным
вниманием, пока не почувствует, что перед
ним человек, или обладающий личным авторитетом,
или опирающийся на чужой авторитет.
Д. Статистические данные
1. Роль статистических данных
и их применение
Рассматривая явления в цифровом выражении
и соотношении, мы количественно определяем
и измеряем нашу действительность. Статистика
- это факты в цифрах, подвергающихся сравнению
или указывающих пропорциональность:
«Сто крупнейших банков в настоящее время
хранят у себя 46 процентов вкладов населения».
Сама по себе статистика кажется сухой
и отвлеченной, но для оратора она представляет
два преимущества - точность и экономию
изобразительных средств.
Каждый раз, когда нельзя пользоваться
такими терминами, как все, никто или один,
единственный способ быть точным заключается
в обращении к статистическим данным.
Благодаря сочетанию точности и сжатости
«сухая» статистика может придать материалу
необычайно впечатляющую силу.
Е. Наглядные пособия
Если нужно описать или объяснить предмет,
который можно доставить в аудиторию,
проще всего показать его слушателям в
натуре. Но если он слишком велик, слишком
мал, чересчур сложен, то можно дать его
в виде изображения или модели. В число
наглядных пособий входят чертежи на доске,
карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.
Всякое наглядное пособие привлекает
внимание слушателя.
Но главное назначение наглядных пособий
заключается в подкреплении устного изложения
и даже в замене его в речи информационного
содержания. Многие предметы, технические
вопросы, формулы слишком сложны, чтобы
дать представление о них только путем
устных объяснений. Изображение или диаграмма
в несколько секунд пояснят то, на изложение
чего пришлось бы затратить не менее часа.
№ 20 особенности официально-деловой
письменной речи
Особенности грамматики официально-деловой
письменной речи обусловлены требованием
максимальной точности и лаконичности
описания типовых ситуаций делового общения,
а также традицией употребления тех или
иных словоформ, оборотов речи, сложившейся
в отечественной школе делового письма.
В традиции русского делового письма
предпочтительным является употребление
страдательных конструкций вместо действительных.
Например: не мы выполним, а нами будет
выполнено; не Вы предлагаете, а Вами предложено. Страдательный
залог, как правило, используется при необходимости
подчеркнуть факт совершения действия
(оплата гарантируется, предложение одобрено).
Однако для придания тексту большей убедительности,
а также в случае, когда необходимо указать
конкретное лицо или организацию как субъект
юридической ответственности более предпочтительной
является форма действительного залога.
Например: Завод «Металлист» срывает
поставку сырья. Руководитель кооператива
не обеспечил технику безопасности.
При построении словосочетаний следует учитывать, что большинство слов
в письменной деловой речи употребляется
только с одним словом или с ограниченной
группой слов. Например: приказ – издается;
контроль – возлагается; цена – устанавливается;
задолженность – погашается; рекламация
(претензия) – предъявляется; платеж –
производится; счет – выставляется (оплачивается)
и т.д.; доводы – веские; цены – низкие,
высокие; скидки – значительные, незначительные;
необходимость – настоятельная; сотрудничество
– взаимовыгодное, плодотворное, успешное
и т.п. – именные сочетания.
Нарушение сочетаемости слов официально-деловой
окраски воспринимается как стилистические
и лексические ошибки и недочеты. Так,
в текстах документов не должны появляться
словосочетания типа: дешевые цены, командированные
расходы, осуществить оплату, представить
справку (лексические ошибки). Недопустимы
также в текстах документов сочетания
типа: дать кредит, большие скидки,
так как они соответствуют разговорной
норме делового общения, а их появление
в письменной речи является стилистической
ошибкой.
При выборе устойчивого языкового оборота
следует учитывать особенности фразеологии,
сложившейся в официально-деловой речи.
При употреблении сравнительной степени
предпочтительней сложная форма: менее важный, более сложный
(а не важнейший, сложнейший). При выражении
превосходной степени наиболее употребительна
форма с приставкой: наибольший эффект, наименьший
результат или сочетание положительной
степени с наречием «наиболее»: наиболее важный.
Довольно часто в текстах документов встречаются
ошибки, вызванные неправильным употреблением
предлогов по, в, с, благодаря и некоторых
других. Конструкции с предлогом по и без
него различаются стилистической окраской:
конструкции без предлога – общеупотребительны,
с предлогом – характерны для деловой
речи, например: меры по усовершенствованию,
опыты по разведению, мероприятия по предупреждению,
расходы по. ремонту.
Типичным для официально-деловой письменной
речи является употребление деепричастных оборотов.
Деепричастный оборот служит средством
передачи действия, происходящего одновременно
или в связи с другими действиями. С помощью деепричастного
оборота можно передать различные оценочные
характеристики: внимание, оказанное затронутому
в письме вопросу; заинтересованность
в скорейшем завершении работы и т.д. Например: Внимательно рассмотрев представленный
к утверждению проект, дирекция считает..
Как отмечают специалисты, деепричастным
оборотом следует начинать, а не завершать
фразу. Например: Учитывая…; Считая…; Принимая во внимание
и т.д. Обязательным условием употребления
деепричастных оборотов является то, что
два действия, одно из которых выражено
глаголом-сказуемым, а другое деепричастием,
должны осуществляться одним и тем же
лицом (или относиться к одному лицу).
Итак, выбор языкового оборота из числа
возможных при составлении деловой бумаги
определяется: а) практикой употребления
языкового оборота, т.е. степенью его употребительности;
б) его правильностью с грамматической
точки зрения (с учетом особенностей официально-делового
стиля); в) степенью точности и лаконичности
в описании управленческой ситуации.
№ 20 особенности письменной
речи
Письменная речь:
– графически закрепленная;
– может быть заранее обдумана и исправлена;
– характерны некоторые языковые особенности
(преобладание книжной лексики, наличие
сложных предлогов, страдательных конструкций,
строгое соблюдение языковых норм, отсутствие
внеязыковых элементов).
Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.
Тот, кто пишет, не видит своего читателя,
а может лишь мысленно представить его
себе. На письменную речь не влияет реакция
тех, кто ее читает.
Пишущий имеет возможность совершенствовать
написанный текст, возвращаться к нему,
изменять, исправлять.
Письменная речь рассчитана
на зрительное восприятие. Во
время чтения всегда имеется
возможность перечитать непонятное
место несколько раз, сделать
выписки, уточнить значения отдельных
слов, проверить по словарям правильность
понимания терминов. Письменная
форма речи чаще всего представлена
нормированным (кодифицированным) языком,
хотя имеются такие жанры письменной
речи, как заявления, письма, докладные,
объявления и под., в которых
может быть отражен разговорный
язык и даже просторечие. В
условиях электронной коммуникации
возникает новая форма речи, новая
форма речевого взаимодействия
– письменная разговорная речь,
которая реализует в письменном
виде устную разговорную речь.
Эта письменная форма речи
характеризуется спонтанностью, неофициальностью,
непринужденностью общения, как
и устная речь.
№ 21особенности
фонационного (речевого) дыхания
Дыхание фонационное,
или речевое– является основным источником энергии
при образовании звуков речи. Фонационное
дыхание отличается от физиологического
тем, что оно произвольно, вдох короче,
выдох, напротив, замедлен, прерывист,
подчинен произнесению текста, очередной
вдох осуществляется без паузы. При производстве
звука струя выдыхаемого воздуха встречает
на своем пути сомкнутые и напряженные
голосовые связки. Благодаря колебанию
голосовых складок, у голосовой щели в
струе выдыхаемого воздуха образуются
волны сгущения и разрежения, происходят
колебания воздуха, которые и образуют
звук. Речевой выдох происходит в основном
через рот, небольшие порции воздуха выходят
через носовые отверстия небольшими порциями
только при фонации некоторых отдельных
звуков. Общепризнанным типом дыхания
при фонации считается реберно-диафрагмальный,
который осуществляется за счет сокращения
диафрагмы и межреберных мышц. Естественное
в жизни газообменное реберно-диафрагмальное
дыхание при пении и речи должно быть изменено
так, чтобы добиться наиболее благоприятных
условий для деятельности голосообразующего
аппарата. Основные критерии правильного
фонационного дыхания: - не происходит
перегрузки воздухом легких; - голосовые
связки не вынуждаются приспосабливаться
к давлению на них воздуха; - подсвязочное
давление максимально смягчено; - дыхательные
движения грудной клетки сведены к минимуму;
- при изменениях голоса по высоте и силе
затраты воздуха сведены к минимуму; -
голосовые связки в процессе речи не изменяют
свой функциональный режим; - в речевом
процессе сохраняется участие всех дыхательных
мышц; - грудная клетка и вся верхняя часть
голосового аппарата освобождены от напряжения;
- глоточная полость максимально расширения
при необходимости.