Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся». Становление драматургической поэзии, система образов.

Пьесы Александра Николаевича Островского  нередко называют «окном» в купеческий мир творений были купцы всех гильдий, лавочники, приказчики, мелкие чиновники… Островского даже называли «Колумбом  Замоскворечья», ведь он, как Колумб, открыл русскому читателю целый мир – мир московского Замоскворечья, «страны» московского купцов.

Многие сюжеты для своих комедий  драматург не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась  имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала комедия «Банкрот», которую драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!» и принесла молодому автору заслуженную славу. Одна из первых комедий А.Н.Островского «Банкрут», или «Свои люди — сочтемся!», была написана в 1849 году. Она сразу же была замечена читающей публикой и принесла заслуженную славу автору.

Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо знакомых драматургу юридической практики и купеческого быта. Обман здесь начинается с малого — с умения приказчика материю потуже затянуть или «шмыгнуть» через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося покупателя; продолжается крупной и рискованной аферой купца Самсона Силыча Большова, а завершается тем, что более молодой и ловкий подлец приказчик Лазарь Елизарович Подхалюзин обводит вокруг пальца своего хозяина — старого плута и пройдоху. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя — вот что сумел показать Островский.

Купец Большое объявляет о том, что он стал банкротом. В действительности это один из ходов в коммерческой игре, с помощью которого он намерен «закрыть» расчеты с кредиторами, уклониться от уплаты долгов. Все свое состояние Большое переводит на имя «верного человека» — приказчика Подхалюзина. Этот оборотистый слуга под стать своему хозяину: руководствуясь не одними романтическими чувствами, женится на дочери Самсона Силыча Липочке, а затем присваивает имущество тестя. Большов отправляется в долговую тюрьму. Его можно было спасти. Для этого достаточно вернуть кредиторам хотя бы небольшую часть долгов. Но Подхалюзин и Липочка еще во время помолвки решили, что старики «почудили на своем веку, теперь нам пора». И долги Самсона Силыча остаются неоплаченными... казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется, основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова. Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»; его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство. Таким образом, пьеса А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся!» - это обличительная комедия, первая сатира драматурга на нравы купеческой среды. Драматург, впервые в русской литературе, показал жизнь Замоскворечья – быт и нравы московских купцов, их взгляды на жизнь, мечты и стремления. Кроме того, первая пьеса Островского определила его творческую манеру, приемы и методы, с помощью которых он впоследствии создал такие драматургические шедевры, как «Гроза» и «Бесприданница».

   «Свои люди – сочтемся»  (первонач. наз. «Банкрот») – 1849. Изображена жизнь замоскворецкого  купеческого дома. В комедии все  друг с другом воюют и тем едины. В ней сложились черты поэтики О.: 1. сосредоточенность на нравственной проблематике, 2. преобладание семейно-бытовых конфликтов, 3. нравоописат. эл-ты О. использует д/анализа хар-ров. Пьеса близка к натуральной школе, но в ней есть новизна: выс. ступень обобщения. Композиция: объединение очерковости с напряженной интригой. Но события разворачиваются неторопливо. Драматич. дей-е не исчерпывается интригой, есть и нравоописат. эпизоды (споры Липочки с матерью, визиты свахи, сцены с Тишкой). У О. сама речь героев – объект худ. изображ-я.

 

 

 

34. Александр Николаевич Островский в «молодой редакции» «Москвитянина». Комедия «Бедность не порок» и др.

МОЛОДАЯ РЕДАКЦИЯ «МОСКВИТЯНИНА» образовалась в февр. 1851 после публикации в  «Москвитянине» пьесы А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» (1850. № 6). С. В. Максимов описывает дебют молодого драматурга: «Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!» — торжественно, с привычным пафосом, сказал профессор русской словесности С. П. Шевырев, признававшийся тогда корифеем эстетической критики и бывший соредактором М. П. Погодина в «Москвитянине». Успех был не только литературный, но и коммерческий. В течение полугода число подписчиков журнала возросло с 500 до 1100, что тоже сыграло не последнюю роль в приглашении Островского в «Москвитянин». Но Островский пришел не один. К этому времени он уже был признанным главой «нового направления» в литературе, «глашатаем правды новой». «Явился Островский, — отмечал А. Григорьев, — и около него как центра — кружок, в котором нашлись все мои, дотоле смутные верования». Этот кружок Островского и составил ядро «молодой редакции» «Москвитянина». Все они действительно были молоды. Старшему из них, А. Григорьеву, было 28, Островскому — 27, Эдельсону — 26, Филиппову — 25, Алмазову — 23, Максимову — 20. И почти все — недавно учились или продолжали учиться в Московском университете. Либеральная пресса создала культ Т. Н. Грановского, читавшего курс лекций по всемирной истории и напоминавшего, по словам современника, «революционеров-проповедников времен Реформации». Но в эти же самые 40-е в Московском университете курс лекций по древнерусской литературе и народной словесности читал С. П. Шевырев. «Открытием нового мира нашей словесности» называл эти лекции И. В. Киреевский («Москвитянин». 1845. № 1). Таким же открытием были лекции по древнерусской истории Погодина. Яростные споры между западниками и славянофилами велись не только в литературном салоне Киреевских—Елагиных у Красных ворот, но и в студенческой среде. Западники пополнили ряды ревдемократов, а славянофилы вошли в «молодую редакцию» «Москвитянина».

«Кружок Островского» (они называли себя «коренниками»), а затем и  «молодой редакции» «Москвитянина», объединяло сродство душ, осознание  себя коренными русскими. «Побывавший здесь, — вспоминал С. В. Максимов, — уходил и с более приподнятым челом, уверенностью и твердою поступью, как будто бы он на свое прирожденное звание получил оформленный и засвидетельствованный патент». В России, как и во многих др. странах, национальное возрождение начиналось с возрождения фольклора, народной песни. Почти все ранние славянофилы принимали участие в создании первого национального свода фольклора — Собрания народных песен П. В. Киреевского. В «молодой редакции» буквально царил культ русской песни, в нее входили такие выдающиеся собиратели фольклора, как П. И. Якушкин, М. А. Стахович, М. А. Максимович. Но С. В. Максимов не случайно подчеркивал и разницу: «Перлы народного творчества здесь получали живое художественное толкование. Песня оживала не в мертвых записях, а в своих цельных образах». Почти во всех воспоминаниях о «молодой редакции» запечатлен образ Т. Филиппова как замечательного исполнителя народных песен, которому не было равных в Москве 50-х. Через многие годы, став крупнейшим чиновником — государственным контролером, он издал в 1883 сборник народных песен в гармонизации Н. А. Римского-Корсакова. В его сановном доме на Миллионной жила выдающаяся «народная поэтесса» И. Федосова.

«Свои люди – сочтемся» (первонач. наз. «Банкрот») – 1849. Изображена жизнь замоскворецкого купеческого дома. В комедии все друг с другом воюют и тем едины. В ней сложились черты поэтики О.: 1. сосредоточенность на нравственной проблематике, 2. преобладание семейно-бытовых конфликтов, 3. нравоописат. эл-ты О. использует д/анализа хар-ров. Пьеса близка к натуральной школе, но в ней есть новизна: выс. ступень обобщения. Композиция: объединение очерковости с напряженной интригой. Но события разворачиваются неторопливо. Драматич. дей-е не исчерпывается интригой, есть и нравоописат. эпизоды (споры Липочки с матерью, визиты свахи, сцены с Тишкой). У О. сама речь героев – объект худ. изображ-я. След. пьеса – «Не в свои сани не садись». В ней драматизм внутрисемейных отнош-й лишен соц. окраски.

В пьесе «Бедность не порок» соц. конфликт в семье Торцовых достигает выс. напряжения. Власть старших над младшими основывается на деньгах. В пьесе сплетено драматическое и комедийное. В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество.

Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его пьес. Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове. Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие  жителей. Главное в пьесе - внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

 

 

35. Комедия Александра Николаевича Островского «Доходное место». Обличительный пафос.

В 1856 году Островский написал комедию «Доходное место». Действующие лица пьесы — чиновники разных рангов, от Штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников, прислуживаю старому служаке Юсову, секретарю Вышневского.  В комедии «Доходное место» с замечательной художествен ной силой драматургом разоблачено чиновничье «темное царство». Это одно из самых ярких произведений русской обличительной литературы. Недаром «Доходное место» запретили ставить на сцене. Только после отмены крепостного права, в 1863 году, пьеса была разрешена к постановке. Островский прекрасно знал быт чиновников. Вспоминая свою службу в светском и коммерческом судах, он признавался: «Не будь я в этом аду, не написать бы мне «Доходного места». Старый чиновник Юсов — самая яркая фигура в комедии по живописности изображения и по обличительной силе. Юсов кажется не злым и не сварливым человеком. Он даже похваляется тем, что любит «выводить в люди» молодежь без роду, без племени, и действительно «выводит» малограмотного чиновника Белогубова, но делает это не по доброте душевной: покровительствуя Белогубову и ему подобным, Юсов обеспечивает себе послушных пособников. Он убежденный взяточник. Торговля законом — для него жизненное правило. В глазах Островского, как указывал Чернышевский, взяточячество «не произвольное преступление нескольких дурных люней а старый обычай, тесно связанный со многими другими обычаями, столь же важными и вредными, со многими коренными понятиями о жизни». Юсов возмущен критикой в адрес начальства: «Кабы Аристарх Владимирыч при его уме да знал законы и все порядки так, как его предшественник, ну, и конец... конец... и разговаривать нечего. Поезжай за ним, как по железной дороге. Так ухватились за него, да и ступай. И чины, и ордена, и всякие угодья, и дома, и деревни с пустошами. Дух захватывает!» Всей сплоченной касте чиновников в комедии противопоставлен Жадов — молодой человек с университетским образованием. Чувство глубокого негодования вызывает у Жадова неправда, с какой он сталкивается в своей практической деятельности. «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости? Я еще не потерял веру в человека и думал, что мои слова произведут на них действие». Но у Жадова не хватает силы воли на борьбу с несправедливостью. Под давлениемсемейных обстоятельств он идет, в конце концов, просить доходного места у своего дядюшки Вышневского. Жадов сам знает, что не способен к борьбе, но он человек нового времени и представитель демократической среды. Какова бы ни была его личная слабость, за ним — сила новой общественной мысли. «...Всегда были и будут слабые люди. Вот вам Доказательств — я сам»,— говорит Жадов Вышневскому, но тут *е указывает старому генералу-взяточнику на людей нового, демократического лагеря: «...слышатся энергичные возгласы про-Тив общественного зла... начинает создаваться общественное Мнение... в юношах воспитывается чувство долга, чувство справедливости, и оно растет, растет и приносит плоды. Не увидите ВЬ1> так мы увидим...» Островский не скрывает слабостей Жадова, его бессилия перед Рократической средой, его бездейственности, хотя в уста героя писатель вкладывает много своих мыслей. Как писал Добпот и Островский, «без сомнения, сочувствовал тем прекрасным вец которые говорит Жадов; но в то же время он умел почувствов что заставить Жадова делать все эти прекрасные вещи — знаъ бы исказить настоящую русскую действительность». В финале комедии Островский с исключительным мает ством изображает поведение Юсова и Вышневского. «...Юсов пишет Добролюбов,— узнав, что все ведомство Вышневского о дано под суд, выражает искреннее убеждение, что это по греха», нашим — наказание за гордость...» Вышневский то же само* объясняет, только несколько рациональнее: «Моя быстрая ка рьера и заметное обогащение — вооружили против меня сильных людей...» И, сходясь в этом объяснении, оба администратора остаются затем совершенно спокойны совестию относительно законности своих действий... Да и отчего бы не быть им спокойными, когда их деятельность, равно как и все их понятия а стремления, так гармонируют с общим ходом дел и устройством «темного царства»? Комедия «Доходное место» возбудила ненависть взяточников, крепостников и получила высокое признание со стороны лучших людей своего времени. И сейчас «Доходное место» не сходит со сцен лучших театров, продолжая бороться с темными сторонами жизни, обличая пороки, утверждая истинное благородство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. «Гроза» Александра Николаевича Островского. Жанр, драматический колорит, композиция, система образов. Добролюбов и Писарев о «Грозе». “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий... В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее.

  Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове. Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии: суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых купцов, нищету и суеверие  жителей. Главное в пьесе - внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

    Проблематика пьесы связана  с произведениями Островского  конца 1840-х — первой половины 1850-х гг. Но в «Грозе» мир  патриархального купечества изображен по-новому. В отличие от пьес предшествующего, «москвитянинского», периода, Островский резко критически отнесся к неподвижности и косной патриархальности «темного царства». По сравнению с первой комедией «Свои люди — сочтемся!» в «Грозе» создан образ настоящей героини, вышедшей из купеческой среды. Образ Катерины Кабановой — художественное открытие драматурга. Если в пьесах первой половины 1850-х гг. он показал, как патриархальную купеческую семью подрывало вторжение европейской «моды», «цивилизации», порождая полукарикатурных «мещан во дворянстве» (Гордей Торцов), то в «Грозе» протест Катерины отразил новую тенденцию, возникшую в самом купеческом быту, а не «импортированную» извне.

Появление героини, чей взгляд на жизнь  полностью противоположен патриархальным традициям купеческого города Калинова, кажется, на первый взгляд, случайным.Привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.

    Замуж за Тихона Катерина  вышла без любви. В доме Кабанихи  все трепещет при одном только  властном окрике купчихи. Жизнь  в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Любовь Катерины не высшая потребность души, как у Ларисы Огудаяовой из «Бесприданницы», а форма протеста против быта, символ свободы и веры в реальность мечты. Мечта Катерины воплотилась в Борисе, к которому она и обращается не столько как к возлюбленному, сколько как к своей мечте. В нем соединились ее надежды на счастье, сознание своего греха, горечь от предчувствия неизбежного наказания. Катерина и Борис говорят на разных языках: она смогла подняться над бытом, но ее возлюбленный к этому не способен. В «Грозе» раскрылась новая «философия быта», выработанная Островским. Быт стал формой «живой» жизни, отражением естественных стремлений человека. Понять душу человека, подвергнув ее испытанию бытом, — такова главная задача, поставленная драматургом во второй половине 1850-х гг.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"