Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".

Файлы: 1 файл

Ответы Экзамен рус лит 19 в 2 треть.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

"Мороз, Красный нос" 1863-след. Поэма, обращалась тоже к проблемам  народности. Центральное событие  "Мороза"  - смерть крестьянина,  и действие в поэме не выходит  за пределы одной крестьянской семьи. В  то же время и в России, и за рубежом  ее  считают поэмой  эпической.  На  первый  взгляд,  это парадокс,  так  как  классическая  эстетика считала зерном  эпической  поэмы конфликт  общенационального  масштаба,   воспевание  великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации. Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов  не  только не ограничил,но укрупнил ее проблематику.  Некрасовская  мысль   развивается  здесь   в   русле  довольно устойчивой,  а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья - основа  национальной  жизни.  Сквозь  бытовой сюжет просвечивает  у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения  ее устоев. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Мороз-воевода- вносит в поэму элемент сказочной фантастики.

 

Судьба рус. женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые  условия закаляют женский хар-р, заставляя стойко переносить жизненные  испытания. На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, к-рые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий хар-р Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные кач-ва — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому: «Я ли о нем не старалась? / Я ли жалела чего? / Я ему молвить боялась, / Как я любила его!». Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только нужду. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту.

 

47. Историко-революционные поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка», «Русские женщины», их идейно-художественный анализ.

В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько больших произведений историко-революционного характера.

Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал  преемственную связь, существующую между передовой молодежью и  декабристами. Характерно, что историко-революционные  поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к поэме «Дедушка» (1870), построенной в виде беседы возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, он все еще «бодр и красив», «строен, высокого роста», у него «поступь, осанка тверда».

Поэма «Русские женщины» (1872—1873), воспевшая  подвиг жен декабристов, состоит  из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической («Княгиня Трубецкая», 1872) и реалистической («Княгиня М. Н. Волконская», 1873).

Основным источником этой части  поэмы послужили автобиографические записки самой Волконской. С ними поэта ознакомил ее сын — М. С. Волконский (тогда записки его матери еще не были опубликованы). Некрасов делал заметки карандашом в принесенной им тетради. За три вечера чтение было закончено. «Вспоминаю,— писал впоследствии М. С. Волконский,— как при этом Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: "Довольно, не могу" — бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

Сначала поэма была названа «Декабристки», но в процессе работы Некрасов дал  ей другое название — «Русские женщины», придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Говоря о своих героинях, он специально подчеркивал: «...самоотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии».

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871-  1872) - поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году.  Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов  справочник школьника  435  искал и находил черты, которые объединяли их с русскими  женщинами 60-70 годов XIX века.  Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины  Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской,  Некрасов открывал новые грани национального женского  характера. Первоначальное заглавие произведения - «Декабристки» - было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла: «Русские женщины».

К первой публикации «Княгини Трубецкой» в  журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное  ими (декабристками), останется навсегда свидетельством  великих душевных сил, присущих русской женщине, и  есть  прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость  и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство  долга и верность естественно сближают в нравственном  плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в  единое понятие «русские женщины».  Основная черта характера некрасовских декабристок - высокое гражданское самосознание, определяющее  программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку -  подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости.

Это общественно значимый поступок, это вызов  злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный  эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг  долгожданной встречи с  мужем целует прежде его каторжные цепи.  В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для  документально точного воспроизведения событий, да и не  стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.

Две части поэмы - «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня  М.Н.Волконская» - соотносятся по принципу контрастного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчеркнуть монолитность характера героини, красоту ее деяния.  Вторая часть, построенная как семейные воспоминания, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подзаголовок - «Бабушкины записки»), передает, по существу,  то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования  неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых  напряженных эпизодах поднимающейся до высоких патетических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой  и естественный, с особой силой высвечивал человеческое  содержание исторического деяния героини и ее подруг. Пленительные образы русских женщин, созданные  великим поэтом, по праву признанным певцом женской  доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений читателей.

48. Типы крестьянской  Руси в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” поистине можно назвать  энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.

    Центральное место в  жизни и творчестве автора  занимает именно эта поэма,  которая явилась плодом многолетнего  труда, наблюдений, исследований  крестьянской жизни, наиболее  полно отразила быт, обычаи, нравы  крестьян.

    Весь народ, представленный  в поэме, можно разделить на  две большие категории. К первой  относятся те крестьяне, которые  протестует против своего положения,  пытаются что-либо сделать и  изменить в своей тяжелой жизни.  Это своего рода “бунтари”.  Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство.

    Некрасов создает образ  Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. “Осьмнадцать лет” терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение — закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы — поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба.

   К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам.

    Важную роль в поэме  играет образ Ермилы Гирина - “народного  заступника”, который бьется  за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.

    В прекрасном женском  образе Матрены Тимофеевны Некрасов  показал всю тяжесть “долюшки  женской”. Эта тема прослеживается  во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием.

    Наряду с образами  крестьян-борцов поэт рисует и  тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая  система, их близость к помещикам  и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину.

    Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.

    Наряду с “народными  заступниками” в поэме стоит  и образ разночинца Гриши Добросклонова.  Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, о всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа.

 Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что "теперь их вместо барина драть будет волостной". С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием.

В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде  Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа.

 

 

49. Образ женщины-крестьянки в поэмах Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"