Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, шпаргалка
Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.
Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.
- концевые ударения (каталектика)
- концевые созвучия (рифма)
- числа слогов (силлабика)
- концевые паузы
- внутренние паузы (цезуры)
- внутренние созвучия (внутренние рифмы)
- синтаксические конструкции фраз
- строфы
Именно эти элементы и помогают нам понять красоту стихотворения, созданного на основе стихотворной речи.
Стихотворная речь (стихи) - особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь. Средство передачи экспрессивных эмоций.
Проанализировав любое стихотворение, мы можем заметить, что оно построено по этим законам.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое.
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты.
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
(1826)
Не трудно заметить, что это стихотворение Пушкин разделил на части, противопоставив их друг другу. В-первых четырех строфах описывается скучная зимняя дорога однозвучное побрякивание колокольчика под дугой. В следующей - пятой - строфе, после слов, как бы подводящих итог все предшествующему: «Скучно, грустно...» - сразу же происходит перелом. Тон стихотворения становится бодрым, почти радостным, и лишь в самом конце возвращается тема дорожной скуки, зимнего одинокого пути Рождественский В.А. Читая Пушкина. - Л.: Книга, 1966..
Рифма в данном стихотворении перекрестная, так как рифмуются первая и третья строки, точная (поляны - туманы), женская (поляны - последний слог безударный).
Литературный анализ позволяет понять, как именно сложено стихотворение, изучить его структуру, но смысл, который автор хотел донести до читателя, мы можем понять, только если будем чувствовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторически возникновение лирической поэзии связано с выделением личности из родового коллектива, когда человек начал осознавать себя как индивидуальность. Если у художника для выражения творческих замыслов есть в распоряжении кисть и краски, у композитора - музыкальные инструменты, то поэт, как известно, пользуется словом. Это его материал, все особенности и свойства которого он должен знать в совершенстве.
Искусство поэзии столь же сложно и широко, как и всякий другой вид художественной деятельности человека: музыка, живопись, скульптура, архитектура. Скажем больше: поэзия как бы объединяет в себе отдельные свойства всех этих искусств. В самом деле, она широко пользуется звуковыми свойствами слова, она в состоянии вызывать в нашем воображении живые картины и образы, она воспроизводит поступки людей, их мысли, их чувства.
У настоящей, полнокровной поэзии самые непосредственные, самые живые связи с народом, с родной страной. Она, как в чистом зеркале, должна отражать свою эпоху, жить ее передовыми идеями, мыслями, надеждами, волнениями. Стоит ей оборвать эти связи - и она превращается в бесплодное, сухое, безжизненное занятие, в пустую игру словами, никому не нужную, а порою и вредную.
Построение стихотворных произведений подчиняется определенным законам. Среди них особенно можно выделить метр, ритм, рифму.
37. Гекзаметр и пентаметр.
40.' Строфы: двустишие, трехстишие, четверостишие, пятистишие.
41. Секстина, септима, октава, триолет.
42! Децима, сонет, онегинская строфа.
47. Рассуждение.
48/ Диалог и монолог.
Рамочный текст произведения, его компоненты и их функции.
Рама (рамка) – 1)подчёркивает
особый статус произведения
2) Компоненты рамы графически отделены от текста. Функция: установка на эстетическое восприятие текста: а) заголовочный комплекс - имя/псевдоним автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие. Создаёт «горизонт ожидания» б) авторские примечания, авторск. послесловие, внутренние заглавия (оглавление), обозначение времени и места создания произведения. Драма: + авторские ремарки, сценические указания (словесная декорация), список действующих лиц. Рамочный текст делится на внешний (относится ко всему произведению) и внутренний (оформление начала и конца частей, глав, песен). Например, произв-е м.б. помещено в рубрике журнала («Проза», «Поэзия») или тематическом сборнике («Московские рассказы», «День поэзии»). Состав компонентов определяется жанром.
Заглавие - смысловой код, доминанта смысла, «сильная позиция текста», «полюс автора». При отсутствии - его функция переходит к первой строчке произв-я. Иногда произведение получает название от критиков, редакторов. Смена названий отражает творческий поиск автора (пример: Гончаров «Обрыв»: «Вера», «Художник»). Список действ. лиц. Кому принадлежат реплики. Отражение литературных конвенций, господствующих в момент написания (зап.евр. XV-XVIIIвв: торжественные пышные посвящения, формальный этикетный характер; до XIX в – пространные предисловия, объяснение авторского замысла; романтические поэмы – эпиграфы – эмоц.функция). Примечания – объяснение реалий иноземного быта – подчёркнутая «экзотичность».
В литер.процессе изменяются и функции, и компоненты. С усложнением принципов худож.мышления – функции приобретают эстетич.значимость. Участвуют в смыслообразовании. Образность (пример – «от издателя» к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина»).
Вневременная функция
– структурообразующая. Характер
завершенности, внутреннее и внешнее
единство. Циклы: взаимосвязь частей
(Достоевский «Белые ночи»: части
– «Ночь 1», «Ночь 2» и т.д.), подчинение
общему замыслу («Миргород» Гоголя,
«Ямбы» Блока, Достоевский). Рамочные
компоненты подчеркивают
Лит персонаж как характер (тип) и образ.
– вид худ образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Персонаж предстает, с одной стороны, как характер (или тип), с другой как худ образ, воплощающий данный х-тер. Х-тер- лит. персонаж, сильно индивидуализированный (греч. черта, сообенность). Тип-худ. образ определенного индивидуума, в котором воплощены черты, х-ные для той или иной группы людей.
,52." Возможности освоения внутреннего мира человека: психологизм.