Шпаргалка по "Литературоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, шпаргалка

Описание работы

Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.
Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену по литературоведению.docx

— 141.53 Кб (Скачать файл)

-и ии -и -и Весна, весна, пора любви, и - и - и - и - Как тяжко мне твоё явленье, и - и - и - и - Какое томное волненье, и - и - и и и - В моей душе, в моей крови... и - и - и - и - Еще один пример:

(4* стопный хорей)

и

и

(А. Пушкин)

(4- стопный ямб)

Мы ВИДИМ, что сочетание «безударный — ударный» повторяется до конца строки (за отдельным исключением).

Повторяющееся в силлабо-тоническом стихе сочетание ударного и безударных слогов называется стопой (термин заимствован из античной метрики, где стопой называлось сочетание долгого и краткого слогов). Стопа отделяется вертикальной чертой.

Силлабо-тоническая система стихосложения знает пять основных видов стоп:

Хорей— стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй — безударный. Схема хорея: | — У |.

Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный. Схема ямба: | У — |.

Вышеприведенные отрывки из пушкинских стихотворений — примеры хорея и ямба. Это самые распространенные размеры в русской классической поэзии.

Кроме двусложных стоп — хорея и ямба — в русской силлабо-тонике есть трехсложные стопы:

Дактиль — стопа из трех слогов, где первый слог ударный, второй и третий — безударные. Схема дактиля: | — УУ].

Амфибрахий — стопа из трех слогов, где первый и третий слоги безударные, а второй — ударный. Схема амфибрахия | У — У |.

Анапест — стопа из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий — ударный. Схема анапеста: | У У — |.

В зависимости от количества стоп в строке размер стиха именуется трехстопным, четырехстопным и так далее. При определении размера нужно не только называть размер (ямб или анапест), но обозначать и количество стоп в строке: трехстопный ямб, пятистопный анапест и т. п.

Мы отмечали, что ритм силлабо-тоники основан на упорядоченном чередовании ударного и безударного слогов. Сама эта упорядоченность всегда отвечает схеме одной из пяти стоп: хорея, ямба, дактиля, амфибрахия, анапеста.

 

Приведем примеры:

Тучки небесные, вечные странники! - и и

Степью лазурною, цёпью жемчужною - и и Мчитесь вы, будто как я же, изгнйнники, - и и С милого сёвера в стдрону южную. - и и

(М. Лермонтов)

Меж высоких хлеббв затерялося и и -

Небогйтое нйше селб. и и -

Горе гбрькое по свету шлялося и и -

И на нас невзначйй набрело.

 и и -

(Н. Некрасов)

Как мальчик кудрявый, резей, и - и

Нарядна, как бабочка лётом; и - и

Значёнья пустбго словй и - и

В устах ее пблны привётом. и - и

(М. Лермонтов)

На пяти видах стоп основаны пять основных размеров русской силлабо-тоники. Они называются так же: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. В хорее повторяется хореическая стопа, в ямбе — ямбическая и так далее. Ритмическая организация стиха в силлабо-тонике основана именно на размере — на типе упорядоченного чередования ударных и безударных слогов. Но размер и ритм силлабо-тоники — не одно и то же.

Размер — это идеальная схема чередования ударного и безударного слогов, которой должен следовать стих. Но эта схема в реальном стихе, как правило, не может быть соблюдена. Почему? Потому что этому препятствует сам язык, в котором есть не только двусложные (как нужно для ямба и хорея) и не только трехсложные (как нужно для трехсложных размеров), но и многосложные слова.

Что такое для стиха многосложное слово? Это слово, где один ударный слог сочетается с множеством безударных. Между ударными слогами в силлабо-то- ническом стихе должно быть только один или два безударных слога. Но если поэт обращается, например, к слову благословил | У У У — |, то между ударным слогом этого слова и ударным слогом предшествующего слова оказываются не два и не один (как должно), а целых три слога. Значит, размер — идеальная схема — в реальной стихотворной строке нарушается.

При составлении схемы надо помнить, что есть три вида ударения: грамматическое, логическое и ритмическое. Стихи (др.-греч. зИсЬоз — ряд) — это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. Каждый такой ряд слов (стих) в тексте пишется отдельной строкой. Если следовать за ритмическим ударением, то схема всегда будет соответствовать идеальному размеру, если грамматическому, то обязательно появятся в схеме о тдельные стопы с пиррихием или спондеем.

Г.Л. Абрамович замечает: «Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место и языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударение в служебных словах, а иногда и в местоимениях пропадает, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударение с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее— энклитикой)»1.

Возьмем строчку из пушкинской сказки — Три девицы под окном — и составим ее схему: — У | —У | У У | Ясно, что это хорей, но мы замечаем явные отступления от идеальной схемы. Отступления связаны с тем, что на местах, где в идеальной схеме должны быть ударные слоги, в реальной стихотворной строке появляются безударные. Стопа, где вместо обязательного ударного слога стоит безударный, называется пиррйхием.В ямбе или хорее пиррихий будет выглядеть на схеме так | У У |, а в трехсложных размерах | УУУ |. Отступление от размера может быть и в том, что в стопе на месте обязательного безударного появляется ударный слог. Такое отступление называется спондеем. Иначе говоря, спондей — это стопа со сверхсхемным ударением. Приведем классический пример спондея из пушкинской поэмы «Полтава»:

Швед, русский колет, рубит, режет.

- - |и - |и - |и - |и

В первой стопе, как видим, на месте обязательного безударного (как положено в ямбе) стоит ударный слог, образуя тем самым спондей. Схема спондея для двусложных размеров | |, для трехсложных | У |,

(дактиль, амфибрахий), | У | (амфибрахий, анапест),

| — У — | (дактиль, анапест).

Спондей и пиррихий — два основных вида отступлений от идеальной схемы размера (ее называют также метрической схемой, а размер — метром). Стихотворений, полностью соответствующих метрической схеме и не содержащих никаких отступлений от нее, почти нет. Практически все русские силлабо-тонические произведения содержат отступления от метрической схемы.

Чем же все-таки отличается размер стихотворения от ритма? Размер — это идеальная схема, лежащая в основе типа ритмической упорядоченности данного стихотворного произведения. Ритм же стихотворения — это тот реальный вид, который принимает в данной стихотворной форме идеальный размер. При анализе стихотворных произведений особое внимание привлекают именно отступления от размера. Эти проявления реального ритма бывают художественно важны и оправданны, они решают определенную идейнохудожественную задачу. Например, спондей придает стихотворному ритму быстроту (рядом оказываются два полноударных слова). Отрывистость, быстрота, напряженность — именно это хотел передать А. Пушкин при описании Полтавской битвы. В строчке Швед, русский колет, рубит, режет, прибегая к спондею, поэт подчеркнул стремительность и напряженность битвы.

Напротив, пиррихий придает стиху замедленность, плавность, мелодичность. Например, такова роль пир- рихиев в ритмической и содержательной структурах отрывка из стихотворения А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»: Я пбмню чудное мгновенье: и - и - и и и - Передо мной явилась ты, и и и - и - и - Как мимолётное виденье, и и и - и и и - Как гений чистой красоты. и - и - и и и -

Пиррихии наблюдаются в первой строке (выделено слово чудное), во второй (слово передо), в третьей (слова мимолетное виденье) и в четвертой (слово красоты). Во второй строке пиррихий выполняет техническую роль, во всех остальных случаях пиррихии несут художественную нагрузку, выделяют важные в содержательном отношении слова, придают стиху ту мелодичность, протяжность, которые помогают поэту иыразить свои чувства.

Для того, чтобы выразить содержательную, художест- шшно значимую функцию стихотворного ритма, нужно освоить технику составления схемы стиха, деления на стопы, выявления размера и отступлений от него. Только полностью овладев этими приемами анализа, можно рассматривать содержательную роль ритма. 
32 Дольник.

 

  1. Акцентный стих (декламационно-тонический).
  2. Рифма и ее функции. Белые стихи.
  3. Виды рифм по месту в строфе.
  1. Виды рифм по количеству и качеству звуковых совпадений.

2 ВИДЫ СТРОФ, РИФМА  И РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Лирика тяготеет к стиху. Из всех стихотворных форм наибольшее значение в поэзии имеет ритм. Многие исследователи основной чертой лирического творчества считают его ритмическую организованность, сообщающую произведению музыкальность, порождающую определенную эмоциональную реакцию. Известно, что ритм в форме звуковой или в виде телодвижений играл исключительно большую роль в организации трудовых процессов у первобытных народов. Вначале он выражался в выкриках, приуроченных к различным тактам движения, а затем получил выражение в трудовой песне, очень несложной по своему характеру. В лирической поэзии ритм, тесно связанный с метром, содержателен. Он усиливает выразительность изображаемого. Например, стихотворный размер в «Трех пальмах» Лермонтова (четырехстопный анапест) соответствует своей напевностью жанру стихотворения (восточное сказание), его содержанию (печальному в своей основе), хорошо передает «темп» восточной жизни. В стихах:

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок, -

ощущается ритм движения верблюжьего каравана. Если эти строки вытянуть в одну линию, соблюдая свойственный русскому языку порядок слов в предложении, то поэтическое очарование намного ослабеет, если не исчезнет совсем.

В живом стихотворении и метр и ритм слиты в органическом единстве. Но только нужно помнить, что метр - это величина постоянная, а ритм - переменная. Правила метра, стихотворного размера, давно уже точно определены, ритм же отражает свободное дыхание нашей живой речи, и вместить его в определенные рамки, связать точными правилами пока никто еще и не пытался.

Чувство ритма - это чувство врожденное, оно целиком заключено в самой природе нашего родного языка.

«Вальс» из «Евгения Онегина» только потому и стал вальсом, что Пушкин придал ему ритм этого танца:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

 Кружится вельса  вихорь шумный;

Чета мелькает за четой

Итак, что же такое ритм? Ритм (от греч. - стройность, соразмеренность) - повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей (может быть мелодическим и немелодическим); периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.

Ритм может быть однородным и неоднородным, плавным или динамическим, монотонным, преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или постепенным снижением энергии ритма. Ритмические повторения могут иметь свою кульминацию.

Для дальнейшей работы необходимо выделить также понятие рифмы. Как мы можем увидеть, эти два понятия произошли от одного слова.

Рифма (от греч. - стройность, соразмеренность) - повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк (например, «розы - морозы», «пламя - память», «труде - везде» и др.); одинаковое или сходное звучание окончаний стихов; композиционно-звуковой повтор в конце двух или нескольких стихов Мещерякова М.И. Литература. - М.: Рольф, 2000..

Рифмы различаются по месту ударения, по созвучию и по способу рифмовки. По месту ударения рифма может быть:

- мужской (ударение на  последнем слоге: снега - берега),

- женской (ударение на  предпоследнем слоге: правил - заставил),

- дактилической (ударение  на третьем от конца слоге: мальчики - пальчики),

- гипердактилической (ударение  падает далее, чем на третий  от конца слог: свешивающиеся - смешивающиеся).

Рифма может быть:

- точной (занемог - не  мог),

- неточной (совпадают  только отдельные звуки: язык - большевик).

По расположению в строках различают рифмы:

- парные (смежные), связывающие  смежные строки;

- перекрестные - рифмующие  первую и третью, вторую и четвертую  строки и т.п.;

- охватывающие - рифмующие  в четверостишии первую и четвертую, вторую и третью строки.

Также с понятием ритма перекликается еще одно - размер.

Стихотворный размер - последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп - в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.

В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (4-стопный ямб; 5-стопный ямб и пр.)

Помимо метрической системы стихотворения можно выделить еще одну - это строфа.

Строфа (от греч. - поворот) - повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.

Довольно часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Зрительно (на письме) строфы отделяются одна от другой увеличенным интервалом. Наименьшая строфа - двустишие.

Различаются следующие строфы:

- двустишие (дистих),

- трехстишие (терцина),

- четырехстишие (катрен),

- пятистишие,

- шестистишие (секстина),

- восьмистишие (октава),

- девятистишие (спенсорова строфа.),

- десятистишие (одическая строфа),

- четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).

Все это вместе и создает структуру стихотворного жанра.

Можно выделить следующие ритмообразующие элементы:

- метрические ударения (метрика)

Информация о работе Шпаргалка по "Литературоведение"