б) морального плана (требуется
присутствие человека);
в) эмоционально-эстетического
плана (когда люди приходят, потому что
им интересны оратор, его выступления,
его манера держаться и т. д.).
Именно поэтому у слушательской
аудитории можно отметить различный настрой
на восприятие выступления.
№ 14 орфоэпические и акцентологические
нормы
Языковая норма – центральное понятие культуры речи. Норму можно определить
как общепринятое и узаконенное (кодифицированное)
употребление языковых средств в речи.
Это явление историческое. Она немыслима
вне традиции, но абсолютизация традиций
ведет к окостенению литературного языка,
отрыву его от живого употребления. Изменение
литературных норм обусловлено развитием
языка.
Нормы могут быть строгими
и нестрогими. При строгой норме варианты
не допускаются, при нестрогой норме допускаются
использование различных вариантов, разговорных
и устаревших форм. Выделяются орфоэпические
(произношение), акцентологические (ударение),
лексические (словарные), фразеологические,
грамматические и стилистические нормы.
Нарушение норм приводит к речевым и стилистическим
ошибкам, затрудняющим общение.
Орфоэпические (произносительные)
нормы в современном русском литературном
языке регулируются законами редукции
(в области гласных), оглушения и уподобления
(в области согласных). Редукция – это ослабленное
произношение гласных в безударном положении,
например: [мълако], [дьлавой]. Оглушение звонких согласных
происходит в конце слова: горо[т] – город. Уподобление (ассимиляция)
звуков возникает при сочетании звонкого
и глухого согласных (так же, как и глухого
и звонкого): первый из них уподобляется
второму. В одних случаях происходит оглушение,
в других – озвончение первого звука,
например: ло[т]ка – лодка, [з]делать
– сделать.
В современном русском литературном
языке существуют некоторые особенности
в произношении иноязычных слов. Так, в
заимстовованных словах допускается произношение
безударного [о]: болеро, досье, какао, кредо,
поэт, радио, трио и др. Перед [э] в словах
иноязычного происхождения согласные
смягчаются не во всех случаях, например: [д']ельфин, [т']екст, но ар[т]ерия, бу[т]ерброд.
В некоторых иноязычных словах допустимо
вариативное произношение – с твердым
и мягким согласным: [д]едукция и [д’]едукция, [д]екан
и [д’]екан, конг [р]есс и конг [р’]есс, [т]еррорист
и [т’]еррорист. Произношение твердого
согласного перед [э] в таких словах, как бассейн, беж, брюнет, конкретный,
музей, пионер, рельс, тема, фанера,
считается манерным, претенциозным.
Акцентологические нормы в современном русском литературном
языке нелегки для усвоения из-за разноместности
и подвижности ударения в нашей речи. Ударение
в русском языке может падать на разные
слоги (первый, второй и т.д.), а также может
в одном и том же слове, при изменении его
формы, перемещаться с одного слога на
другой (например: по΄хороны, похоро΄н, на похорона΄х).
Первое свойство называется разноместностью, второе
– подвижностью ударения.
Между тем, к примеру, в польском языке
ударение всегда падает на предпоследний
слог, во французском – на последний, в
латышском – на первый, в английском, как
правило, на первый.
C изменением места ударения
может меняться и значение
слова (мука – мука, кружки – кружки, звонок – звонок).
В современном русском языке насчитывается
сейчас более пяти тысяч общеупотребительных
слов с колеблющимся ударением. В одних
случаях эти колебания рассматриваются
как проявление просторечия, в других
признается возможность вариативных ударений
в пределах литературной нормы.
№ 15 основные единицы общения
Речевая ситуация. Речевое событие. Речевое
взаимодействие.
Общение— это сложный процесс взаимодействия
людей. Без общения, как без воздуха, человек
не может существовать.
Способность общаться с другими людьми
позволила человеку достичь высокой цивилизации,
прорваться в космос, опуститься на дно
океана, проникнуть в недра земли.
Общение дает возможность человеку раскрыть
свои чувства, переживания, рассказать
о радостях и горестях, о взлетах и падениях.
Общение помогает организовать совместную
работу, наметить и обсудить планы, реализовать
их.
Овладение искусством общения необходимо
для каждого человека независимо от того,
каким видом деятельности он занимается
или будет заниматься.
Проблемы общения исследуют представители
различных наук: философы, психологи, лингвисты,
социологи, культурологи и др. Изучаются
процессы образования речи и ее восприятие;
коммуникативные установки; факторы, затрудняющие
общение и повышающие его эффективность
ит. п. Исследователи выделяют и описывают
основные единицы речевого общения— речевую ситуацию, речевое
событие, речевое взаимодействие.
Речевая ситуация— это контекст высказывания, то, что
помогает его понять. Известно, что высказывание
делается в определенном месте в определенное
время и имеет определенный набор участников:
говорящий и слушающий. Таким образом,
составляющие речевой ситуации — это
говорящий, слушающий, время и место высказывания.
Речевая ситуация помогает понять смысл
сообщения, конкретизирует значение ряда
грамматических категорий, например, категорий
времени, местоименных слов типа я, ты,
сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет
также правильно толковать высказывание,
уточнять его целевую функцию (угроза,
просьба, совет, рекомендация), выявлять
причинные связи данного высказывания
с другими событиями и т. д.
Речевая ситуация диктует правила ведения
разговора и определяет формы его выражения.
Например, типичные диалоги на экзаменах,
у железнодорожной кассы, на приеме у врача,
в юридической консультации; светские
беседы в гостях, на банкетах; публичные
дискуссии.
Косвенные высказывания широко используются
в речи. Они делают речь более выразительной,
сжатой, позволяют передавать разнообразные
экспрессивные оттенки. Смысл косвенных
высказывании становится понятным только
в контексте речевой ситуации.
Основная единица речевого общения — речевое событие.
Речевое событие составляют два главных
компонента:
1) словесная речь (то, что говорится,
сообщается) и то, что ее сопровождает
(жесты, мимика, движения и др.);
2) условие, обстановка, в которой
происходит общение (речевая ситуация).
Первую составляющую речевого события,
то есть живую речь, взятую в событийном
аспекте, в современной лингвистике называют
дискурсом. Дискурс — это речь, «погруженная
в жизнь». Дискурс помимо речи включает
мимику, жесты, пространственное поведение
собеседников.
Пространственное поведение — это то,
насколько близко собеседники стремятся
находиться друг от друга.
Вторая составляющая речевого общения
- это речевая ситуация, включающая
его участников, их взаимоотношения, обстоятельства,
в которых происходит общение.
Таким образом, речевое событие можно
представить в виде формулы:
Компоненты речевого события:
■ словесная речь и то, что ее сопровождает;
■ речевая ситуация (контекст высказывания).
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление:
с одной стороны, это говорение, порождение
речи субъектом, с другой — восприятие
речи адресатом, ее декодирование, понимание
содержания, оценка полученной информации
и реагирование (вербально, мимикой, жестами,
поведением и т.д.).
Для речевого взаимодействия требуется
коллектив (самое меньшее два человека).
В процессе речевого (вербального) взаимодействия
субъектов участвуют их мышление, воля,
эмоции, знания, память.
Высказывание оказывается центром коммуникативного
взаимодействия, вокруг которого расставляются
все остальные «участники» диалога.
№ 16 основные
единицы языка
К основным единицам
языка, выделяемым в лингвистике и психолингвистике,
относятся: фонема, морфема, слово, предложение
и текст.
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») —
минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит
для различения и отождествления значимых
единиц языка (морфем и слов):
при замене одной фонемы на другую получится
другое слово (<д>ом — <т>ом);
при изменении порядка следования фонем
также получится другое слово (<сон> — <нос>);
при удалении фонемы также получится
другое слово (т<р>он — тон).
Фонема как абстрактная
единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице,
в которой фонема материально реализуется.
Строго говоря, звуки речи бесконечно
разнообразны; достаточно точный физический
анализ может показать, что один человек
никогда не произносит одинаково один
и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако
пока все эти варианты произношения позволяют
правильно опознавать и различать слова,
звук [а́] во всех его вариантах будет являться
реализацией одной и той же фонемы <а>.
Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет
важную роль при решении таких практических
задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.
Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая
значимая единица языка, выделяемая в составе
слова и выполняющая функции словообразования
и формообразования (словоизменения).
Mорфема — двусторонняя
единица, одна из её сторон — семантическая, то есть план содержания
(означаемое), другая — фонетическая или графическая форма,
то есть план выражения (означающее).
Слово — одна из основных
структурных единиц языка, которая служит для
именования предметов, их качеств и характеристик,
их взаимодействий, а также именования
мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых
человеческим воображением.
В поисках структуры
слова современная наука сформировала
самостоятельную отрасль, называемою морфологией. По грамматическому
значению слова классифицируются как
части речи:
знаменательные слова — обозначающие определённые понятия, — существительное, прилагательное, глагол, наречие
подклассы — числительные, местоимения и междометия;
служебные слова — служащие для связи слов между собой — союз, предлог, частица, артикль и др.
По лексическому значению
слова классифицируются по возрастающему
перечню по мере развития лексикологии, семантики, учения о словообразовании, этимологии и стилистики.
Предложе́ние (в языке) — это единица языка,
которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.[1] С точки зрения пунктуации, предложение как законченная
единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием. Также предложение
является синонимом «фразы».[2]
Наукой, изучающей
предложение, является синтаксис
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение,
связь, сочетание») — зафиксированная
на каком-либо материальном носителе человеческая
мысль; в общем плане связная и полная
последовательность символов.
Существуют две основных
трактовки понятия «текст»: «имманентная»
(расширенная, философски нагруженная)
и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает
отношение к тексту как к автономной реальности,
нацеленность на выявление его внутренней
структуры. Репрезентативный — рассмотрение
текста как особой формы представления
знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин текст
используется в широком значении, включая
и образцы устной речи. Восприятие текста изучается
в рамках лингвистики текста и психолингвистики.
Текст, в своем роде,
состоит из некоторого
количества предложений. Одно предложение,
даже очень распространённое, сложное,
текстом назвать нельзя, поскольку текст
можно разделить на самостоятельные предложения,
а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения,
но не текста.
Главный
тезис — текст состоит из
двух или более предложений.
№ 17 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО
ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ
Во все времена в любом обществе умение
правильно говорить и писать считалось
признаком образованного человека. Язык
– структура подвижная и постоянно меняющаяся.
Но основы грамотного письма и говорения
остаются прежними.
Что на сегодняшний момент означает грамотно
писать? Это прежде всего означает владеть
определенным набором навыков, т. е. знать
правила употребления гласных и согласных,
правильное употребление лексики, правила
синтаксиса, стилистики и т. д. Например,
стилистика. Очень важно, чтобы текст был
написан в одном стиле и не было отдельных
слов, выпадающих из общей картины. В последнее
время в этой части языкознания наметились
тенденции расширения некоторых понятий,
что поможет если не убрать спорные моменты,
то уменьшить их количество. Так выражаются
основные направления совершенствования
навыков грамотности в стилистике. Что
касается лексики, то полное владение
лексическим составом языка доступно
очень грамотным людям. Но совершенствовать
свои познания в этой области – задача,
стоящая перед каждым грамотным человеком
и являющаяся задачей теории русского
языка.
Как и в любом деле, лучший способ усовершенствовать
навыки письма – это постоянные упражнения.
Изучение новых правил и повторение уже
изученных – вот основополагающие правила.
Употребление гласных в корнях существительных,
правильное выделение причастных и деепричастных
оборотов и многое другое – это то, что
надо совер-Лшенствовать и является в
свою очередь основными направлениями
повышения уровня навыков грамотного
письма.
Не менее важен вопрос и грамотного говорения.
Что значит грамотно говорить? Это умение
правильно делать ударения, правильно
произносить звуки (т. е. фонетика), сюда
можно отнести и стилистические навыки,
и богатство и разнообразие языка. Но основой
грамотного говорения являются прежде
всего навыки грамотного письма. Например,
такой важный момент, как точность речи.
Это умение четко и ясно выражать свои
мысли. Как любое умение, его можно усовершенствовать.
Чтобы речь была точной, необходимо прежде
всего знать, о чем хочешь сказать. Иначе
получается путаница и нарушается логика
повествования. Есть и другая причина,
которая делает речь неточной. Это – плохое
и недостаточное знание русского языка,
его особенностей.