Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".
"Мороз, Красный нос" 1863-след.
Поэма, обращалась тоже к
Судьба рус. женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский хар-р, заставляя стойко переносить жизненные испытания. На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, к-рые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий хар-р Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные кач-ва — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому: «Я ли о нем не старалась? / Я ли жалела чего? / Я ему молвить боялась, / Как я любила его!». Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только нужду. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту.
47. Историко-революционные поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка», «Русские женщины», их идейно-художественный анализ.
В 70-е гг. Некрасов продолжает работать
в жанре поэмы. В этот период он
создает несколько больших
Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал преемственную связь, существующую между передовой молодежью и декабристами. Характерно, что историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к поэме «Дедушка» (1870), построенной в виде беседы возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, он все еще «бодр и красив», «строен, высокого роста», у него «поступь, осанка тверда».
Поэма «Русские женщины» (1872—1873), воспевшая подвиг жен декабристов, состоит из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической («Княгиня Трубецкая», 1872) и реалистической («Княгиня М. Н. Волконская», 1873).
Основным источником этой части
поэмы послужили
Сначала поэма была названа «Декабристки», но в процессе работы Некрасов дал ей другое название — «Русские женщины», придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Говоря о своих героинях, он специально подчеркивал: «...самоотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии».
Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871- 1872) - поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году. Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов справочник школьника 435 искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века. Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения - «Декабристки» - было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла: «Русские женщины».
К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристками), останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближают в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины». Основная черта характера некрасовских декабристок - высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку - подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости.
Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторжные цепи. В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.
Две части поэмы - «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н.Волконская» - соотносятся по принципу контрастного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчеркнуть монолитность характера героини, красоту ее деяния. Вторая часть, построенная как семейные воспоминания, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подзаголовок - «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых напряженных эпизодах поднимающейся до высоких патетических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг. Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений читателей.
48. Типы крестьянской Руси в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси
жить хорошо” поистине можно назвать
энциклопедией русской
Центральное место в
жизни и творчестве автора
занимает именно эта поэма,
которая явилась плодом
Весь народ, представленный
в поэме, можно разделить на
две большие категории. К
Некрасов создает образ
Савелия, истинно русского
К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам.
Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина - “народного заступника”, который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.
В прекрасном женском
образе Матрены Тимофеевны
Наряду с образами
крестьян-борцов поэт рисует и
тех, кто вызывает осуждение, -
крестьян, которых испортила
Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.
Наряду с “народными
заступниками” в поэме стоит
и образ разночинца Гриши
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что "теперь их вместо барина драть будет волостной". С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием.
В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа.
49. Образ женщины-крестьянки в поэмах Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».
Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"