Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

2 период:1848-59 гг.Ссылка в Спасское-Лутовиново  за некролог Гоголю.(1852г).1852-Отдельное  издание "Записок охотника"(22рассказа  и очерка).1855г - "Рудин"-разработка проблемы лишнего человека.Роман заключает цикл повестей 40-50-х гг. от повести "Гамлет Щигровского уезда" до "Яков Пасынков".В 1858 году - повесть "ася".1859 - роман"Дворянское гнездо".Написаны пьесы "Месяц в деревне"(50),"Провинциалка"(51),"Разговор на большой дороге","Вечер в Сорренто".

3 период:1859-62гг.1858-61гг- года революционной  ситуации в России.Низы не хотят  жить по-старому,а верхи не  могут править по-старому,но и  не могут внести новое.18 февраля  1861г - новая Конституция.В "Современник"  приходят Чернышевский,Белинский,Добролюбов."Теория естественного права" - человек имеет право на воздух,землю,воду.1860г - публикуется роман "Накануне",1862 -"Отцы и дети"Появляется новый герой - разночинец.

4 период:1862-1869 гг.Вышли на поверхность  либералы,которые приняли реформу 1861г.Возраждается театр,культурный обмен. Куда пойдет русь ещё не ясно."Призраки"-рассказ о том,как к таинственное существо является автору и может перенести его в любую эпоху,кризисную для Руси.Герой кончает жизнь самоубийством.Написан роман "Дым"(1867).Россию заволокло дымом.Различные кружки интеллегенции за границей.Положительный герой Литвинов - слабый.

5 период:1869-77гг.Добавил в "Записки  охотника" 3 рассказа:"Живые мощи","Конец  Чертопханова","Стучит!".Начало  нового общественного подъёма.Появляются народники 70-х,идут в народ,строят школы,больницы.СчиталиЧто работа в народе пробудит его сознательность.Народники поддталкивали правительство к реформам.Роман "Новь"(1877) - посвящён народникам.

6 период:1877-83 гг.Основная масса  стихотворений в прозе( 1 часть -50 стихотв., 2часть- 31 стихотвор.). Обращается к фантастической прозе:"Песнь торжествующей любви","Собака".Использует опыт философа.Обращается к проблеме,что не всё в мире познано,есть ли жизнь после смерти. Последнее прозаическое произведение рассказ "пожар на море" записывается Полиной Виардо со слов Тургенева.

 

 

20. Драматургия И.С.Тургенева.

Работая над «Записками охотника», Тургенев   обращается и к драматургии. Направление тургеневской драматургии  определяется словами Белинского: «Драма... должна быть верным зеркалом жизни современного общества».

В пьесах Тургенева воссоздаются правдивые  картины быта и нравов, своеобразные человеческие характеры. Живые диалоги, тонкий психологизм, острота внутренних драматических конфликтов составляют достоинство этих пьес, в какой-то мере подготовивших появление Чехова на русской сцене. Вслед за Гоголем, которого Тургенев высоко ценил, он изображает маленького человека — жертву социального неравенства (в комедиях «Нахлебник», 1848, и «Холостяк», 1849), сатирически рисует крепостнические нравы («Безденежье», 1846; «Завтрак у предводителя», 1849).

Одна из лучших пьес Тургенева —  «Месяц в деревне» (1850) —поднимает тему, которая получит дальнейшее развитие р романе «Отцы и дети», — тему социальных и духовных противоречий между разночинцем-учителем и хозяевами дворянской усадьбы. Нравственная победа в этом столкновении оказывается на стороне разночинца. То, что именно в 1850 году Тургенев сочувственно рисует русского интеллигента-разночинца, свидетельствует о высоком гражданском мужестве и удивительной прозорливости писателя. Это были годы мрачной реакции. Но именно тогда подспудно готовился новый подъем освободительного движения, во главе которого стали революционеры-разночинцы.

Таким образом, пьесы Тургенева, как и другие его произведения, тесно связаны с общественной жизнью страны, в них отражаются типические противоречия русской действительности.

Тургеневские пьесы и поныне пользуются успехом, ставятся на советской  и зарубежной сцене.

 

 

 

 

21. «Записки охотника» И.С.Тургенева.

Поэтика «Записок» включает в себя различные по происхождения эстетические слои. По многочисленным внешним приметам художественного порядка тургеневский цикл – типичное произведение натуральной  школы, наиболее осязаемое выразившее её ориентации на «научную» парадигму. По жанру «З.О.» - серия очерков. «Физиологической» стилистике отвечает в «Записках» уже сама фигура охотника, представляемого в качестве непосредственного очевидца событий, фиксирующего их, как и положено очеркисту, с протокольной, фотографической точностью и минимумов авторской эмоциональной оценки. Ярко физиологичны у Тур.  Также портретные и пейзажные описания – непременная часть общей композиции каждого очерка. (Физиология Петербурга» - литературный манифест «натурального» направления). Тургеневский портрет едва ли не избыточно подробен: даются сведения об одежде героя, форме его тела, при изображении лица детально описываются лоб, нос, рот, глаза. В пейзаже та же  утонченная детализация, призванная воссоздать « реалистически» правдивую картину природы, дополняется массой сведений специального характера. Вместе с тем в тургеневском потрете и пейзаже, несмотря на всю бросающуюся в глаза «реалистическую» натуральность, скрыто присутствует другая – романтическая традиция изображения природы и человека. Тур. Изображает не столько разновидность определённого человеческого типа, сколько тайную индивидуальность. Точно так де и природа в «З. О.»имеет свою душу и свою тайну. Тургеневский пейзаж всегда одухотворён, природа у него живет своей особой жизнью, часто напоминающей человеческую: она тоскует и радуется, печалится и ликует. Приём психологического параллелелизма лежит в основе композиции в таких очерках, как «Бирюк», «Свидание». В поэтике «З.О.» очевидны уже знаки начавшейся переориентации Тур. С гоголевской «отрицательной» стилистики на «положительную» пушкинскую. Но основная тургеневская установка – стремление к примирению противоречий при сохранении яркой индивидуальности изображаемых характеров.

 

 «Записки Охотника» Тургенева как выражение антикрепостнических тенденций творч-ва писателя. Жанровое своеобразие «Записок».                 В 1847 г. в «Современнике» вышел очерк «Хорь и Калиныч», легший в основу «Записок». Он имел успех и потому Тург. стал писать подобные очерки, к-рые в 1852 г. вышли отд. книгой. В «Хоре и К.» Тург. выступил как новатор: он изобразил рус. народ как великую силу, страдающую от крепостничества. Николай I был в бешенстве, когда увидел книгу – когда очерки публиковались отдельно, было нормально, но когда автор расположил их в книге в строгом порядке, они приобрели антикрепостнич. хар-р -> композиция «Записок» очень важна, эта книга явл. не сборником, а цельным произвед-ем. Герои Тург. едины с природой, а отд. образы сливаются друг с другом. Антикрепостнич. пафос заключ. в изображ-и сильных народных хар-ров, что говорило о неправомерности крепостничества; к гоголевской галерее мертвых душ автор добавил живые. Хоть крестьяне и рабы, но внутренне они свободны. От «Хоря и К.» в начале до «Леса и степи» в конце нарастает этот мотив. Один образ крестьянина цепляется за др. Этим создается цельная картина жизни народа, беззаконий помещиков. У Тург. есть такой прием: он изображает крестьян, к-рых помещики заставляют заниматься ненужными делами - (н): в очерке «Льгов» изображен некий Кузьма Сучок, к-рого барин 7 лет заставляет ловить рыбу в пруду, где она не водится. Изображаются французы (Лежень в «Однодворце Овсянникове», граф Бланжия в «Льгове»), к-рых рус. правительство делало дворянами, хотя они сплошь были дураками. Др. пример: в «Двух помещиках» рассказывается, как один помещик велел везде сеять мак, т.к. он дороже – это подрыв устоев крест. об-ва. Тург. указывает на то, что дворянские самодурства приводят к тому, что многие крестьяне стали терять свое мнение, полностью подчиняться мнению барина. Важен в книге образ природы. Тург. показал 2 России – «живую» (крестьянскую) и «мертвую» (официальную). Все герои относятся к тому/иному полюсу. Все «крестьянские» образы заданы гл. произвед-ем сборника – «Хорем и К.». Хорь – деловой и практичный, Калиныч – поэтический.  Бурмистр Софрон перенимает от Хоря его худшие кач-ва (эгоизм), а однодворец Овсянников  - лучшие (практичность, терпимость к разумной новизне). Так показано изменение хар-ра, его развитие в разных людях. Преемники Калиныча – Ермолай (но он ближе к природе, чем Калиныч) и Касьян (в нем «природность» абсолютна). Гл. связующий образ – охотник-рассказчик. Хоть он и дворянин, он в 1ю очередь охотник, что сближает его с народом. Важно, что нек-е «+» дворяне тоже д/автора явл. «силой России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Роман Ивана Сергеевича Тургенева (1818-83) «Рудин» (1855), его идейно-художественное своеобразие, система образов, нравственная и социальная проблематика.

Сюжетное развитие романа «Рудин»  отличается лаконизмом, точностью и простотой. Действие укладывается в короткий временной срок. Впервые главный герой, Дмитрий Николаевич Рудин, появляется в поместье богатой барыни Дарьи Михайловны Ласунской. Встреча с ним становится событием, привлекшим самое заинтересованное внимание обитателей и гостей имения. Складываются новые взаимоотношения, которые драматически прерываются. Спустя два месяца развитие сюжета продолжается и снова укладывается меньше чем в два дня. Дмитрий Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской, дочери хозяйки имения. Эту встречу выслеживает приживал Пандалевский и доносит ее матери. Разгоревшийся скандал делает необходимым второе свидание у Авдюхина пруда. Встреча заканчивается разрывом влюбленных. В тот же вечер герой уезжает.

На втором плане, параллельно, в романе разворачивается другая любовная история. Соседний помещик Лежнев, товарищ Рудина по университету, объясняется в любви и получает согласие молодой вдовы Липиной. Таким образом, все события происходят в течение четырех дней!

В композицию входят элементы, призванные раскрыть характер и историческое значение образа Рудина. Таков своеобразный пролог, первый день повествования. На протяжении этого дня появление главного персонажа тщательно подготавливается. Роман не заканчивается расставанием Рудина с Натальей Ласунской. За ним следует и два эпилога. Они дают ответ на вопрос, что стало с героем дальше, как сложилась его судьба. Мы еще дважды встретимся с Рудиным – в русской глубинке и в Париже. Герой по-прежнему скитается по России, с одной почтовой станции на другую. Его благородные порывы бесплодны; он – лишний при современном порядке вещей. Во втором эпилоге Рудин героически гибнет на баррикаде во время парижского восстания 1848 года.

Более нигде в романе Тургенев не коснется участи крестьян. Но картина крепостной деревни запечатлелась в сознании читателя. Между тем дворянские герои Тургенева не имеют ничего общего с персонажами Фонвизина. В них нет грубых черт Простаковых и Скотининых и даже ограниченности обитателей барской Обломовки. Это образованные носители утонченной культуры. В них сильно нравственное чувство. Они сознают необходимость помощи крестьянам, заботы о благе своих крепостных. В своем поместье ими предпринимаются практические шаги, филантропические попытки. Но читатель уже убедился, что этого мало. Что же следует делать? В ответ на этот вопрос и появляется в романе главный герой.

В самом деле, в дальнейшем повествовании  продолжаются эти две темы: и тема личных недостатков Рудина, и тема исторической значительности самого факта его появления в русской жизни. В последующих главах мы узнаем очень много, почти все, о недостатках Рудина - со слов его бывшего друга Лежнева, которому читатель должен верить: Лежнев правдив и честен, к тому же он человек рудинского круга. И все-таки читатель не может не заметить, что Лежнев хотя как будто и прав, но он имеет личные причины дурно говорить о Рудине: ему жаль Волынцева, и он боится опасного влияния Рудина на Александру Павловну.

В романе «Рудин» (1855) И.С.Тургенев пытается осмыслить свою эпоху, выделив в ней самое важное. А самой важной из общественных проблем недавнего прошлого становится для него проблема «лишнего человека». Но увидена она теперь по-новому: «лишний человек» оказывается предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. Возникает образ противоречивый и многозначный.

Гениальность» и «натура» в образе Рудина. В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, богатой помещицы, бывшей столичной львицы, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии. Собрались: Пигасов (небогатый, циничный человек), Пандалевский (учитель детей Ласунской), и юная Наталья Ласунская. Вместо знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич Рудин, 35 лет, одет заурядно, неправильное, но выразительное и умное лицо. Завязывается беседа, Рудин спорит с Пигасовым. Рудина просят рассказать о себе, и он, обладая красноречием, всех покоряет. Рудин остаётся ночевать у Ласунской и на утро она начинает за ним ухаживать. Проходит 2 месяца, Рудин живёт у Ласунской, которая рада его обществу, т.к. после столицы провинциальное общество ей наскучило. Рудин проводит много времени с Натальей, беседует с неопытной девушкой, которая жадно слушает его монологи. В конце концов, Рудин признаётся ей в любви, и она отвечает ему тем же. Наталья рассказывает обо всём матери, но та не даёт благословения на такой брак. Девушка хочет идти против матери, но Рудин трусит и ему приходится уехать. Спустя 2 года Наталья соглашается выйти замуж за Волынцева. Рудин в это время скитается по стране, нигде не находит себе занятия, во всём терпит неудачу. 26 июля 1848 во время французской революции на баррикаде возникает фигура седого человека с саблей и знаменем в руках. Его пристреливают. Это был Рудин.

 Рудин – образованный человек,  но он не замечает, что не  понимает людей. Не может выдержать испытание любовью. Его сердце очерствлено образованностью, он всё анализирует и сравнивает. После отъезда от Ласунской он начинает заниматься практичными делами, но пытается сделать невозможное – сделать реку пригодной для судоходства, перестроить систему преподавания в гимназии – он парит в облаках. Лежнев – его антипод, он наоборот жмётся к земле. Рудин – богато одарённый человек, стремится к истине, любит философию, блестящий оратор и полемист. Но на нём лежит печать исторической обречённости, он не готов к практической деятельности, похож на Манилова – не может довести начатое до конца. Тургеневу близок Лежнев – практичный человек. Тургенев испытывает героя любовью. Противоречивой натуре Рудина противопоставлена цельность и мужественность Натальи Ласунской. В момент объяснения с ней Рудина как будто подменяют – в его обычно страстных монологах появляется слабость и безволие. Финальная сцена – гибель Рудина на революционной баррикаде – подчёркивает трагизм и историческую обречённость характерного героя романтической эпохи. Прототипом Дмитрия Рудина стал Бакунин – радикальный западник и анархист. Поэтому герой и получился личностью противоречивой, так как сам Тургенев противоречиво относился к Бакунину, с которым был дружен в юности, и не мог оценивать его абсолютно беспристрастно.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"