Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов».  Образ Ильи Ильича Обломова.

Роман «Обломов»  был начат в 1847 году, а полностью опубликован  в 1859-м. Появление его совпало  со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Первая часть романа «Обломов», включающая «Сон Обломова», посвящена описанию всех подробностей, «мелочей» бытия героя романа в его петербургской квартире — миниатюрной петербургской «Обломовке» — с Захаром, знаменитым диваном, халатом. Портрет Обломова говорит о многом в его характере: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Далее отмечает автор «выражение усталости или скуки», нездоровый цвет лица от недостатка воздуха и движения; обрюзгшее тело. Апатия Обломова доходила до того, что ему была безразлична паутина, напитанная пылью, которая лепилась в виде фестонов вокруг картин, ковры, покрытые пятнами, запыленные зеркала, «которые могли служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память».

 Захар, слуга Ильи Ильича, под стать хозяину. Если дорогой  восточный халат Обломова «засалился»,  то у Захара — постоянная  прореха под мышкой, из которой  торчит нижняя рубашка. Для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. Разве он виноват, что «уберешь, а завтра опять пыль наберется». Сам ленивый, он благоденствовал на лени хозяина. С дивана Обломова не могут поднять даже неотложные дела: нужно ответить на письмо старосты Обломовки, переехать на новую квартиру, заплатить по счетам. Обломова навещают приятели, пытаясь соблазнить на гуляние в Петергоф, но он отговаривается тем, что ему вредна сырость, хотя на улице солнечный день. Обломов видит суету и пустоту светской жизни, понимает, как обезличивается человек, посвятивший себя карьере. Особенно умны слова, обращенные к писателю Пенкину, о назначении литературы — сострадать людям из любви к ним. Однако за этими словами, при всей их безусловной правоте, угадывается желание оправдать свою бездеятельность. Обломов и читать ленится, и писательский труд его страшит: «И все писать, все писать, как колесо, как машина, пиши завтра, послезавтра: праздник придет, лето настанет — а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» Не только заняться каким-либо полезным делом, но даже переменить образ жизни у него не хватает воли. Не имея привычки действовать, он свои желания облекает в форму мечтаний: «Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...» Гордясь своей независимостью, тем, что он «барин». Обломов в силу своей неприспособленности к жизни становится рабом чужой воли, начиная со слуги Захара и кончая жуликами, которые чуть было не присвоили его имение. И только иногда, в редкую минуту он начинает с грустью и болью понимать свое истинное положение: «А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото, в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью... Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли... Ум и воля давно парализованы, и, кажется, безвозвратно...» Ответ на этот вопрос дан в главе «Сон Обломова». В ней рассказывается о семье Обломова, об их поместье и обычаях: «...забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке...» Труд воспринимался как наказание, посланное за грехи. У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги.

 Годы учения тоже не воспитали  в Обломове дисциплины ума.  И родители всячески спасали  любимое дитя от мук учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Идейно-эстетическая  функция образов Штольца и  Ольги Ильинской в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». 

Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного товарища Андрея Штольца, сына управляющего имением. Отец Андрея Штольца с немецкой педантичностью и последовательностью приучал его к труду, умственному и физическому, к ответственности за выполненный урок или поручение. И Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба направились в Петербург служить. Но уже через год Илья Ильич вышел в отставку: служба тяготила его, требовала внимания, усидчивости, трудолюбия. Деятельный Штольц заставляет «беспокоиться» русского барина Обломова, навязывает ему свои идеи. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки: «Теперь или никогда!» Он заставляет его бывать в обществе, читать книги, посещать театры. Усилия его оказались тщетны.

Последняя возможность излечиться от «обломовщины» предстала перед  героем в образе прекрасной русской  девушки Ольги Ильинской. Любовь к ней на время воскресила Обломова. Здесь обнаружилось и «золотое сердце» Обломова, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство души, сказавшееся в письме к Ольге, в котором он «готов пожертвовать своим счастьем, так как не достоин ее». Но любовь требует от человека не только порывов, но и постоянного внутреннего роста, преображения души, развития ума, чувства. Любовь не принимает «сна», неподвижности. «Обломовщина» победила и на этот раз. Ольга Ильинская расстается с Обломовым. Тонкая и глубокая натура, не останавливающаяся в своем развитии, она поняла, что ее чувство обречено, не имеет перспективы: в затхлом обломовском мирке она задохнулась бы, умерла как личность. Поэтому итог жизни самого Обломова (еще задолго до смерти физической) она воспринимает как катастрофу. Ольга выходит замуж за Штольца. Союз со Штольцем — это любящая семья: «...работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни». Но несмотря на идеальность Штольца, который сочетает черты дельца с высокими нравственными качествами, Ольга чувствует, что ей чего-то не хватает в жизни, ее тяготит спокойствие и безмятежность, которая сродни «обломовщине», так как она — тип русской женщины того периода, когда в России стало пробуждаться самосознание женщин, когда они почувствовали свое право на участие в общественной жизни. В финале мы наблюдаем медленное умирание Обломова в доме его жены, мещанки Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала ему «идеал нерушимого покоя жизни». Но и сама она приобрела новое человеческое существование, наполненное серьезной внутренней работой и обретшее смысл.

Добролюбов показал, что в идейном  отношении роман «Обломов» был  безусловно знамением времени, как  выражение новой оценки жизненных явлений, как приближение поры общественной работы. В романе, глубоко отразившем русскую жизнь, перед читателем предстаёт, по словам критика, «живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Добролюбов рассматривал обломовщину как социальное зло, влияние которого чувствуется в самых различных слоях русского общества - ив среде чиновников, и офицеров, и журналистов, и общественных деятелей.

В статье «Что такое обломовщина?»  Добролюбов дал превосходную трактовку романа Гончарова. Сам Гончаров, прочитав статью, признал, что критик «очень полно и широко разобрал обломовщину» и что об обломовщине «уже сказать после этого ничего нельзя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Роман Ивана Александровича Гончарова «Обрыв».

Роман «Обрыв» носил в первоначальных планах название «Художник». Главный герой его - художник Райский.  Райский - даровитая натура. Его тянет к искусству - к живописи, поэзии, скульптуре. Но в области искусства он ничего не достигает. Причиной этого является неспособность его к упорному, усидчивому труду, неумение доводить до конца свои замыслы. Райский - это разновидность «лишнего человека» своей эпохи. Уехав за границу, он разделяет участь большинства «лишних людей», метавшихся в поисках счастья с одного места на другое. Идеализация в романе «старой, консервативной русской жизни» нашла себе основное выражение в образе Бережковой - бабушки, как все называют её в романе.В бабушке всё своеобразно, гармонично. У неё есть дворянская спесь и родовая гордость, она даже несколько деспотична и в то же время умеет быть терпимой и уважать чужое мнение. Она строга и требовательна к людям, но Марфиньку и Веру, своих внучек, любит глубоко и нежно.Образ бабушки в изображении Гончарова превратился в символ «другой великой бабушки» - России патриархальной, старозаветной.Иное отношение у Гончарова мы видим к представителю революционно-демократических идей Марку Волохову - политический ссыльный. В провинции он пропагандирует материалистические и социалистические идей и объявляет непримиримую борьбу консервативным воззрениям и устоям жизни. Он умён и наблюдателен. В разговорах Волохова с Райским и Верой проявляются его остроумие и начитанность. Есть у него и другие положительные качества. Так, чувство товарищества толкает его просиживать, ночи у постели заболевшего Козлова. Все эти положительные свойства Волохова легко объясняют его влияние на окружающих, в частности на Веру.Но автора страшили люди, «готовые от почвы праздной теории безусловного отрицания перейти к действию». В «новых людях» Гончарова отталкивали их материализм, прямолинейность и презрительное отношение к эстетике. Марк превратился у него в тип циника, нигилиста. Отрицание собственности выражается у него в краже яблок из чужого сада. Демонстрируя презрение к традициям, Волохов принципиально пользуется вместо двери окном. Представление о свободе у него претворяется в проповедь свободной любви, «любви на срок».В конечном итоге образ Марка Волохова оказался карикатурой на революционно-демократическую молодёжь 60-х годов. Идеал верности старой бабушкиной морали и отрицание разрушительного влияния новой, революционной идеологии вскрывается в романе также при помощи образов Марфиньки и Веры. У Марфиньки сложившийся взгляд на жизнь, не знающий никаких «проклятых вопросов» и сомнений. В основе этого взгляда лежит традиция, верность идеалам патриархальной, «бабушкиной» Руси. Собственный жизненный идеал её прост и нетребователен. Она вся земная, непосредственная, цельная. От неё веет поэзией, радостью, красотой. Это грациозный образ девушки, простой и наивной, гармоничной в сочетании всех своих внешних и внутренних свойств.Значительно сложнее образ Веры, сестры Марфиньки. Райский, характеризуя Марфиньку, как «луч, тепло и свет», говорит о Вере: «Эта вся - мерцание и тайна, как ночь - полная мглы и искр, прелести и чудес». В противоположность Марфиньке, Вера не удовлетворяется старым бытом и в доме бабушки живёт по-своему, сложным внутренним миром. Она много и серьёзно читает, вырабатывает свой, независимый взгляд на жизнь, рвётся к какому-то ей самой ещё неясному, но прекрасному идеалу.И когда на её пути появляется Марк, он кажется ей героем, который поведёт её вперёд. Вера влюбляется в него. Однако взгляды на любовь у неё и у Марка оказались различными, и Веру постигает горькое разочарование.Пережив страсть,Вера смиряется в своих тревожных порывах. Она как бы капитулирует перед тем старым миром, вырваться из рутины которого она так страстно стремилась.Вера приходит к убеждению, что старый, бабушкин порядок «есть существенный, непогрешительный, совершеннейший идеал жизни».Несмотря на искусственность финала романа, Вера остаётся одним из самых пленительных женских образов в русской художественной литературе XIX в.Для понимания авторского замысла романа важен и образ Тушина. Тушин--это помещик, заводчик, лесопромышленник, провинциальный делец. Он умело хозяйничает в своём имении, применяя новые методы капиталистического хозяйства. Райский говорит о нём: «Тушин - наша истинная «партия действия», наше прочное будущее». Нетрудно увидеть, что в лице Тушина Гончаров дал только новый вариант просвещённого дельца, тип которого он ещё раньше приветствовал в лице Адуева-дяди и Штольца.Но тип буржуазного дельца оказался обрисованным у Гончарова только общими чертами. Тушин, как признавался потом сам автор, оказался лишь бледным, неясным намёком «на лучшее большинство» нового поколения.В романе «Обрыв» особенности таланта Гончарова - эпическая манера повествования, тщательная обработка деталей, превосходный язык - выступают необычайно ярко. Особенно удались Гончарову женские образы романа, достойные кисти автора «Обломова». Веру и Марфиньку можно поставить рядом с образами Татьяны и Ольги из романа Пушкина «Евгений Онегин».К недостаткам романа следует отнести неверную трактовку образа Волохова, бледность образов Беловодовой и Тушина.Критика довольно единодушно высказалась против ложной идеи романа. Салтыков-Щедрин в статье «Уличная философия» указывал, что в романе «Обрыв» Гончаров совершенно исказил идею революционного поколения.

 

 

18. Своеобразие обрисовки в романе Ивана Александровича Гончарова «Обрыв» образов Марка Волохова и Веры.

Образ Райского оттеняют такие второстепенные, но  глубокие  по  замыслу персонажи  романа, как художник Кириллов  и  учитель  Козлов.  Это  труженики  искусства и науки. Во многом иронически относясь к идеалистам 40-х годов, Гончаров проявил враждебное отношение в своем романе  и  к  новым  людям,  к  демократической молодежи 60-х годов. Облик этой молодежи  представлялся  ему  в  лице  Марка Волохова. Создавая этот образ, писатель имел в виду  молодежь,  увлекавшуюся идеями демократического движения. Политический смысл образа  Марка  Волохова сам Гончаров поясняет так: "Волохов не социалист, не доктринер, не демократ. Он радикал и кандидат в демагоги: он с почвы  праздной  теории  безусловного  отрицания готов перейти к действию - и перешел бы, если  бы  у  нас...  была озможна широкая пропаганда коммунизма, интернациональная подземная работа и  п.".  Однако  в  романе  не  раскрыты  политические  связи  Волохова,  не сформулирована  сколько-нибудь  полно   и   определенно   его   политическая программа, и вся его пропагандистская деятельность  рисуется  в  ироническом плане: единственным человеком, распропагандированным Волоховым,  оказывается четырнадцатилетний мальчуган.В изображении писателя  Волохов крайний нигилист, человек безнравственный,  себялюбивый,  он  проповедует теорию  "свободной любви" и т. п.Писатель отмечает в Волохове характер, настойчивость, искренность. Но в изображении Гончарова все способности и намерения  Волохова  направлены  на разрушение жизни, ее моральных устоев.

Вера - чудесная  русская девушка, обладающая страстным сердцем,  волей  и  упорством,  проницательным умом и глубоким нравственным чувством. Веру не удовлетворяет "старая правда" бабушки,  ветхозаветная,  патриархальная,  полуобломовская  жизнь,   которая беспечно и бездумно принята ее сестрой,  веселой  и  счастливой  Марфинькой, "простой, как сама природа". Вера - человек, ищущий новой  дороги  в  жизни, стремящийся познать ее тайны. Она  много  и  упорно  читает  и  Вольтера,  и "Фейербаха  с  братией",  и  Прудона,  то  есть  ту   социально-политическую литературу, которая пользовалась популярностью у молодежи  60-х  годов.  Она верит  только  тому,  в  чем  убеждается  сама,  ее  мысль независима,   ее отталкивают любые деспотические попытки навязать  ей  чужую волю.  Райский потерпел комическое фиаско, пытаясь руководить  своей кузиной,  ее  умом  и сердцем. Бессильна над нею власть и любимой бабушки. Вера  усвоила мысль о свободной и самостоятельной жизни. В этом отношении Гончаров  в ее  образе запечатлел новый тип русской девушки, выросшей в переломную эпоху.

     В своей среде Вера  одинока. Встретившись с Волоховым,  она столкнулась с явлением, ей  незнакомым, с человеком, тронувшим ее  сердце  неудачами  своей жизни, своей смелостью, стремлением к новому, лучшему. Но  крайний  нигилизм Марка Волохова, его теория "любви на срок" отталкивают  Веру.  Она  считает, что женщина "создана для семьи прежде всего", и верит в счастье с любимым на всю жизнь. Гончаров хочет показать, что  страстное  чувство  Веры  не  могло примириться с безнравственными, как это  подчеркивает  писатель,  принципами "разбойника Маркушки".

     Любовь  Веры  терпит  крушение,  оставляя  тяжелый   след  в ее   душе. Либеральная критика причитала по поводу  того,  что Вера  "пала".  Гончаров решительно протестовал против подобного ханжества, не видя в "падении"  Веры ничего,  что могло бы  бросить тень   на   ее   высокую   и   безупречную нравственность, рассматривая "обрыв" как  отражение  драмы  самой  жизни.  В статье "Лучше поздно, чем никогда" Гончаров  раскрывает  общественный  смысл драмы Веры: "Пала не  Вера,  не  личность,  пала  русская  девушка,  русская женщина - жертвой в борьбе старой жизни с новой: она не хотела  жить  слепо, по указке старших. Она сама знала, что отжило в старой, и  давно  тосковала, искала свежей, осмысленной жизни, хотела сознательно найти и  принять  новую правду, удержав и все прочное, коренное, лучшее в старой жизни.  Она  хотела не разрушения, а обновления, но она не знала, где и как  искать". В  последней  части  романа  образ  Веры,  тоскующей  и  вместе  с  тем "выздоравливающей" от  своего  "безумия",  тянущейся  к  Тушину,  становится тенденциозным,  утрачивает  свои  реалистические  черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Этапы и эволюция творчества И.С.Тургенева.

1 период:1834-1848год.Характеризуется  постепенным переходом писателя  от романтизма к реализму,преодолением  подражательности и выработкой  собст. манеры письма. Начал со стихов романт. характера с тенденциями к реализму.Около 100 стихов("Вечер","Утро туманное","деревня").Начинает писать драматическую поэму "Стено"(напеч. в 1917г).Пишет поэмы(40-е),"Разговор"(подраж. Лермонтову),"Параша",Помещик"(натур.школа).Пишет драм.произведения(40-е гг).Ком. "НЕосторожность","Безденежье"(всего 10 пьес-7 в 40-е,3 в 50-е, подраж Ревизору).Повести и рассказы 40-х годов. Проза посвящена тому,что он знал.Сюжеты из жизни дворян:"3портрета","Бретер","Петушков","Андрей Колосов".Рассказ "Хорь и Калиныч".Тургенев увидел жизнь простого народа.Нашёл свою тему.1847-"Записки охотника"

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"