Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

  В “Стихотворениях в прозе”  с особой теплотой Тургенев  пишет о родине. Прозвучав впервые,  эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.

Среди стихотворений в прозе  видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился  великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш  прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

 “Стихотворениях в прозе”  талант Тургенева блеснул новыми  гранями. Большинство этих лирических  миниатюр отличается музыкальностью, романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением фантастического колорита.

   До сих пор тургеневские  “Стихотвореня в прозе” остаются  образцом мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при глубине – все это читатель нходит в “Стихотворениях в прозе”.

    В жанровом отношении  цикл “Стихотворений в прозе”  многолик: здесь есть такие жанровые  разновидности, как сон, видение,  миниатюрный рассказ, диалог, монолог, легенда, элегия,  послание, сатира и даже некролог. Это многообразие формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.Бунин, В.Короленко и другие, которые продолжили развитие этого жанра.

 

 

30. «Эстетические отношения  искусства к действительности» Николая Гавриловича Чернышевского. Проблематика прекрасного, требования к искусству.

Основные эстетические идеи Чернышевского  были изложены в магистерской диссертации  «Эстетические отношения искусства  к действительности» (1855г.) и некоторых  статьях. Основной смысл его теории направлен против эстетической концепции  Гегеля и его последователя Ф.Т. Фишера. Главным же теоретическим источником является материалистическая философия Л. Фейербаха. Как писал Чернышевский в конце жизни, его диссертация – это «попытка применить идеи Фейербаха к разрешению основных вопросов эстетики». По справедливому замечанию Пустарнакова В.Ф., всю немецкую трансцендентальную философию Чернышевский упрекал в том, что она занимается не настоящими людьми, какие есть в действительности, а призраками.

В своей работе Чернышевский приходит к формуле: «прекрасное есть жизнь» согласно представлениям человека: «прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором он видит жизнь, как он ее понимает, прекрасный предмет – тот предмет, который напоминает ему о жизни». При этом, по замечанию Т.В. Кузнецовой, Чернышевский особое внимание уделяет рассмотрению эстетических идеалов трудящихся масс, раскрывает их отличия от вкусов привилегированных слоев населения. В народный идеал обязательно входит эстетически осмысленное представление о труде. Так, условием красоты, по народным понятиям, является плотное и крепкое телосложение, здоровый цвет лица – признаки, указывающие на силу, ловкость, и свидетельствующие о том, что физический труд занимает для данного человека важное место.

Согласно Чернышевскому, жизнь  в ее оптимальной форме проявляется в человеке, поэтому человек выступает критерием выявления любой красоты, он является в определенном смысле идеалом прекрасного и субъектом, определяющим прекрасное в остальном мире. Полнота жизни составляет содержание прекрасного и определяется эстетическим восприятием («радость»), т.е. на основе субъективного фактора: «прекрасное есть то, как мы понимаем жизнь, как она радует нас».

Все в жизни, не соответствующее  нашим представлениям о ее полноте, не имеет отношения к прекрасному, а в искаженных формах несчастья, уродства расценивается как безобразное. Возникает оно как следствие каких то несчастных обстоятельств, препятствующих реализации жизни в ее полноте. Поэтому «стремление к жизни, проникающее органическую природу, есть вместе и стремление к произведению прекрасного».

Чернышевский выделяет три основных класса проявления прекрасного: в действительности, в фантазии и в искусстве.

Много внимания в своих работах  Чернышевский уделяет искусству. Подробно разбирая основные виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, архитектуру, поэзию (литературу), – он рассматривает их с позиции упрощенного миметизма, буквального подражания реальной (видимой) действительности и постоянно констатирует, что каждый из видов «неизменно ниже природы и жизни». Главным назначением всех видов искусства является «воспроизведение природы и жизни», воспроизведение интересных для человека сторон действительности, под которой он понимает не только видимый мир, но и внутренний мир: его мечты, чувства, переживания. Литература к тому же иногда служит «объяснительною жизни», нередко выносит «приговор о явлениях жизни».

Основное назначение искусства  – замещать те явления и события  жизни, которых нет в наличии  перед глазами человека: «Пусть искусство  довольствуется своим высоким прекрасным назначением: в случае отсутствия действительности быть некоторою заменой ее и быть для человека учебником жизни».

Чернышевский стремился к тому, чтобы наука и искусство были связаны с реальной социальной действительностью, были бы нравственно, социально и политически ориентированными явлениями, в конечном счете, были бы обращены к человеку. Искусство должно активно вторгаться в жизнь, способствовать ее преобразованию согласно разумным человеческим идеалам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. «Что делать» Н.Г.Чернышевского как социально-философский, утопический роман. Система образов. Идейно-композиционное значение «Снов» Веры Павловны.

Реалистический  роман, в котором Чернышевский в  образной форме выразил свой социальный идеал, был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы и явился новаторским переосмыслением и развитием жанра утопии.

    Роман  содержит наиболее полное и  всестороннее изложение социальных  идеалов Чернышевского.  Чернышевский  — крупнейший экономист, философ  и политик России 60-х годов — остался философом и в своем беллетристическом романе. Роман доказывал разумность идеи социализма, ее соответствие потребностям и устремлениям человечества, утверждал ее осуществимость. Но главное — что социализм предстал на страницах романа как исторически уже возникший и неотвратимо нарастающий процесс переустройства общества. Из всей утопической европейской традиции роман Чернышевского выделяет тот факт, что автор рисует не только картину современного “социализма”, но и пути приближения к будущей социальной гармонии. Путями, которыми, по мнению Чернышевского, человечество движется к социализму, являются пути социализации идеологии людей и путь политической борьбы за переустройство общества. Оба пути в романе проторенные. Автор показывает, каким образом активно и деятельно идут “новые люди” обоими путями.

 Герои романа  “Что делать?” — действительно  разночинцы, люди умственного труда,  естественные люди. Они не мыслят  жизни своей без труда, без  общественно-полезной деятельности. Это энергичные, волевые люди, в них нет и следа пассивности «лишних людей». Они владеют новой экономической теорией организации коллективного труда, у них есть программа переустройства общества, естественно,- социалистическая, главная их задача - революционное вторжение в жизнь.  Лопухов — активный пропагандист новых идей среди молодежи, общественный деятель. Студенты называют его “одною из лучших голов в Петербурге”. Сам он считает работу в заводской конторе очень важной. Самую активную работу в рабочей среде вели прогрессивные студенты Петербургской медико-хирургической академии (Хохряков, Бемеволемский). Они читали прокламации, объясняя рабочим слова “либерал”, “революция”, “деспотизм”, “кризис”. Лопухов “подобрал надежных преподавателей” для этой цели и объяснил им, “как учить грамоте”. В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Наиболее примитивный эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла без денежных расчетов. Гораздо более зловещ эгоизм обеспеченных людей. Заботы об излишествах, стремление к праздности — вот почва, на которой растет их эгоизм (фантастическая почва). Пример — Жан Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.

Старый мир  в романе представлен достаточно скупо. Представительницей старого света является Мария Алексеевна, которая четко формулирует философию своего мира: «Только нечестным да злым и хорошо жить на свете»; «Когда нового-то порядка нет, по старому и живи: обирай да обманывай». «Новые люди» в романе существуют в том времени, в каком существует и сам автор. Жизнь на страницах романа - прежде всего воплощение страстной мечты автора об идеальных человеческих отношениях. Роман как «учебник жизни» сыграл и практическую роль - мастерские по образцу той, что изображена в романе, возникали в разных городах России. Но нужно заметить, что век их был недолог.  Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов — один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”.

        Отступившись от аристократического  образа жизни, он становится  демократом по взглядам и образу  поведения. Рахметов — истинный  революционер. Таких людей, как  он, не очень много. “Я встретил, — замечает Чернышевский, — до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)...”.  Свои заветные мысли, идеалы Чернышевский выразил в снах Веры Павловны. В них смешалось реальное и фантастическое. Сны - это не просто внесюжетные «вставки» и «эпизоды». Всего в романе четыре сна главной героини.

    В  первых двух сновидениях завершен  сюжет о взаимоотношениях Веры  Павловны с «пошлыми людьми»  из старого мира. Также здесь  прослежен переход героини в  «общество чистых людей». В третьем сне психологически обоснован сюжет о втором замужестве Веры Павловны, а в четвертом — раскрыт духовный, социально-философский мир героини. Во всех снах героини психологически объясняется поведение людей, находящихся в состоянии сна: отражение реальных событий, разговоров и впечатлений в фантастических образах, смещение временных и пространственных границ. Поэтому вполне естественным во сне Веры Павловны выглядит символический образ «невесты своих женихов». Впервые он возник в разговоре Лопухова с Верочкой во время кадрили и ее младшей сестры — «Светлой красавицы» («Третий сон Веры Павловны», первая часть «Четвертого сна»).

 

 

 

32. Этапы и эволюция  творчества Александра Николаевича Островского. Краткая характеристика основных этапов.

Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда. Следующий период (1852-1854) характеризуется активным участием в кружке сотрудников журнала "Москвитянин". Островский пишет пьесы "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Не так живи, как хочется".

Окончательно  мировоззрение автора определяется в предреформенный период (1855-1860). Островский сближается с революционерами-демократами и пишет пьесы "В чужом пиру похмелье" (1855-1856), "Доходное место"(1856), "Воспитанница" (1858), "Гроза" (подробнее см "Гроза").

И последний, пореформенный период (1861-1886), отличается от предыдущих дробных периодов творчества своим единством, невозможностью выделить хронологически сменяющие друг друга этапы. Островского как художника волнуют вопросы о путях развития России, в поле зрения автора попадает все больше областей современной жизни.

Социально-бытовые темы из жизни  купечества ("Не все коту масленица", "Правда хорошо, а счастье лучше") соседствуют с циклом пьес "из жизни захолустья" (бальзаминовская трилогия - "Праздничный сон до обеда" (1857), "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" и "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") (1861), "Шутники" (1864), "Пучина" (1866), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1872)

Пьесы на исторические темы, сатирические комедии, уникальная "Снегурочка" и разрабатываемая в 70-80 гг. психологическая  драма - это новые направления  в творчестве известного русского драматурга.

Становление драмы было связано  с поисками героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Но Островский не находил такого героя. Главные действующие лица его пьес были либо преуспевающие дельцы, либо пошлые, циничные прожигатели жизни, либо идеалисты, бессилие которых было очевидно Они не могли стать центром драматического действия, и тогда Островский выводит на первое место женщину, что акцентирует внимание зрителей на чувствах персонажа. А именно это является условием развития психологической драмы. Самой совершенной из них по праву считается "Бесприданница" (1879) Характер героини не изменяется в процессе драмы, а постепенно раскрывается перед зрителями. Такими же шедеврами являются пьесы "Последняя жертва" (1878), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884) Именно эти произведения заложили основу для дальнейшего развития драмы.

Создав целый репертуар, Островский перевел еще двадцать две пьесы ("Усмирение своенравной" Шекспира, "Кофейная" Гольдони, интермедии Сервантеса и многие другие).

Островский занимает особое место  в русской культуре - уже при  жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины XIX века, хотела видеть на сцене  свою жизнь. Такие пьесы писал  для них Островский. Он описывал жизнь героев глазами тех, кто трудится. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности. Почти пятьдесят пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни, "Колумбом Замоскворечья". В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш тромской губернии.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"