Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

“Бесприданница”-драма из жизни большого приволжского города Бряхимова... Живет в нем дворянка-вдова средних лет, из цыган, Харита Игнатьевна Огудалова. У нее осталась младшая бесприданница — Лариса Дмитриевна. Ее печальная участь в темном царстве наживы — центр этой драмы. Действующие лица: Огудалова, Лариса, Мокий Парменыч Кнуров, Василий Данилыч Вожеватов, Юлий Капитоныч Карандышев (небогатый чиновник, жених Ларисы), его тетушка Ефросинья Потаповна, блестящий барин и судохозяин Паратов Сергей Сергеич, цыган Илья, Робинзон, Гаврило, Иван. В пьесе 4 дей-я: на городском бульваре по-над Волгой, с площадкой перед кофейной; в комнате дома вдовы Огудаловой; в кабинете Карандышева и светлою летнею ночью на том же приволжском бульваре... Характер Ларисы: это белая чайка над Волгой, сраженная своим поэтичным и искренним чувством к недостойному человеку, холодным цинизмом людских отношений, где любовь и семья — только сделка, жестокий расчет. Но гордая Лариса не стала товаром. Своей смертью Лариса выказала презрение к тому оскверненному миру, что создали люди. Жизнь идет, не кончаясь, и нет в ней как будто начала. Но ведь именно в прошлом заложена часто трагедия, и надобен лишь толчок, чтоб сверкнула она, как молния, над судьбой чел-ка. Так и с Ларисой. Ее драма начнется через год после бегства Сергея Паратова, когда уже отстрадалась как будто она и выйти замуж за первого встречного — за чиновника, мещанина Карандышева. Тут-то явится вдруг Паратов, и драма начнется. В сердце Ларисы вспыхивает любовь, драма начнется и она умрет.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Николай Алексеевич Некрасов о поэте и поэзии.

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников  социальной поэзии, для которой нет  запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки: Поэтом можешь ты не быть,  Но Гражданином быть обязан.

    Гражданин яростно убеждает  Поэта в том, что нужно посвятить  свой гений служению отечеству. 

    Некрасов известен как  певец простого народа. Он всегда  готов заступиться за угнетенного,  униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения — “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” — посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” — понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю: “Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”. И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.

    Много Н. А. Некрасов  размышляет о собственной Музе. У Некрасова это “Муза мести  и печали”. Ее голова украшена  “терновым венцом”. Она печальна  и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей  слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей.

    Образ Музы в поэзии  Некрасова неизменно переплетается  с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался  к этому дорогому его сердцу  образу. Особенно ярко он запечатлен  в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.

   Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания.

Романтич. сб. Н. - "Мечты и звуки" (1840), осужденный Белинским. Зрелый Н., начиная  со стих-я "В дороге" ("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 г., явл. продолжателем пушкинской линии в рус. поэзии - по преимуществу реалистич. В некрасовской лирике есть лирич. герой, но единство его опред-ся не кругом тем и идей, а общ. принципами отнош-я к дей-ти. И здесь Н. выступает как новатор, существенно обогативший рус. лирич. поэзию, расширивший горизонты дей-ти, охваченной лирич. изображ-ем. Тематика Н.-лирика разнообразна. 1й из худ. принципов Н.-лирика м/наз. социальным - "Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стих-и "О Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза, у Н. – это страдания бедняков. Причем эта соц. тема меняет хар-р и собственно любовной лирики Н. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стих-е 1858 г. И герой предлагает помолиться за тех, "кто все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям". Н. выраж. здесь сознание разночинца, истинного демократа.  2й худ. принцип Н.-лирика – соц. аналитизм. И это б/новым в рус. поэзии. Носителем, субъектом соц. типизации оказывается не только автор, но и его лирич. герой. Соц. аналитизм пронизывает 2 известнейших стих-я "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864). Особ-ть рус. Л. в том, что она всегда была/связана с актуальными проблемами обществ. жизни. Н. такой же. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Н. наиб. полно изложил в стих-и "Поэт и гражданин", к-рое воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом. Именно таким поэтом был Некрасов.

44. Демократизация тем, художественных форм, проблема народа в лирике Николая Алексеевича Некрасова.

 Тема родины занимает одно  из ведущих мест в творчестве  Некрасова. В произведениях, посвященных  этой теме,  поэт затрагивает  наиболее острые проблемы своего  времени. Для Некрасова была  актуальна проблема рабства. Однако  он рассматривал ее несколько  в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение.

В лирике Некрасова слились воедино  два понятия: народ и родина. Они  были для поэта неразделимы, и  это вполне объяснимо, если вспомнить  его биографию. Некрасов провел детство на берегу Волги, под Ярославлем, в имении своего отца . С ранних лет он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый труд и редкие праздники. Уже тогда поэт научился любить свой народ, свою родину. Но любовь к родине была у него не простой: он мог бы, вслед за Лермонтовым, сказать, что любит ее «страстною любовью». Для Некрасова существовало как бы две России: Россия помещиков-крепостников, чиновников, равнодушных к бедам народа, бездарных правителей и другая Россия – Россия народная, близкая и понятная поэту. Некрасов ненавидел первую Россию и всем сердцем любил вторую.

    Поэт ненавидел крепостное  право и крепостников, особенно  таких жестоких и своенравных,  как его отец. Поэт был невольным  свидетелем нравственных и физических мучений крепостных, этих бесправных и безмолвных рабов. В стихотворении « Родина» Некрасов нарисовал имение отца, но в нем крестьяне выносили нестерпимые страдания, там «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Такую же картину можно было наблюдать в любом уголке России; и именно тогда, в детстве, Некрасов научился «терпеть и ненавидеть»: терпеть боль при виде мучений русского народа и ненавидеть тех, кто причинял эти мучения.

    Не случайно много  позже в стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он определил главную тему своего творчества – «страдания народа». Пока народ находился в неволе, лира поэта должна служить народу.

    Некрасову было горько  видеть, как труд крестьян служит  не их собственному благу, а процветанию помещика. В стихотворении «На родине» поэт пишет:

    Ах, странно так я создан  небесами,

    Таков мой рок, 

    Что хлеб полей, возделанных  рабами,

    Нейдет мне впрок! 

    О собственном положении  народа и о полном безразличии к его бедам властей Некрасов написал в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поводом для его написания послужила обычная для того времени уличная сцена: крестьян-ходоков, издалека пришедших в Петербург «за правдой, прогоняют от подъезда дома чиновника-вельможи. Поэт явно с сочувствием рисует этих крестьян, которых, видно, крайняя нужда заставила пуститься в долгий путь. Но их не пустили даже на порог этого дома, потому что его хозяин-министр «не любит оборванной черни», он в это время сладко спит в своих роскошных палатах и не желал ничего знать о народных нуждах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Интимная лирика, «панаевский цикл» в творчестве Николая Алексеевича Некрасова.

Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах общества. Однако этому художнику принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл».

    Эти произведения, навеянные  отношениями поэта с его гражданской женой, А.Я. Панаевой, образуют единый лирический дневник, запечатлевший все оттенки чувств лирического героя. Сила этих стихов - в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни. Отсюда - напряженный драматизм этой бурной лирической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей «прозаизированного» стиха.

    В «панаевском цикле»  отношения лирического героя  и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух равноправных личностей, независимых и вместе с тем душевно ранимых. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики и т. п.

    Некрасов впервые открывает  сложный, внутренне надломленный женский характер, судьба которого впоследствии будет детально прослежена в романах Ф. М. Достоевского (Настасья Филипповна в «Идиоте», Грушенька в «Братьях Карамазовых»). Это героиня с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод сердцем. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков.

    Таким образом, Некрасов  в своих стихах не просто  создает характер героини, что  уже само по себе ново, но  и рисует новый характер в развитии, в разных, подчас неожиданных, проявлениях - самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать. «Я не люблю иронии твоей...» - уже в одной этой первой фразе вступления есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений:

    Пока еще застенчиво  и нежно 

    Свидание продлить желаешь  ты,

    Пока еще кипят во  мне мятежно 

    Ревнивые тревоги и  мечты -

    Не торопи развязки  неизбежной!

    Сквозным сюжетом «панаевского  цикла» является драматическая борьба сильного чувства с пошлостью повседневной жизни. Некрасов не боится лишить любовь романтического ореола и показать ее как неустанный, «черновой» труд души любящих, в котором возвышенное и низменное попеременно одерживают верх. И, как всегда бывает в лирике Некрасова, интимная, задушевная интонация «пробивает себе дорогу» сквозь «прозаизмы»:

    Кто ночи трудные проводит,

    Один, ревнивый и больной, 

    А утром с ней по  лавкам бродит,

    Наряд торгуя дорогой? 

    Некрасов дал формулу,  которую охотно приняли при разговоре о его лирике, - «проза любви». Однако эта проза состоит не в особой приверженности к быту и дрязгам. Некрасов погружает нас в мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждений и самоугрызений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Широта отражения жизни народа, основные художественные образы, фольклорная основа, высокое художественное совершенство, строгий реализм поэм.

«Коробейники»(1861)- первая народная поэма, великолепная стилизация. В  ней  поэт  выходил на  новую  дорогу. Предшествующее  его творчество  было  адресовано  в  основном  читателю  из  образованных  слоев общества.  В «К.» есть и любовь и тоска разлуки, и насильственная смерть."Коробейники"  -   поэма-путешествие.  Бродят  по  сельским   просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным  взором  проходят  одна  за  другой  пестрые картины   жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги  превращает  поэму в широкий обзор российской  провинциальной  действительности.  Все, что  происходит  в поэме, воспринимается глазами народа,  всему дается крестьянский приговор. О подлинной  народности поэмы  свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава  ее,  в которой  торжествует  искусство некрасовского  "многоголосия", искусство делать  народный взгляд на мир  своим, вскоре стала  популярнейшей народной песней - "Коробушкой".  Главные  критики  и  судьи  в  поэме  -  не

патриархальные мужики,  а "бывалые", много повидавшие  в своей страннической жизни и  обо всем имеющие собственное  суждение. Создаются колоритные  живые типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков. Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы- концепция некрасовской народности.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"